Компания Digital Realty Trust, один из крупнейших владельцев недвижимости для центров обработки данных, опубликовала результаты очередного ежегодного исследования американского рынка ЦОД, подготовленного на основе опроса, который был проведен на 300 крупных предприятиях. Выяснилось, что почти все они нуждаются в расширении площади центров обработки данных: 92% респондентов сообщили, что их компании точно или вероятно расширят свои ЦОД. Это рекордно высокий показатель за все шесть лет, что проводится опрос. Среди респондентов с конкретными планами расширения 38% планируют увеличить площади трех или более ЦОД.

Растет и масштаб планируемых проектов ЦОД, отмечают в Digital Realty. Более половины, 54% респондентов, сообщили, что площадь проектируемых ими помещений превысит 1400 кв. м, 49% опрошенных нуждаются в электрической мощности не менее 2 МВт, а 12% — 5 МВт или более.

Рост потребностей — ожидаемое явление. Даже в период сокращения финансирования ИТ-проектов после кризисного 2008 года сооружение ЦОД замедлилось несильно, утверждает Мэтт Стэнсберри, директор по контенту и публикациям Uptime Institute. Недавно эта организация провела опрос среди администраторов центров обработки данных, выяснив, что за последние пять лет 80% респондентов построили новый ЦОД или расширили имеющийся.

«Вам в любом случае необходимы мощности ЦОД, как при подъемах, так и при спадах экономики», — полагает Стэнсберри.

Серьезные изменения в этом году произошли в принципах приобретения и строительства помещений для ЦОД. Среди опрошенных Digital Realty 78% из тех, кто планирует расширять ЦОД, сообщили, что собираются воспользоваться для одного или всех своих проектов услугами партнера, например оптового поставщика площадей для ЦОД или подрядчика по проектированию и строительству.

Это серьезная перемена по сравнению с прошлыми годами, когда в крупнейших компаниях предпочитали создавать ЦОД своими силами. «Сейчас очень многие из тех, кто этого раньше не делал, начали обращаться к операторам colocation-центров и поставщикам услуг строительства ЦОД, — утверждает Стэнсберри. — Раньше большинство крупных компаний сами занимались своими ЦОД, но теперь ситуация стремительно меняется».

Даже такие компании, как Google и Yahoo!, которые известны тем, что самостоятельно строят центры обработки данных на основе самых современных технологий, начинают пользоваться услугами сторонних поставщиков. Один из них, компания Equinix, специализируется на строительстве ЦОД, в которых соединены друг с другом сети многих телекоммуникационных компаний и colocation-провайдеров.

«Заказчики вроде Google обращаются к нам с просьбой о создании концентраторов, обеспечивающих быстрый доступ ко множеству сетей, — утверждает Марк Адамс, директор по развитию Equinix. — Мы предлагаем критически важный элемент инфраструктуры, необходимый многим крупным компаниям, чья деятельность связана с веб-контентом».

Среди других причин, по которым крупные предприятия обращаются к сторонним поставщикам, — высокая стоимость самостоятельного сооружения ЦОД и по-прежнему сохраняющаяся ограниченность бюджетов. Кроме того, рынок сolocation достиг зрелости, поэтому в компаниях уже не опасаются передавать требующие большого объема инженерных работ задачи строительства подрядчикам, специализирующимся в этой области. «Пять лет назад еще не было столь большого числа поставщиков услуг colocation, могущих предоставить ЦОД корпоративного класса, например, финансовому учреждению», — утверждает Стэнсберри.

Эта тенденция подтверждается числом сертификаций, проводимых Uptime Institute в соответствии с разработанной им системой уровней — рейтингом центров обработки данных, зависящим от времени безотказной работы и уровня готовности. В последние два года количество сертификаций colocation- центров и сторонних поставщиков резко выросло: сегодня, как утверждает Стэнсберри, это почти половина всех сертификатов, которые выдает Uptime Institute.

Еще одна набирающая силу тенденция — рост мощности контейнерных ЦОД. Среди участников опроса Digital Realty 41% сообщили о планах по использованию контейнерных модулей в рамках проектов расширения ЦОД. Рост, но не столь значительный отмечают и в Uptime Institute. «Около 10% наших заказчиков утверждают, что внедрили заранее собранные модульные ЦОД, и еще 8% планируют это сделать», — утверждает Стэнсберри.

Переход к оптовикам

Спектр услуг по созданию ЦОД, к которым обращаются предприятия, варьируется от «простой укладки фальшпола, после чего вам вручают ключи от здания, до специфических услуг, наподобие создания ограждений и полной комплектации персонала», утверждает Стэнсберри.

Vantage Data Centers, оптовый поставщик площадей ЦОД, привлекает заказчиков к процессу строительства еще на ранней стадии, чтобы они могли сами выбрать размеры, плотность размещения, расположение стоек, распределение оборудования и схемы охлаждения на своих площадях.

«В оптовых ЦОД вы сами управляете своей инфраструктурой, вы переносите туда свои стойки и оборудование, а мы лишь отделываем и сдаем в аренду само здание, оптимизированное для вашей инфраструктуры, — поясняет Грег Несс, директор по маркетингу Vantage. — Процессы проектирования и сооружения тесно координируются с заказчиками».

Один из них — корпорация Mozilla, в которой недавно решили перейти от множества поставщиков услуг colocation к модели «оптового» ЦОД. В Mozilla собираются консолидировать четыре ее центра обработки в Кремниевой долине, площади для которых арендуются у компаний CoreSite, Internap и Layer 42, в один, размещенный в здании, принадлежащем Vantage.

Переломный момент настал, когда в Mozilla поняли, что все ЦОД корпорации потребляют в совокупности более 400 кВт электроэнергии, утверждает Мэтью Зейер, директор по ИТ-операциям Mozilla.

«На каком-то этапе предыдущая модель просто перестала работать, так как на оплату электроэнергии начали уходить огромные средства, — признался он. — Поэтому мы начали задумываться о переходе от розничной к оптовой модели».