Одной из них должны стать цифровые дивиденды от использования мобильными операторами нового частотного диапазона для развертывания ультраширокополосных сетей нового поколения. В Северной Америке «диапазоном цифрового дивиденда» называют полосу частот 700 МГц, а в большинстве европейских стран под «цифровой дивиденд» отводят ресурсы в районе 800 МГц, освобождаемые аналоговыми телевещателями в связи с переходом на цифровое ТВ.

Главный тренд нынешней выставки Mobile World Congress — экстенсивность, желание по максимуму выжать «цифровые дивиденды» из действующих сетей.

Но зарубежным операторам мало доступного ныне радиочастотного спектра. На MWC они говорили о необходимости предоставления им дополнительной полосы шириной 100 МГц, которую следует гармонизировать между разными регионами и странами для развертывания будущих глобальных сервисов. По их мнению, спектр «цифрового дивиденда» должен находиться в низком частотном диапазоне (для обеспечения качественного покрытия сигнала в условиях городской застройки) и предоставляться едва ли не на бесплатной основе. Взамен правительства, якобы, получат дивиденды в виде нового мощного стимула развития национальных экономик, притока инвестиций и создания новых рабочих мест.

Председатель всемирной Ассоциации операторов GSM (GSMA) и глава «ВымпелКома» Александр Изосимов тоже поддержал идею «цифрового дивиденда», но в беседе с российскими журналистами на MWC высказывался более осторожно. Он подчеркнул, что любой выделяемый диапазон должен иметь справедливую оценку стоимости, а распределение свободных частот через аукционы (как было в начале десятилетия с лицензиями 3G) — тупиковый путь для отрасли.

Какой окажется технология, реализующая идею «цифрового дивиденда», гадать уже не приходится: практически все более-менее известные мировые производители взяли курс на Long Term Evolution (LTE). Если в прошлом году на выставке можно было увидеть только первые прототипы LTE-устройств, то теперь они вошли в обязательный комплект каждого уважающего себя экспонента. А некоторые компании (например, Nokia Siemens Networks и Quallcomm) уже продемонстрировали совместимость решений на уровне ядра сети и абонентских терминалов.

И все же в отношении будущей долгосрочной эволюции мобильных сетей на MWC-2009 выявилось больше разговоров, чем дела. Построение инфраструктуры 4G в условиях тотальной нехватки денежных средств и дорожающих кредитов выглядит, мягко говоря, утопией. Нужно, к тому же, учесть, что многие операторы до сих пор не решили проблему окупаемости инвестиций в сети 3G. Скорее всего, именно поэтому главный тренд нынешней выставки — экстенсивность, желание по максимуму выжать «цифровые дивиденды» из действующих сетей.

Впору вспомнить подзабытый термин killed application. Складывается впечатление, что пресловутый iPhone стал не только модным устройством, сводящим с ума прогрессивное человечество, но и панацеей для всего телекоммуникационного мира. Неприятный для среднего российского пользователя сюрприз в виде «обрезанной» базовой функциональности ультрамодного девайса в сочетании с платным доступом к электронному магазину пользовательских приложений представители отрасли возводят в ранг идеальной бизнес-модели.

Виртуальные супермаркеты мобильных приложений, подобные Apple, сейчас открывают Microsoft и Nokia. Наверняка по тому же пути пойдет и лагерь производителей телефонов на базе открытых платформ (Android и LiMo). По сути, речь идет о реинкарнации бизнес-модели предоставления добавочных услуг (VAS) в сетях третьего поколения. Только теперь акцент делается не на продвижении «глючных» мелодий или бесполезных картинок, а на приложениях, которые превращают телефон в персонального помощника, способного адаптироваться к потребностям каждого владельца.

Предлагаемые операторами, агрегаторами контента и производителями приложения будут таргетированы по географическому, национальному, религиозному и другим принципам, вплоть до использования инструментов поведенческого анализа каждого посетителя электронного супермаркета. На этом поле вступили в игру компании с совершенно разным предшествующим опытом работы на телекоммуникационном рынке. Помимо «маяков» отрасли среди них следует упомянуть поставщиков биллинговых и OSS-систем, независимых разработчиков клиентских приложений для ОС Symbian, Palm и Windows Mobile, создателей платформ для развертывания операторских сервисов (SDP). Отрадно, что хорошие шансы на успех имеют и российские софтверные компании, которые поднаторели в вопросах монетизации сервисов 2,5G. Эти представители отечественной ИКТ-отрасли и составили костяк нашей делегации на мобильном форуме в Барселоне.

К слову, Microsoft отказывается от уже раскрученного брэнда Windows Mobile в пользу Windows Phone (аналогию с легендарным детищем Apple заметили?). Версия ОС Windows Mobile 6.5, которой на MWC дал путевку в жизнь сам Стив Балмер, придаст Windows-телефонам некую потребительскую функциональность, присущую iPhone. За счет этого софтверный гигант надеется увеличить свою долю в сегменте мобильных ОС в преддверии острой конкуренции с Google Android. Привлекательность Windows Phone повысят и новые сервисы Microsoft, которые обеспечат онлайновое хранение информации, восстановление данных и обмен медиа-файлами, соединят пользователей обычных ПК и владельцев смартфонов на базе Windows в единую социальную сеть.