технические достижения сетей 2,5G в той или иной мере реализованы всеми компаниями «большой тройки». В последнее время они стали уделять заметно больше внимания нуждам корпоративных клиентов, и в их портфелях появились предложения для этой категории абонентов. Среди них достойное место занимают сервисы, основанные на конвергенции фиксированной и мобильной связи, которые призваны повысить эффективность работы мобильных сотрудников и оптимизировать телекоммуникационные бюджеты предприятий.

Георгий Санадзе считает, что лицензии на ПО FMC будут открываться почти в каждой вновь приобретаемой УАТС Avaya

Больше других в этом плане преуспел «ВымпелКом», который раньше конкурентов ввел в коммерческую эксплуатацию сервисы типа FMC (Fixed-Mobile Convergence). Он обеспечивает их в сотрудничестве с крупнейшими альтернативными операторами проводной связи «Голден Телеком» и «Эквант». У корпоративных клиентов, подписавшихся на услугу FMC «ВымпелКома», появляется ряд неоспоримых преимуществ для ведения бизнеса. Они могут использовать единый номер для дозвона на офисные и мобильные телефоны сотрудников, включать сотовые телефоны в корпоративный план нумерации, существенно экономить при звонках внутри корпоративной группы. При этом «ВымпелКом» выставляет клиентам единый счет за услуги фиксированной и мобильной связи.

Московский «МегаФон» разработал услугу Voice B2B, которая обеспечивает оперативное взаимодействие компаний с клиентами. Последние могут обращаться в справочную службу поставщика с мобильных телефонов и по выделенному укороченному номеру. Поступающие на короткий номер звонки автоматически перенаправляются по сети ТфОП на реальный номер корпоративной справочной службы. Для мобильных клиентов такие соединения бесплатны: звонки оплачивает принимающая сторона. С точки зрения схемы платежей сервис Voice B2B аналогичен услуге бесплатного дозвона на номера серии 800 в сетях общего пользования.

В Западной Европе технологии FMC постепенно продвигаются «в массы» — с корпоративного на пользовательский уровень. Аналитик «IDC Россия» Наталья Короткова сообщила, что с 2004 года совокупные затраты клиентов на передачу голоса по мобильным сетям превышают аналогичные показатели для фиксированной связи. Со временем данная тенденция будет только нарастать, и, сознавая это, игроки фиксированного и мобильного рынков связи вступают в альянсы с целью предложить конечным пользователям привлекательные сервисы, которые объединяют достоинства обоих видов коммуникаций. К примеру, France Telecom приступил к реализации трехлетней стратегической программы NExT, в рамках которой намечено объединить управление фиксированными и мобильными сетями и ввести новые «конвергентные» тарифные планы для более полного удовлетворения потребностей абонентов.

При всех очевидных плюсах подобных предложений (как нынешних, так и перспективных) им присущ серьезный недостаток: указанные возможности FMC доступны лишь собственным клиентам операторов связи. Другими словами, корпоративным пользователям сначала необходимо подписать с соответствующим сотовым оператором базовый договор на обслуживание. А крупные компании не любят действовать по принуждению и хотят иметь в запасе альтернативное решение.

Кроме того, набор сервисов, обеспечиваемых на базе технологии FMC, довольно ограничен и трудно расширяем. Дело в том, что их реализация зависит от согласия третьей стороны (оператора фиксированной связи) и основана на протоколах сигнализации для управления трафиком, не всегда прозрачно транслирующихся из одной сети в другую. Поэтому наилучшим выходом для предприятий стало бы внедрение FMC-систем корпоративного уровня, стыкующихся с сетями внешних провайдеров по стандартным протоколам для передачи только голосового трафика.

Avaya+Nokia=FMC

Примерно полгода назад во время своего последнего визита в Москву главный исполнительный директор компании Avaya Дональд Петерсон сообщил, что ее разработчики проводят совместные исследования с инженерами Nokia в целях создания интеллектуального решения для конвергенции услуг фиксированной и мобильной связи. На тот момент работы по отладке и тестированию уже близились к завершению, и 2 ноября партнеры объявили о выводе нового решения на российский рынок.

Целью проекта был перенос функциональности многоканального офисного телефона на абонентский терминал сотовой связи. Проще говоря, решение Avaya Mobile Client превращает обычную мобильную трубку сотрудника компании в функциональный аналог настольного офисного телефона. Мобильный телефон с установленным ПО Avaya «прописывается» в офисной УАТС (ему присваивается короткий офисный номер) и становится полноправным участником корпоративной телефонной сети. В результате у сотрудника появляется единый номер дозвона на мобильный и фиксированный аппараты, возможности выхода с мобильного телефона в городскую и междугородную сети через УАТС и доступа с него к большинству функций системы корпоративной телефонии (набор по укороченному номеру, перевод и переадресация вызова, конференц-связь, автоматический обратный вызов и т.д.).

По словам технического директора российского представительства Avaya Георгия Санадзе, часть сценариев использования сотового аппарата в корпоративной телефонной сети еще находится в разработке, но на базе коммуникационных серверов Avaya уже действуют примерно 20 вызываемых дополнительных функций, каждой из которых присваивается уникальный телефонный номер сети ТфОП. Таким образом, для запуска сервиса FMC на базе решения Avaya компании необходимо подключиться к одному из операторов фиксированной связи, способному предоставить не менее 20 номеров в цифровом потоке E1. Если число выделяемых номеров окажется меньшим, частью функционала FMC-решения придется пожертвовать.

В свою очередь, мобильные сотрудники могут выбирать для получения услуг сотовой связи любого внешнего оператора. На дееспособности корпоративной системы абсолютно не скажется, например, то, что часть ее пользователей будут абонентами МТС, часть — «Билайна», а часть — «МегаФона». Единственное требование к абонентам состоит в том, что все они должны иметь трубки Nokia серии 60, работающие под управлением ОС Symbain, поскольку ПО Avaya Mobile Client пока может работать только на этой аппаратной платформе.

Клиентское ПО скачивается на телефонные трубки бесплатно, а вот на серверную часть решения необходимо получить лицензию. Как сообщил Санадзе, затраты на установку программного компонента EC500, реализующего функциональность FMC, невелики и составляют не более 50 долл. в расчете на одного пользователя. Этот компонент можно инсталлировать только на коммуникационных серверах Avaya серии S8710/8700/8500/8300 и УАТС Definity CSI, работающих под управлением ПО Avaya Communication Manager 3.0. Конечно, сами телефонные трубки Nokia Series 60 тоже приходится покупать, но, по заверению менеджера Nokia по обслуживанию корпоративных клиентов Марины Сергеевой, 300 долл. — невысокая плата за интеллектуальный смартфон.

Сергеева также добавила, что финский производитель вскоре выпустит на рынок новую серию телефонов E70, E60 и E61, ориентированных на корпоративных пользователей. В этих Symbian-устройствах Avaya Mobile Client будет предустановленной опцией, а кроме того, они будут содержать модули WLAN для работы в локальных беспроводных сетях. Как полагает представитель Nokia, к 2008 году в мире будет внедрено не менее 8 тыс. конвергентных платформ. Со своей стороны, Георгий Санадзе считает, что «в каждой УАТС Avaya, проданной уже завтра», некоторому количеству абонентов будет доступен функционал FMC.