В то время как главные конкуренты на столичном рынке сотовой связи, компании «Мобильные ТелеСистемы» и «ВымпелКом», пришли к «мировому соглашению» и даже запустили межсетевой SMS-шлюз, у лидера российского рынка, каковым сегодня считается МТС, резко обострились отношения с самарской компанией СМАРТС, четвертым по величине оператором России.

руководство СМАРТС изрядно испортило аппетит главе МТС Михаилу Смирнову
Совсем недавно этого регионального оператора называли главным претендентом на поглощение столичным гигантом сотовой связи, но в развитии событий произошел неожиданный поворот, который сильно осложнил МТС задачу выхода на поволжский рынок.

Причина обострения отношений предельно прозаична: компании не сошлись в цене. Но такого рода неувязки обычно в связной отрасли разрешались мирным путем. Стороны рано или поздно приходили к компромиссу, который устраивал главных акционеров продаваемой компании. В недалеком прошлом именно таким образом «Мобильные ТелеСистемы» обеспечили себе форпост на Юге России, выложив порядка 130 млн долл. за контрольный пакет «Кубань GSM». Кубанский оператор обслуживал тогда около 400 тыс. активных абонентов. СМАРТС по численности абонентской базы шел по пятам «Кубань GSM» и после поглощения последней стал самым лакомым куском рынка, имея в своем активе 350 тыс. постоянных подписчиков.

Впрочем, ситуация со СМАРТС не повторяет в точности ту, что сложилась накануне экспансии МТС на Юге. Аналитики рынка утверждают, что на «Кубань GSM» претендовал еще и московский «ВымпелКом», который не позволил уронить стоимость сделки до откровенного демпинга. Однако с Поволжьем «ВымпелКом» решил повременить, так что у СМАРТС остался едиственный реальный покупатель, который, ясное дело, пожелал снизить цену компании до предельного минимума.

В своем интервью газете «Ведомости» генеральный директор СМАРТС Геннадий Кирюшин сообщил, что переговоры с МТС зашли в тупик после того, как столичный оператор предложил цену, в два раза меньшую той, которая была определена по общепринятым методикам оценки стоимости компаний. Руководители столичной компании объясняли это тем, что брэнд МТС гораздо более привлекателен для потенциальных абонентов, нежели торговая марка СМАРТС. Несмотря на столь безапелляционное заявление, руководство СМАРТС продолжило вести переговоры со своим оппонентом и согласилось внести «поправку» в размере 20% от запрашиваемой цены. Но в МТС решили, что такой уступки мало, и тут-то начались «боевые действия».

Непонятно откуда у СМАРТС появились амбиции федерального масштаба, и в июле он купил 60% московской компании «Трафик», которая претендовала на получение частот на строительство сотовой связи GSM в столичном регионе. Выход на московский рынок региональному опрератору понадобился для того, чтобы устранить проблему роуминга своих абонентов. После этого «Трафик» подал в суд на Министерство связи РФ, обвинив его в необоснованном отказе от предоставления частот и наличии «двойных стандартов» в вопросах лицензирования. Профессоналы рынка заговорили о том, что в нашей стране произошел прецедент, когда коммерческая фирма вступила в судебную тяжбу с всесильным регулирующим органом.

Надо признать, что шансов на успех у «Трафика», поддерживаемого лоббистскими связями СМАРТС, не так уж много. Прежде всего потому, что компании придется что отстаивать собственные интересы вопреки сложившейся системе лицензирования, которая формально соответствует ведомственным нормам и правилам. Другое дело, что эти нормы устарели, новый закон «О связи» еще не утвержден, поэтому судьям нужно будет разбираться в существующих хитросплетениях лицензионной политики и искать там нарушения закона. В этом себе не могут не отдавать отчета представители СМАРТС, так что весь разгоревшийся скандал носит скорее всего политическую подоплеку.

В любом случае, руководство СМАРТСа изрядно испортило аппетит своему потенциальному покупателю. Теперь МТС будет сложно уговорить разгневанных акционеров поволжского оператора продать свою долю «подешевле». Однако у московских коммивояжеров есть в запасе принцип так называемой «пятой колонны»: среди частных акционеров СМАРТС они могут найти «обиженных» и «обделенных» и стать с их помощью владельцем достаточно крупного пакета акций. Дальнейшее зависит от многих факторов, в том числе — желания руководства СМАРТСа продолжать борьбу против главного отраслевого ведомства.

Не верится и в то, что МТС напуган призрачной перспективой появления в Москве еще одного оператора сотовой связи. Пусть даже Геннадий Кирюшин считает, что потенциал российского рынка мобильной связи сильно недооценен, и его компания имеет возможность взять в Москве свои 5-7% пользователей.

«Мобильные ТелеСистемы» тем временем укрепляют свои и без того прочные позиции в столице. По информации некоторых источников, Правительство Москвы совместно с АФК «Система» начало реализацию проекта по созданию городской системы навигации и телематики. Целью проекта является удаленный диспетчерский контроль за перемещением общественного транспорта, автотранспорта различных городских служб и состоянием стационарных объектов. Информация о состоянии и местонахождении объектов будет передаваться на центральный пульт через сотовую сеть МТС. Таким образом, у оператора в скором времени появится еще несколько тысяч «пользователей», трафик которых будет оплачиваться из городской казны. И если экономическая целесообразность такого проекта вызывает множество вопросов, то его финансовая состоятельность для ведущего сотового оператора бесспорна.