По мнению Оливера Хесента, центральным звеном сетей NGN станет уровень управления вызовами

В рамках своего цикла технологических семинаров, известного как «комптековские среды», компания CompTek совместно с известным российским интегратором AМТ Group представила решения, предлагаемые фирмой NetCentrex (ее штаб-квартира расположена в Калифорнии). История этого вендора насчитывает всего несколько лет, но он успел занять достойные позиции на рынке. Среди клиентов NetCentrex — такие операторы, как France Telecom, Telefonica, Telecom Italia, Global One, VoiceNet и многие другие.

Успех американского производителя во многом обусловлен ситуацией, сложившейся на мировом телекоммуникационном рынке. Кризис заставил операторов искать новые формы ведения бизнеса и предлагать клиентам принципиально новые услуги, в значительной степени ориентированные на индивидуальные потребности заказчика. Очень часто эти услуги относят к категории Value Added Servises (т.е. сервисов с добавленной стоимостью), и закономерно, что они дороже традиционных, базовых видов сервиса. Такая ситуация заставляет вендоров предлагать именно те решения, которые не только открывают для операторов новые источники дохода, но и будут востребованы клиентами.

Руководствуясь всеми этими соображениями, NetCentrex предложила целый спектр продуктов, таких как многопротокольный Softswitch и Media Server, базирующиеся на технологиях VoIP и концепции сетей следующего поколения (Next Generation Networks, NGN).

Точка пересечения операторов и производителей

Начиная с 2000 года на телекоммуникационном рынке стали активно предлагаться решения, реализующие свойства NGN. В первую очередь, это опора на открытые стандарты, позволяющие строить «бесшовные» глобальные сети. Кроме того, концепция сетей следующего поколения подразумевает широкий выбор новых сервисов и их быстрое внедрение. Наконец, наблюдается все большая ориентация на нужды бизнеса и потребности корпоративных пользователей. Стоит отметить, что сети IP-телефонии первого поколения также были ориентированы на этот сегмент, но в них преимущественно предоставлялись услуги, связанные с транспортной средой.

Согласно данным, приведенным сотрудниками NetCentrex, к концу 2003 года мировой рынок услуг сетей следующего поколения вырастет до 30 млрд долл. Сегодня клиентам глобальных сетей доступны услуги, которые еще недавно обеспечивались лишь внутрикорпоративными решениями. Это Unified Messaging, универсальный номер, персональная система управления вызовами и многие другие сервисы. По мнению представителей американской компании, для предприятий весьма интересны услуги типа IP Centrex, позволяющие эмулировать учрежденческую телефонную станцию и голосовые VPN на оборудовании провайдера. Кроме того, весьма востребованными становятся решения для виртуального операторского центра, контакт-центра на базе Web с поддержкой функции Click and Talk и интерактивных голосовых ответчиков.

По мнению Оливера Хесента, основателя и главы NetCentrex, который несколько часов подряд рассказывал представителям отечественного операторского бизнеса о преимуществах предлагаемых решений, центральным звеном сетей NGN станет уровень управления вызовами. Именно он свяжет воедино сетевую пакетную инфраструктуру и прикладные сервисы. Поэтому руководство NetCentrex видит «место» своих разработок в точке пересечения традиционных сетей связи, конвергентной инфраструктуры VoIP, мобильных сетей и серверов предоставления услуг для частных лиц и компаний.

Основная роль в продуктовой линейке отводится программному коммутатору CCS Softswitch (Call Control Server Softswitch), который поддерживает протоколы Н.323, SIP, MGCP, а также сигнализацию ОКС7. С его помощью обеспечиваются управление вызовами, их маршрутизация по различным критериям, трансляция протоколов и т. п. Кроме того, NetCentrex предлагает решения SVI Media Server для поддержки различных голосовых услуг, таких как автоответчик, распознавание и синтез речи. Сервер приложений AS (Application Server) необходим для предоставления широкого спектра услуг, объединенных понятием IN (Intelligent Network). В портфеле компании имеются решения для создания мультимедийных и распределенных центров обработки вызовов SAGA.

Окупаемость — главный аргумент

На первый взгляд проблемы мирового телекоммуникационного рынка, ставшие катализатором деятельности NetCentrex, не имеют отношения к отечественной практике. Общеизвестно, что наш телекоммуникационный рынок за прошлый год вырос как минимум на 15%, в то время как в США он упал на 28%. Однако в силу многих причин (в первую очередь — полной зависимости от американских и европейских производителей) нам все равно придется опробовать новые технологии. Это потребует определенных затрат, но принесет несомненную выгоду, хотя в России наряду с услугами класса Value Added еще долго будет востребован базовый операторский сервис.

Распространение технологий IP-телефонии происходит достаточно активно и среди традиционных телефонных провайдеров. Показательным примером является проект, реализуемый АО «Ростелеком». Но если на участках международной и междугородной связи эти тенденции очевидны, то уровень городских сетей остается в стороне от эволюции технологий. А ведь VoIP можно рассматривать как рычаг, способный обеспечить повсеместное внедрение цифровой телефонии взамен аналоговой.

Еще не так давно бытовало мнение, что основной доход операторам станут приносить службы передачи данных. На «последней миле» ставка делалась на технологии xDSL. Однако банкротство многих зарубежных компаний, предоставлявших данный сервис «в чистом виде», и неудачи российских провайдеров, активно пытавшихся развивать этот бизнес, позволяют усомниться в правильности высказанных ранее прогнозов.

Одним из основных параметров, позволяющих оценить коммерческий успех внедрения той или иной технологии, является окупаемость, или срок возврата инвестиций (ROI — return of investment). Согласно аналитическим выкладкам Оливера Хесента, голосовые сообщения по-прежнему составляют основную часть трафика операторов связи. Именно наличие голосовых служб способно оправдать крупные капиталовложения в широкополосные сети доступа. По мнению представителей NetCentrex, симбиоз технологий VoDSL и VoIP обеспечит полный возврат инвестиций к тому времени, когда технологии xDSL, ориентированные на «чистую» передачу данных, только-только начнут приносить первую прибыль.

Как считает директор по развитию бизнеса компании CompTek Игорь Масленников, в российских условиях применение решений NetCentrex может принести весьма ощутимую пользу. Отечественный рынок уже созрел для внедрения серьезных конвергентных решений. Появилось много сетей, использующих технологии VoIP, что породило проблему организации их взаимодействия. Остро встали вопросы управления глобальными сетями IP-телефонии и тарификации предоставляемых услуг. Возникла необходимость в динамической и интеллектуальной маршрутизации вызовов. Со стороны пользователей, особенно корпоративных, наблюдается спрос на дополнительные услуги. Благодатную почву для внедрения решений NetCentrex представляет собой потребность в поддержке совместимости голосовых шлюзов и контроллеров доменов разных производителей, а также в обеспечении взаимодействия разных протоколов сигнализации VoIP (H.323, SIP, MGCP/MEGACO/H.248).

Еще одним фактором, который способствует успеху решений NetCentrex на российском рынке, может стать тесное партнерство этой фирмы с Cisco Systems. По словам Игоря Масленникова, около 80% всех сетей VoIP в России используют оборудование данного производителя. Не случайно «связка» голосовых шлюзов и контроллеров доменов от Cisco, Softswitch от NetCentrex и биллинговой системы от Mind CTI рассматривается как стандартное решение для построения сети IP-телефонии. Именно такое комплексное решение предлагает сегодня операторам компания AMT Group.