Что же такое 3G: беспроводное чудо или «черная дыра» для инвестиций? Этот вопрос занимает умы многих руководителей телекоммуникационных компаний по всему миру, особенно после того, как спал первый ажиотаж по поводу беспроводных технологий третьего поколения. Эта технология сулит высокоскоростные службы передачи данных, мобильное потоковое видео и доступ к информации в любое время и в любом месте, но стоимость реализации способна серьезно поубавить энтузиазм. 3G называют и величайшим достижением XXI века, и самой большой шумихой в мире.

Ситуация с системами мобильной связи третьего поколения весьма противоречива. Естественно, эта новая и неосвоенная территория окружена массой противоречивых слухов, и затеряться здесь довольно легко. Чтобы помочь разобраться и избежать потенциальных опасностей, в этой статье мы представляем «карту мира» 3G, которая поможет вам преодолеть все трудности, которые ожидают путешественника на запутанных тропинках мира беспроводной связи.

Определение

Технология беспроводной связи 3G — это технология глобальной связи, которая позволяет в виде пакетов передавать оцифрованный голос, данные и видео. Будущие сети охватят широкий диапазон конкурирующих между собой технологий радиосвязи, таких как CDMA 2000, UMTS и широкополосный вариант CDMA (WCDMA). В прошлом году Международный союз электросвязи представил основные принципы 3G в виде общей схемы IMT-2000, согласно которой технология нового поколения позволяет передавать данные на скорости 144 Кбит/с в движущемся автомобиле и на скорости 2 Мбит/с со стационарной системой с помощью пакетной коммутации, обеспечивая при этом глобальный роуминг.

Операторы

Проблема сетей следующего поколения — прежде всего проблема спектра. Уже сейчас очевидно, что в США, где существует дефицит радиочастот, развертывание 3G столкнется с серьезными трудностями. Стремясь выполнить условия соглашения, подписанного во время Всемирной радиоконференции (World Radio Conference — WRC), состоявшейся весной 2000 года, Федеральная комиссия связи США изучает возможности выделить требуемые участки спектра. На WRC было принято решение о выделении для приложений мобильного Internet частотного диапазона от 1710 до 1855 МГц в дополнение к используемой сейчас полосе частот от 2520 до 2670 МГц. Однако диапазон 1,7 ГГц, который потенциальные операторы планируют применять для служб 3G, использует Министерство обороны США для управления спутниками и военными объектами. По словам представителей Министерства обороны, перенос любой части спектра обойдется в миллиарды долларов и потребует 10-30 лет. Поэтому предлагается альтернативное решение, предусматривающее совместное использование спорного участка частот как провайдерами услуг беспроводной связи, так и Министерством обороны, но такой подход накладывает множество ограничений на действия обоих претендентов. Время покажет, как Федеральная комиссия связи разрешит этот острый вопрос. Соглашения, подписанные на WRC весной 2000 года, призваны обеспечить всемирный роуминг. Глобальное выделение «роуминговых» частот также требует от США пересмотреть существующее распределение спектра. Однако, учитывая интересы национальной безопасности, военные с сомнением относятся к идее совместного использования частот с коммерческим сектором. В поисках компромисса Национальное агентство по телекоммуникациям и информации — федеральное ведомство, которое отвечает за предоставление коммерческому сектору радиочастот, может оплатить расходы Министерства обороны, связанные с переносом систем в другой диапазон. Несмотря на потенциально тупиковую ситуацию, ажиотаж, связанный с 3G, в Северной Америке продолжает нарастать, он подогревается активной борьбой операторов за будущие рынки. Хотя в США и Канаде 3G пока не лицензируется, многие ведущие операторы уже известили о своих планах в отношении этой технологии. В отличие от Европы, где существует единый стандарт на беспроводную связь, в Северной Америке сейчас присутствует полный «зоопарк» мобильных технологий: TDMA, FDMA, GSM и CDMA. При наличии четырех популярных платформ развертывание сетей 3G вряд ли будет свободно от проблем.

Действующие сети определяют, какой именно путь реализации 3G будет более предпочтителен для того или иного оператора. В Северной Америке, как и в остальном мире, существует две альтернативы внедрения 3G: на базе WCDMA и CDMA 2000. Если WCDMA — это естественный вектор трасформации сетей GSM в 3G, то CDMA 2000 органично надстраивается на тех платформах, которые сейчас используют обычный CDMA. Все это означает, что у Северной Америки выбор шире, чем у Европы: ей подходит как широкополосный CDMA, так и CDMA 2000. Вместе с тем ни один оператор не сможет реализовать на обслуживаемой территории два способа эволюции к сети 3G одновременно. Так что вдобавок к ограниченным частотным ресурсам североамериканским провайдерам услуг придется еще и выбрать, какая из платформ 3G сулит им максимальные преимущества.

Рассчитывая раньше своих конкурентов построить 3G в Соединенных Штатах, компании Sprint PCS Group и Verizon Wireless проводят первые полевые испытания CDMA 2000 1XRTT. Аббревиатура 1X указывает, что стандарт CDMA 2000 должен удвоить пропускную способность при передаче голоса по сравнению с нынешними системами CDMA и увеличить скорость передачи данных до 144 Кбит/с. Sprint PCS планирует завершить модернизацию своей сети к первому кварталу 2002 года, а вслед за ней закончит свой проект и фирма Verizon. С другой стороны, компании VoiceStream Wireless и AT&T Wireless Group выбрали путь WCDMA.

Судьба 3G остается загадкой и с точки зрения глобальной перспективы. Хотя Европа отдала свое предпочтение WCDMA, такие страны, как Китай и Южная Корея, по-видимому, выберут CDMA 2000. Совсем иная ситуация в Японии, где «законодателем мод» стал оператор NTT DoCoMo, который, согласно оценкам аналитиков Goldman Sachs, по завершении строительства общенациональной сети WCDMA будет располагать инфраструктурой общей стоимостью 8 млрд долл. Сейчас DoCoMo проводит тестирование, в котором принимают участие около 4 тыс. пользователей, а широкомасштабное внедрение новой службы начнется уже в октябре.

Мнение производителей

Помимо высоких расценок на услуги третьего поколения, немало будут стоить и сами терминальные устройства. По некоторым прогнозам, телефоны, поддерживающие 3G, будут продаваться по 300 долл., а ежемесячная абонентская плата составит около 90 долл. Распространению 3G препятствует и тот факт, что даже эти дорогостоящие устройства выпускаются пока в очень малом количестве. Например, из десятка производителей, которые, как предполагалось, начнут производство телефонов к запланированному DoCoMo на октябрь старту проекта, лишь два представили свои продукты. Другая проблема — отсутствие коммерчески выпускаемых приложений. Чтобы полностью использовать потенциал 3G, ускорить создание приложений должны не только производители оборудования, но и независимые разработчики программного обеспечения. Но дело в том, что стимулом и для тех и для других остается спрос, и пока не ясно, насколько высоким он будет.

Ведущие производители оборудования в основном уже разработали собственные стратегии по продвижению продуктов 3G. Как правило, компании создают устройства, поддерживающие и CDMA 2000 и WCDMA, хотя для многих корпораций выбор определенной платформы был обусловлен имеющимися партнерскими связями. К примеру, Motorola, Lucent Technologies, Nortel Networks, Samsung Electronics и Qualcomm предлагают оборудование CDMA 2000 для бета-тестирования в США. В то же время L.M. Ericsson Telephone и Japan Telecom недавно заключили партнерское соглашение о проведении полевых испытаний служб передачи голоса по IP-сетям с использованием WCDMA. Ниже приводятся краткие комментарии стратегий перехода на 3G, избранных ведущими компаниями.

  • Nokia. Решение Nokia относительно реализации 3G связаны с IP-сетями, состоящими из IP-сети радиодоступа (IP-RAN) и ядра сети IP Mobility Core. Эти сети могут поддерживать основные интерфейсные технологии, в том числе GSM, беспроводные локальные сети стандарта 802.11b и WCDMA, а также обратную совместимость с существующими на сегодня мобильными сетями. Сеть IP Mobile Core использует IPv6, предоставляя простой интерфейс для технологий различных производителей, а также встроенных в них возможностей обеспечения качества обслуживания и управления защитой.
  • Ericsson. Компания Ericsson недавно сообщила о завершении разработки центра коммутации 3G CDMA2000 Mobile Switching Center (MSC). Поскольку Ericsson принимала активное участие в определении стандартов на CDMA 2001*EV DO (Evolution Data only), решение этой компании требует только программной модернизации существующих сетей CDMA One. Компания будет поддерживать различные технологии, такие как Wireless Application Protocol, Bluetooth и Java в своих платформах 3G, сосредоточивая усилия на предоставлении потребителям возможностей передачи по беспроводным соединениям данных и голоса в реальном времени.
  • Motorola. Технология Aspira компании Motorola основывается на базовой IP-сети, построенной совместно с Cisco Systems. Она предусматривает различные пути перехода с платформ CDMA и GSM и включает в себя функции IP-биллинга, сетевого управления и поддержки работы. Недавно компания завершила лабораторные тесты по организации видеотрансляции с помощью собственного оборудования 3G.

Приложения

Беспроводные устройства, поддерживающие 3G (мобильные телефоны, PDA и др.), могут выполнять функции видеокамеры, компьютера, стереопроигрывателя и радио. Весьма соблазнительной возможностью для мобильных пользователей станут службы «Мобильного Internet», создание персонифицированных порталов, способных объединять функции унифицированной передачи сообщений с возможностями мобильной коммерции (m-commerce). Такие приложения, как электронная почта, доступ к Web, контроль котировок акций и резервирование авиабилетов, — это лишь начало пути. Приложениями следующего поколения станут видеоконференции и интерактивные «витринные» покупки. В частности, одна из научных школ считает, что именно идея мобильной коммерции будет стимулировать переход к 3G, опираясь на аксиому о том, что финансовые транзакции с помощью мобильных устройств могут выполняться так же легко, как и по проводным сетям. Исследования, подтверждающие эту точку зрения, прогнозируют, что в ближайшие пять лет большая часть прибылей на рынке мобильной коммерции будет приходиться на европейские страны, а именно от 40 до 50%, в то время как доля Северной Америки составит 15-25%. Однако другие отчеты утверждают, что нерешенные вопросы распределения спектра частот и задержки с созданием инфраструктуры 3G будут мешать реализации потенциала мобильной коммерции. В этих исследованиях предполагается, что вряд ли раньше 2007 года мобильная коммерция серьезно изменит структуру рынка услуг.