По данным J’son & Partners, в России в 2010 году общий объем продаж УАТС составил более 1,6 млн портов УАТС, при этом на долю лидеров рынка — Panasonic, LG и Avaya — приходится 44, 15 и 14% соответственно. Крупнейшим поставщиком аналоговых УАТС является Panasonic (53%), в сегменте IP-УАТС лидирует Avaya (33%).

Структура продаж по типам станций у различных производителей УАТС (аналоговые или IP) значительно отличается. Говорить об окончательной победе IP-УАТС еще рано: даже Avaya в 2010 году продавала аналоговых портов больше, чем IP, и вряд ли эта ситуация резко поменяется в 2012 году — миграция к IP-телефонии происходит постепенно. Пока лишь у Alcatel, Asterisk/Digium и Siemens доля IP-портов при продажах УАТС превышает долю аналоговых, а Cisco специализируется исключительно на IP. Интересы крупных поставщиков традиционных УАТС и вендоров из мира сетей IP будут пересекаться и далее, но решения первых все теснее интегрируются с функциями IP-коммуникаций и бизнесприложениями. Наиболее востребованными останутся конвергентные системы, предоставляющие услуги как традиционной, так и IP-телефонии.

Тенденции российского рынка корпоративной телефонии примерно соответствуют тенденциям аналогичного рынка зарубежных стран с отставанием на один-два года. По оценкам Discovery Research Group, если пару лет назад IP-телефонией пользовались менее 40% организаций, расположенных в российских городах-миллионниках, то к концу 2013 года этот показатель достигнет 70%. Сегодня примерно у 50% компаний по-прежнему установлены аналоговые УАТС, однако уровень проникновения IP-телефонии существенно различается в крупных и небольших городах, в компаниях разного размера и структуры.

Корпоративная телефония: расширение функциональности мобильной связи и виртуальные АТС

Возможность сэкономить на оплате голосового трафика, потребность в подключении удаленных абонентов, объединение УАТС в филиалах и создание «мобильных офисов» — все это является стимулом к использованию IP-телефонии. Наибольшего роста рынка УАТС аналитики ожидают именно в сегменте IP-решений. Данная тенденция будет усиливаться, в том числе для IP-УАТС малой емкости, не только вследствие желания сократить расходы на дальнюю связь, но и из-за необходимости повышения эффективности бизнес-процессов путем внедрения современных средств коммуникаций. Если раньше соединения по IP использовались в основном для объединения удаленных филиалов и подключения к операторам IP-телефонии, то теперь быстро растут продажи абонентской емкости.

Как можно ожидать, число проектов по внедрению систем унифицированных коммуникаций (UC) от ведущих вендоров продолжит расти. В сфере малого бизнеса этой тенденции соответствует активное использование Skype и других подобных программ. Повышению популярности VoIP будут способствовать расширение спектра абонентских устройств, усовершенствование существующих и появление новых сервисов. По прогнозам J’son & Partners, в России доля трафика VoIP в совокупном трафике дальней связи в 2012 году достигнет 40%. Усилится тенденция использования протокола SIP, возрастет интерес к видеотелефонии и унифицированным коммуникациям, хотя внедрение UC, видео и мобильных решений будет определяться производственной необходимостью.

В результате приобретения компании Skype в 2011 году Microsoft сможет расширить свое присутствие на рынке голосовой и видеосвязи. Предполагается, что Skype будет поддерживаться большинством устройств под управлением ОС Microsoft и интегрироваться с основными коммуникационными продуктами компании, такими как Microsoft Lync, Outlook и др.

Наряду с миграцией к IP-телефонии другой тенденцией, оказывающей влияние на рынок корпоративной телефонии, является повышение требований к расширению функциональности мобильной связи, мобильного и беспроводного доступа внутри офиса (DECT, WiFi) и за его пределами (WiFi, 3G/GSM), а также возможность обращения к привычным функциям УАТС при удаленной работе. В этой связи можно ожидать еще большей активности вендоров в области интеграции фиксированной и мобильной связи и расширения использования сетей передачи данных для голосового трафика. Офисные АТС будут предназначаться не только для обеспечения сотрудников качественной связью, но и для повышения производительности их работы и эффективности обслуживания клиентов.

Переход на VoIP часто становится первым этапом внедрения UC, включая обмен сообщениями (IM), индикацию статуса, конференц-связь, унифицированные сообщения (UM), социальные сети и другие приложения. Выбор в пользу IP-УАТС нередко обусловлен желанием объединить функциональные возможности УАТС с корпоративными информационными системами (CRM, ERP и др.). Кроме того, уже несколько лет определяющей тенденцией в области IP-коммуникаций является перенос все большего количества функций и сервисов на уровень ПО.

Корпоративная телефония: расширение функциональности мобильной связи и виртуальные АТС
Подключение мобильного пользователя к корпоративной IP-УАТС (по данным AudioCodes).

 

Заказчиков привлекают экономически эффективные, простые в установке и управлении решения с малыми начальными инвестициями и возможностями оплаты по мере роста. Они помогают снизить расходы на коммуникации, решить текущие задачи бизнеса и реализовать дополнительные способы общения, чтобы в конечном счете приблизиться к модели работы «в любом месте, в любое время, с любого устройства». С увеличением количества приложений для смартфонов мобильное устройство превращается в клиента IP-УАТС с доступом по сетям WiFi/3G. Это позволяет не только сократить затраты на роуминг, но и обогатить голосовые коммуникации новыми функциями, включая Web-конференции, ВКС и совместную работу над документами.

Наряду с наиболее популярными приложениями IP-телефонии, такими как контакт-центр и конференц-связь, будут пользоваться растущим спросом дополнительные сервисы, включая единый корпоративный телефонный справочник, запись звонков, громкое оповещение сотрудников через IP-телефоны, справочные сервисы на IP-телефонах и т. д. Эти сервисы используют уже готовую инфраструктуру корпоративной сети связи и повышают уровень корпоративных коммуникаций.

Кроме того, заказчики присматриваются к возможностям аутсорсинга, причем не только к решениям наподобие «УАТС под ключ», когда IP-УАТС размещается в коммерческом ЦОД и предоставляется в аренду вместе с услугами по настройке оборудования и полным техническим обслуживанием. Доступные альтернативные решения включают операторские услуги виртуальной УАТС, хостинг УАТС, облачную телефонию. Хотя о широком распространении аутсорсинга телефонных услуг и облачной телефонии говорить еще рано, это одна из наиболее ярких тенденций.

Облачная телефония позволяет заказчикам передать непрофильные задачи на аутсорсинг, получить простой доступ к телефонным приложениям, таким как индикация присутствия, центры обработки вызовов, интеграция с системами CRM, а заодно и возможность эффективного решения других специализированных задач, слишком затратных для самостоятельной реализации. Среди преимуществ облачных УАТС — быстрая телефонизация офисов, значительное (до 70%) сокращение расходов на связь, оптимизация бизнеспроцессов, а также масштабируемость по количеству внутренних абонентов и телефонных номеров, по нагрузке, номерной емкости и числу каналов связи с ТфОП.

По оценкам экспертов, услугами виртуальных УАТС в России пользуются около 10% компаний малого и среднего бизнеса. И хотя в ближайший год объем таких услуг может заметно вырасти, это решение пока останется нишевым — в нашей стране оборудование предпочитают приобретать в собственность. К тому же по суммарным затратам услуги виртуальной УАТС не всегда оказываются дешевле развертывания IP-УАТС в корпоративной среде.

По мнению специалистов «Манго Телеком», наиболее перспективными заказчиками облачных телекоммуникационных сервисов являются организации, для которых характерны высокие темпы роста или пиковые всплески активности (связанные, например, с масштабными маркетинговыми и рекламными кампаниями, сезонностью продаж и др.). Кроме того, подобные услуги будут востребованы предприятиями малого и среднего бизнеса, руководители которых обладают высокой управленческой культурой, организациями, где применяются такие схемы, как надомная работа или частичная занятость, а также проектными группами любого размера и предприятиями с территориально распределенной структурой.

По мере увеличения спроса операторы будут дополнять коммуникационные сервисы услугами аутсорсинга корпоративных приложений. Облачная телефония обычно сопровождается более широким спектром услуг UC. Например, российские клиенты Orange могут воспользоваться «унифицированными коммуникациями как услугой» (UСaaS) на платформе Cisco. Это предложение дополняется партнерством с Microsoft по продуктам Lync, Exchange, SharePoint (пользовательский портал, обмен сообщениями, электронная почта). Хостинговые решения и UCaaS интересуют многих, но в нашей стране в 2012 году этот интерес еще не перерастет в устойчивый спрос.