Популярность смартфонов и планшетов растет как на дрожжах: по предварительным данным, в 2011 году их продано больше, чем традиционных ПК. При этом видео становится основным типом трафика, «потребляемого» мобильными устройствами: согласно исследованию Cisco Visual Networking Index (VNI), объем видеотрафика будет как минимум удваиваться каждый год, а к 2015 году составит более 65% всего трафика сетей мобильной связи. Поэтому первая тенденция, которую следует отметить, очевидна — рост популярности видеоприложений на мобильных устройствах.

Главным видеоприложением для корпоративных пользователей является видеосвязь, в том числе многосторонняя. Ряд известных поставщиков решений видео-конференц-связи (ВКС) уже сообщили о выпуске клиентов для наиболее популярных мобильных платформ: iOS и Android. Те же, кто этого еще не сделал, обещают восполнить имеющийся пробел в самое ближайшее время. Распространение мобильных терминалов ВКС выводит этот вид коммуникаций за пределы комнат совещаний и конференц-залов, расширяя возможности сотрудников по работе вне офиса.

Мобильные терминалы работают по беспроводным каналам связи, которые, увы, не отличаются стабильной высокой пропускной способностью. Поэтому очень важны механизмы адаптации изображения к качеству канала. Здесь существует несколько подходов. Например, продукты компании LifeSize поддерживают более 200 различных разрешений (значительно больше, чем у конкурентов), что позволяет плавно изменять качество картинки в зависимости от пропускной способности каналов связи. Эффективным решением этой задачи является использование технологии масштабируемого кодирования H.264 SVC (Scalable Video Codec). Реализуемое соответствующими кодеками многоуровневое представление изображения позволяет выбирать число уровней (качество картинки) в зависимости от пропускной способности канала и характеристик терминала. Эту технологию поддерживают компании Vidyo, Radvision и Cisco, о планах по ее поддержке заявили Polycom и та же LifeSize.

Бизнес-видео: всеобщая мобилизация

Видеоприложения не ограничиваются только двусторонним обменом информацией. Трансляция видео также имеет массу применений в корпоративном секторе: это может быть передача новостей компании, репортаж с совета директоров, тренинги и пр. Наличие в современных мобильных устройствах видеокамер позволяет организовать и трансляцию видео в обратном направлении: сотрудник может стать оператором, передавая «наверх» картинку с ответственного мероприятия, изображение критически важного производственного процесса и т. д.

В области вещательных приложений стоит выделить системы Digital Signage, или цифровые вывески, используемые для представления информации в различной форме: цветные слайды, видеоролики, регулярно обновляемый текст и пр. Построенные на основе современных средств отображения, объединенных в единую сеть, такие системы позволяют эффективно решать задачи информирования и рекламы. Эксперты предполагают резкий рост числа инсталляций систем Digital Signage в ближайшие годы.

Обеспечивая целевую доставку информации в нужное место, системы Digital Signage позволяют динамически изменять выводимый контент в зависимости от времени суток или специфики происходящих событий. Одним из основных направлений развития этих систем эксперты называют оснащение их средствами интерактивного взаимодействия. Уже сегодня некоторые дисплеи снабжаются видеокамерами: полученное с их помощью изображение может отображаться на том же дисплее, а может использоваться для организации видеосвязи зрителя с удаленным консультантом. В последнем случае система Digital Signage, по сути, превращается в полноценную систему интерактивной видеосвязи. Применение совместно с камерами специального ПО позволяет анализировать состав зрительской аудитории (сколько людей, какого пола и возраста, как много времени они проводят у экрана) и даже выдавать информацию об эмоциях зрителей. Такие системы очень перспективны, однако пока дороги для массового развертывания.

Бизнес-видео: всеобщая мобилизация
Прогнозируемый рост объемов различного типа трафика в сетях мобильной связи (экзабайт в месяц).

 

Еще одну тенденцию мы отмечали год назад, но она обещает стать трендом десятилетия. Это, конечно, перевод сервисов ВКС в облака. Такие решения предлагают и разработчики программных видеосистем, и операторы связи, и поставщики традиционных решений ВКС. Вот лишь несколько примеров. В августе 2011 года компания Orange Business Services объявила о доступности в России своего сервиса Open Videopresence, инфраструктурным ядром которого служит программно-аппаратный комплекс, установленный во Франции. Этот сервис допускает применение как аппаратных H.323-совместимых терминалов разных производителей (включая Cisco/ Tandberg, Polycom, Radvision, Sony), так и программного клиента ВКС, который автоматически загружается при регистрации сервиса. Месяц спустя LifeSize анонсировала сервис LifeSize Connections, использующий инфраструктурное оборудование, развернутое в ЦОД компании в США, Германии и Сингапуре. На первом этапе для работы с сервисом ВКС можно использовать только аппаратные терминалы и программные клиенты LifeSize, однако на 2012 год запланирована реализация поддержки терминалов SIP сторонних производителей.

Системы ВКС всегда отличались высокой эффективностью, поскольку довольно быстро окупались за счет сокращения расходов на командировки. С появлением облачных сервисов, существенно снижающих первоначальные (капитальные) затраты, эффективность ВКС становится еще выше. Новые технологии упрощают развертывание масштабируемых решений и сервисов, что повышает доступность видео-конференц-связи, превращая ее из элитного в массовый вид бизнес-коммуникаций.