В 2014 году аналитики Gartner предложили новую, бимодальную модель организации корпоративных ИТ-служб. Идея состоит в том, чтобы имеющиеся на предприятиях ИТ-отделы разделить на организационные структуры двух типов: структура первого типа будет отвечать за традиционные ИТ, нацеленные на стабильность и результативность, а структура второго типа будет ориентирована на адаптивную работу, ускорение вывода продуктов на рынок, быструю эволюцию приложений и максимальную координацию с бизнес-подразделениями.

Эта концепция была представлена в середине прошлого года, после чего последовало ее бурное обсуждение, но, похоже, что многие комментаторы отреагировали на внешние особенности, не разобравшись в масштабных последствиях для ИТ-отделов и особенно для их руководителей.

По версии Gartner, данная модель сулит ИТ-отделам совершенно иное будущее по сравнению с тем, как это видят сейчас большинство участников отрасли. Приведем ряд соображений, неочевидных из предыдущих дискуссий по поводу бимодальных ИТ.

 

Бимодальность — это метод, но важнее суть

Бимодальные ИТ, согласно Gartner, — это новый принцип организации ИТ-службы, позволяющий выполнять растущий объем требований, поступающих от бизнес-подразделений. Дискуссии о том, чем именно должна заниматься ИТ-служба второго типа, обычно касаются потребителей технологий — бизнес-подразделений — и задач, которые те стремятся решить за счет адаптивных, быстро выводимых на рынок приложений.

В Gartner правы в том, что для реагирования на новые требования ИТ-службам нужны иные ориентиры и подходы, однако бимодальная модель ничего не предлагает в плане происходящих сегодня фундаментальных изменений в процессах и технологиях. Говоря проще, ИТ второго типа — это мир DevOps (нового подхода к взаимодействию между командой разработчиков и операционным персоналом ИТ-отдела. — Прим. ред), и для него необходимы будут новые инструменты и процессы.

В некоторых ИТ-службах это усвоили и пытаются следовать примеру авангарда отрасли — Facebook, Etsy и им подобных. Именно поэтому во многих компаниях появляются лаборатории инноваций, но здесь же зарождаются противоречия.

Дело в том, что организационные рекомендации, касающиеся бимодальных ИТ, — это лишь часть тех мер, которые нужно предпринять, чтобы подготовить ИТ к их будущим задачам; иначе говоря, бимодальные ИТ необходимы, но не достаточны для корпоративных ИТ-служб будущего.

 

Gartner признает поражение традиционных ИТ

Возможно, идею бимодальных ИТ в Gartner предложили, просто прийдя к выводу, что традиционная ИТ-служба не может измениться в достаточной степени и достаточно быстро, чтобы удовлетворять новым требованиям.

В связи с идеей бимодальных ИТ можно вспомнить презентацию, проведенную несколько лет назад Уиллом Форрестом из консалтинговой компании McKinsey: он говорил, что генеральные директора настолько устали от низкой результативности ИТ-служб, что начинают создавать отдельные структуры для реализации новых возможностей.

Смысл ясен — традиционным ИТ-службам осталось недолго, в будущем они утратят свою значимость. И, по сути, для них уже поздно пытаться что-либо изменить.

Когда на конференции Gartner была представлена концепция бимодальных ИТ, первое, что пришло в голову, — то, что она звучит как смертный приговор частным облачным инфраструктурам. Это ощущение усилилось, когда Лидия Ленг из Gartner в ходе презентации на мероприятии AWS re:Invent отметила, что корпоративные разработчики нередко отказываются пользоваться частными облаками, созданными отделом ИТ, предпочитая общедоступные среды наподобие AWS. С другой стороны, в недавней публикации цитировали другого аналитика Gartner, по словам которого лучший способ перейти в публичное облако — начать с использования частного, то есть, похоже, в самой Gartner не единодушны по поводу идеи бимодальных ИТ.

Бимодальная концепция сулит традиционным ИТ закат — обслуживание унаследованных приложений и исключение из жизненно важных процессов компании. В этом мире старая ИТ-служба, почувствовав себя в безвыходном положении, будет пытаться атаковать, чтобы выжить. Другими словами, переход к бимодальным ИТ только на бумаге выглядит спокойным и гладким, а в реальности вряд ли обойдется без «вооруженных столкновений».

"Бимодальная концепция сулит традиционным ИТ закат — обслуживание унаследованных приложений и исключение из жизненно важных процессов компании. В этом мире старая ИТ-служба, почувствовав себя в безвыходном положении, будет пытаться атаковать, чтобы выжить"

Похоже, в Gartner не понимают, чем именно чревата бимодальная реальность, или по крайней мере предпочитают не упоминать об этом напрямую, чтобы не отпугнуть клиентов. С наступлением бимодальности во многих компаниях, скорее всего, начнутся ожесточенные конфликты — два враждующих лагеря будут сражаться за влияние, ресурсы и власть. Борьба пойдет вокруг технологий, но вести ее будут люди, так что последствия нас ожидают те же, что и в любых других ситуациях, когда возникает схватка за ресурсы, которых не хватает.

 

Бимодальные ИТ видят в «розовых очках»

Концепция бимодальных ИТ близка идее деления приложений на два типа — systems of record (транзакционные системы) и systems of engagement (системы вовлечения). ИТ первого типа отвечают за системы обработки транзакций, а ИТ второго типа работают с приложениями, ориентированными на внешнее взаимодействие с важными для компании аудиториями.

В теории системы двух типов занимаются каждая своим делом, сосредоточившись на выполнении соответствующих требований. Но, как было отмечено, весьма вероятно, что два отдела ИТ будут бороться за власть, и, что более важно, несмотря на четкую границу, проводимую бимодальной схемой, на самом деле им нужно будет сотрудничать.

Чтобы приложения второго типа приносили реальную пользу, им нужно работать совместно с транзакционными системами; ведь пользователю требуется мобильное приложение, которое не только позволяет взаимодействовать с кредитным инспектором, но и дает возможность подавать документы, следить за долей выплаченного и даже ставить подпись. Это значит, что приложение второго типа, которым он пользуется, должно интегрироваться с операционным приложением первого типа, то есть двум ИТ-службам придется работать вместе.

Так что помимо упомянутого конфликта будет еще «сотрудничество конкурентов» — возможно, под пристальным наблюдением топ-менеджера, достаточно влиятельного, чтобы заставлять соперников если не дружить, то по крайней мере подавлять неприязнь и сотрудничать.

Но можно предсказать, что именно эта кооперация станет стержнем конфликта — каждая из двух ИТ-служб будет навязывать свою точку зрения на то, как именно должно происходить взаимодействие. ИТ-служба второго типа будет выступать за быстрые перемены и более быструю реализацию новой функциональности, тогда как ИТ-служба первого типа будет фокусироваться на стабильности и бесперебойной работе.

В заключение можно отметить, что в Gartner безошибочно указали на напряженность, обусловленную возрастанием требований к ИТ-службе, предложив модель ответных действий. Однако не исключено, что в результате создания двух структур эта напряженность не только не исчезнет, но и усилится вследствие того, что две организации будут бороться за ресурсы и влияние.

Поскольку ИТ приобретают все большее значение в повседневной реальности любого бизнеса, компании будут экспериментировать с различными схемами работы, стараясь лучше и быстрее реагировать на требования рынка. Как говорила героиня Бетт Дэвис в фильме «Все о Еве», «пристегните ремни, нам предстоит ухабистая ночка».