Уже несколько лет дистанционному обучению (ДО) посвящается большое количество публикаций и конференций, созданы и совершенствуются стандарты, законодательство, инструментарий, внедряются полномасштабные системы и реализуются конкретные образовательные про

Достигнутый прогресс стимулирует руководителей предприятий и учебных заведений к внедрению в своих организациях систем дистанционного обучения (СДО). В первом случае — для непрерывного обучения сотрудников без отрыва от работы, во втором — с целью совершенствования образовательных услуг, предлагаемых учебным заведением.

Создание СДО вуза или корпорации — это сложная многоаспектная задача, требующая согласованного решения технических, технологических, педагогических, издательских и организационных вопросов.

Ресурсы и процессы

Система дистанционного обучения — комплекс взаимосвязанных ресурсов и процессов, которые в совокупности обеспечивают реализацию учебного процесса ДО. Основными компонентами действующей СДО являются:

  • технические и информационные ресурсы СДО;
  • процессы и персонал разработки и сопровождения ресурсов;
  • педагогические процессы и процессы управления обучением, объединяющие непосредственных участников ДО (обучающихся, тьюторов и администраторов);
  • организационные процессы и персонал учебных и обеспечивающих служб.

Перечень основных ресурсов СДО включает:

  • базовую информационную инфраструктуру общего назначения (обеспечивает сетевые коммуникации, высокоскоростной доступ и основные сервисы Internet);
  • техническую платформу дистанционного обучения, ТПДО (реализует техническую поддержку функционала ДО);
  • контент, или электронные курсы (является носителем содержательной части образовательных программ);
  • информационный сайт (решает задачи информационного обеспечения учебного процесса, создания сообществ обучающихся и тьюторов и продвижения дистанционных образовательных услуг);
  • инструментарий разработки контента, совместимого с ТПДО;
  • нормативные, регламентирующие документы (определяют порядок реализации процессов СДО и форматы сопроводительных документов).

Только перечисление ресурсов и процессов подтверждает сложность и комплексность задачи создания СДО.

Этапы проектирования и внедрения СДО

К основным этапам проектирования и внедрения СДО в вузе относятся:

  • принятие концептуальных решений и требований к СДО;
  • проектирование ресурсов и бизнес-процессов СДО;
  • развертывание (создание) СДО;
  • проведение приемо-сдаточных испытаний СДО;
  • опытная эксплуатация СДО.

На этапе принятия концептуальных решений определяются конкретные цели внедрения СДО, форматы реализуемых образовательных программ, организационные модели учебного процесса ДО, основные педагогические сценарии: модели учебной деятельности и взаимодействия обучающихся и тьюторов. Здесь же решаются базовые технические и экономические вопросы. По результатам этого этапа выпускается техническое задание на разработку и внедрение СДО.

На этапе проектирования ресурсов и процессов проектируется конфигурация ТПДО и схемы ее сопряжения с существующей информационной инфраструктурой организации; определяется типовая структура и дизайн электронных учебников (контента), выбирается инструментарий для разработки контента, разрабатывается технология изготовления контента. Здесь же проектируются основные процессы, определяется перечень нормативных и регламентирующих документов, организационная структура и требования к персоналу. По результатам этого этапа выпускается технический и рабочий проекты на создание СДО.

На этапе развертывания СДО в соответствии с проектной документацией приобретается и монтируется необходимое оборудование, инсталлируется и конфигурируется программное обеспечение, издается минимально необходимый набор электронных учебников, выстраиваются и отлаживаются основные процессы и процедуры, создается информационный сайт, разрабатываются нормативные и инструктивные документы, подбирается и обучается педагогический, технический и административный персонал. По результатам этого этапа принимается решение на проведение приемо-сдаточных испытаний.

На этапе проведения приемо-сдаточных испытаний готовится программа и методика испытаний, проверяется комплектность и функциональность отдельных компонент, проводится комплексная проверка работоспособности СДО в целом, проверяется наличие необходимой документации. По результатам этого этапа готовится отчет и принимается решение о приемке СДО в опытную эксплуатацию.

Этап опытной эксплуатации системы целесообразно проводить в рабочем режиме функционирования СДО, но с небольшим количеством обучаемых (около ста человек). На этапе опытной эксплуатации происходит становление учебного процесса, выстраиваются и детально отрабатываются основные процессы и процедуры, устраняются технические ошибки и неточности.

С чего начать? Образовательные программы и стратегии обучения

Первый вопрос, на который следует ответить руководителю организации или вуза, внедряющего СДО, — а что мы, собственно, от нее хотим? От выбора стратегической структуры потребностей существенно зависит архитектура ресурсов и сложность процессов будущей СДО. Вариантов насчитывается великое множество и они определяются постановкой целей, выбором образовательных программ и стратегий обучения.

Для руководителей организаций такими целями могут быть оперативное обучение сотрудников новым технологиям, внедряемым на предприятии, организация системы повышения квалификации, наконец, создание корпоративного университета, в том числе с лицензированием определенных специальностей среднего или высшего образования.

Для руководителей вузов такими целями могут быть расширение контингента студентов за счет привлечения к обучению граждан из любых регионов России, работающих граждан, людей с ограниченными возможностями передвижения и т.п.; повышение качества учебного процесса за счет внесения новых, педагогически эффективных методов и технологий обучения в традиционный процесс обучения.

Достижение целей реализуется путем выбора соответствующих образовательных программ. Можно определить три категории сложности образовательных программ:

  • отдельные учебные курсы (краткосрочные программы с выдачей сертификата);
  • «короткие» образовательные программы (несколько взаимосвязанных курсов с определенной последовательностью их изучения, продолжительностью не более года, с выдачей свидетельства о повышении квалификации);
  • «длинные» образовательные программы (несколько десятков взаимосвязанных курсов продолжительностью более одного года, регламентируемых государственными образовательными стандартами, завершающихся выдачей диплома).

Одновременно с формированием решений по выбору целей и образовательных программ вырабатываются стратегии обучения, которые определяются выбранными вариантами педагогических сценариев и организационных моделей обучения.

Педагогические сценарии определяют основные виды учебной деятельности обучающихся и тьюторов (лекции, семинары, самостоятельная работа, консультации, тестирование, выполнение письменных контрольных работ и т.п.), а также способы их удаленного взаимодействия (специализированный сайт, электронная почта, форум, чат, телеконференции и т.п.), которые предполагается реализовать в рамках СДО.

От выбора вариантов педагогических сценариев во многом зависит структура контента, конфигурация ТПДО, педагогические процессы СДО.

Организационные модели определяют общие принципы, на базе которых строятся организационные процессы СДО. Организационные модели характеризуются следующими основными параметрами:

  • особенности набора обучающихся;
  • сроки запуска процесса обучения;
  • принципы формирования учебных групп;
  • сроки и последовательность изучения дисциплин;
  • общие сроки обучения.

Выбор организационной модели для конкретного проекта осуществляется на основе сбалансированного подбора перечисленных выше параметров. Весь спектр возможных организационных моделей распределен между «жесткой (строго регламентированной) и гибкой (индивидуальный подход) моделями. Сложность процессов управления обучением и организационных процессов существенно возрастает при переходе от «жесткой» к «гибкой» модели.

Таким образом, исходя из целей, выбранных образовательных программ и стратегий обучения, формируется структура потребностей организации (заказчика), которые должны быть удовлетворены создаваемой СДО.

Приступаем к разработке СДО

Детально разобравшись со структурой своих потребностей (цели проекта, образовательные программы, педагогические сценарии, организационные модели), ИТ-служба заказчика формулирует предварительные требования к функционалу и мощности разрабатываемой СДО, чтобы приступить к выбору подходящей системы управления обучением (Learning Management System, LMS), являющейся базовым инструментом технической платформы. Сейчас зарубежными и отечественными фирмами разработан достаточно широкий спектр LMS, функционирующих на базе сервисов Internet. Из зарубежных промышленно внедряемых LMS можно
назвать:

  • IBM Lotus Workplace Collaborative Learning;
  • Oracle Learning Management;
  • Microsoft Learning Gateway.

Среди отечественных LMS известны:

  • eLearning 3000 — компания «ГиперМетод»;
  • WebTutor — компания WebSoft;
  • «Прометей» — компания «Виртуальные технологии в образовании».

В настоящее время круг LMS весьма широк, поэтому задача выбора подходящего базового инструмента СДО не является тривиальной. Важной становится точность и полнота подготовленных заказчиком требований к искомой LMS. Эти требования можно разделить на три группы:

  • требования к мощности;
  • требования к функциональным возможностям;
  • общетехнические и технологические требования.

Требования к мощности LMS определяют максимальную нагрузку системы по количеству одновременно работающих пользователей, максимальному времени отклика на запросы пользователя и т.п.

Требования к функциональным возможностям LMS формируются на основании стандартных требований к системам подобного рода и большинство LMS удовлетворяют этим требованиям.

Общетехнические и технологические требования включают требования к надежности, безопасности данных, удобству для пользователей и технического администрирования, масштабируемости и развитию функциональности системы.

Выбор конкретной LMS осуществляется как процесс достижения компромисса между его стоимостью и необходимой мощностью, функциональностью и технологичностью, требующейся для решения поставленной задачи.

Выбор LMS, как правило, однозначно определяет и выбор компании-разработчика, реализующей проекты ДО на базе этой LMS (исполнитель).

Выбор LMS и исполнителя фактически означает начало этапа реализации проекта. С этого момента заказчик и исполнитель начинают совместную работу над проектом. На этом этапе исполнитель на основании предварительного анализа информационной инфраструктуры организации и совместно одобренных стратегических требований к проектируемой СДО готовит техническое задание на разработку и внедрение СДО организации.

Проектирование ТПДО

Проектирование СДО осуществляется в соответствии с требованиями технического задания.

Наиболее важным проектируемым ресурсом СДО является ТПДО, которая реализует основной функционал управления процессом обучения, в частности регистрацию и авторизованный доступ к СДО, доставку учебных курсов обучающимся и тьюторам; контроль и управление процессом обучения.

Проектирование ТПДО осуществляет исполнитель в тесном взаимодействии с ИТ-службой заказчика.

Структурно ТПДО представляет собой программно-аппаратный комплекс, который включает программное обеспечение и необходимое оборудование.

Фундаментом ТПДО является существующая информационная инфраструктура организации, обеспечивающая необходимые коммуникации и сервисы Internet.

Конфигурация оборудования проектируется исходя из предполагаемой вычислительной нагрузки на ТПДО. Как правило, оборудование ТПДО состоит из серверного сегмента, а также рабочих мест пользователей и персонала СДО.

Программное обеспечение ТПДО является четырехслойным (см. рисунок ), где программные компоненты нижних (универсальных) слоев обеспечивают функционирование ПО верхних (специализированных) слоев.

Структура программного обеспечения СДО

Поскольку LMS, как правило, является многоплатформенной программой, то в проекте должен быть обоснован выбор операционной системы — первый слой. Ко второму слою относятся универсальные компоненты LMS, такие, как HTTP-серверы, серверы приложений, СУБД, которые могут поставляться в комплекте с LMS или их выбор обосновывается проектом. Специализированные компоненты LMS составляют третий слой. Это программное обеспечение LMS, которое непосредственно реализует базовые сервисы дистанционного обучения. Наконец, четвертый слой составляет вспомогательное опциональное ПО: дискуссионный форум, электронная почта, совместная работа в реальном времени и т.п.

Поскольку программное обеспечение ТПДО является многокомпонентным, имеются широкие возможности для создания различных конфигураций.

При проектировании необходимо иметь в виду, что ТПДО становится одной из подсистем информационной инфраструктуры организации в целом. Поэтому ее внедрение, с одной стороны, не должно нарушать работоспособности, надежности, информационной безопасности и целостности существующей информационной инфраструктуры, с другой стороны, обеспечить общность коммуникаций и необходимый информационный обмен между ТПДО и другими информационными подсистемами
организации.

Поэтому при проектировании ТПДО должна быть разработана схема сопряжения ТПДО с существующей информационной инфраструктурой организации.

Проектирование контента

Контент — комплект электронных учебных материалов и курсов, функционирующих в рамках СДО и реализующих в совокупности образовательные программы организации.

Проектирование контента осуществляется совместно исполнителем и заказчиком, при активном участии учебно-методической и ИТ-служб заказчика.

Следует отметить, что требования к контенту для вузов и организаций существенно различаются. Например, для вузов приоритетны требования к содержанию и методическому обеспечению (контент должен соответствовать государственным стандартам и иметь строго регламентированные процедуры оценки знаний). Для контента организаций на первый план выдвигаются требования к его оформлению, качеству текстовых, графических и мультимедиа-фрагментов.

Выбор инструментария существенно влияет на качество и сроки разработки создаваемого контента. Инструменты для разработки контента должны прежде всего обеспечивать совместимость разрабатываемого контента с LMS, на которой он будет воспроизводиться. Поэтому обычно этот инструментарий поставляется в комплекте с LMS. Однако не всегда такой инструментарий удовлетворяет выработанным в проекте требованиям к контенту, а также возможным требованиям к массовости изготовления (от ста и более курсов) и соответствия международным технологическим стандартам (AICC, IMS, SCORM). В этом случае в проекте необходимо определиться с альтернативным вариантом инструментария.

Проектирование информационного сайта

Информационный сайт является третьим системообразующим ресурсом СДО. Его основное назначение — продвижение дистанционных образовательных услуг организации, информационное обеспечение текущего учебного процесса, создание сообщества обучающихся.

Дизайн разрабатываемого сайта зависит от предпочтений заказчика. Содержание сайта должно включать:

  • общую вводную информацию, которая носит рекламный характер и подробно описывает образовательные услуги организации;
  • информацию для абитуриентов, описывающую правила и сроки приема (регистрации) абитуриентов, стоимость и порядок оплаты обучения, инструкции по настройке удаленных рабочих мест обучающихся, демонстрационные курсы, перечень часто задаваемых абитуриентами вопросов (FAQ) и ответы на них;
  • информацию для обучающихся, которая имеет своей целью информационное и организационное обеспечение текущего процесса обучения, в том числе основные нормативные документы, графики контрольных и аттестационных мероприятий на текущий семестр, объявления администрации, анкеты (опросы) обучающихся, дискуссионный форум и т.п. Доступ к разделу должен быть авторизованным, что ограничит доступ анонимных посетителей сайта к внутренней учебной информации и одновременно обеспечит законность участия авторизованного посетителя сайта в сообществе обучающихся.

В рамках сайта могут быть разделы для тьюторов и авторов учебных курсов.

Проектирование процессов

Учебный процесс ДО обеспечивается одновременным исполнением следующих групп процессов:

  • педагогические процессы и процессы управления обучением;
  • организационные процессы;
  • процессы разработки и сопровождения ресурсов.

Проектируя каждый процесс ДО, необходимо определить его назначение, исходные данные, промежуточные и выходные результаты, последовательность выполнения процедур, инструментарий, исполнителей, перечень нормативной и регламентной документации.

Становление учебного процесса и персонал

Полный цикл становления учебного процесса включает формирование учебных планов для реализуемых образовательных программ, разработку контента, процедур, реализующих процессы СДО, разработку нормативной и регламентной документации, подбор и обучение команды авторов и тьюторов, подбор и обучение административного и обслуживающего персонала.

Для реализации проекта, а впоследствии и для эффективного функционирования СДО заказчик создает специальное подразделение — центр дистанционного обучения (ЦДО).

Желательно осуществлять поэтапное создание и развитие ЦДО. На этапе проектирования СДО создается минимально необходимая структура из трех человек, включающая руководителя проекта со стороны заказчика, методиста учебных курсов и системного программиста. Для решения отдельных задач проектирования могут привлекаться руководители и сотрудники других подразделений.

К моменту завершения проектирования контента необходимо вводить в ЦДО должность разработчика учебных курсов, который будет осуществлять техническую верстку и тестирование контента. Этого делать не нужно, если заключается отдельный договор заказчика с исполнителем на техническую верстку курсов.

Перед этапом опытной эксплуатации в ЦДО необходимо ввести должность администратора учебного процесса, который призван обеспечить контроль, управление и согласованное исполнение всех функционирующих процессов СДО.

Далее структура ЦДО развивается в зависимости от роста контингента обучающихся и тьюторов, появления новых образовательных программ.

В перспективе структура развитого ЦДО должна включать:

  • организационный отдел (поддержка организационных процессов СДО);
  • учебно-методический отдел (разработка контента);
  • отдел оперативной поддержки пользователей (реализация процессов управления обучением СДО);
  • отдел ИТ (реализация процессов разработки и сопровождения ресурсов СДО);
  • маркетинговый отдел (продвижение образовательных услуг).

Следует отметить, что после внедрения в эксплуатацию СДО продолжает развиваться на фоне протекающего учебного процесса. Однажды начавшись, не прекращается разработка и совершенствование контента, рост контингента обучающихся приводит к усложнению процессов СДО, к необходимости принимать новые организационные и технические решения. Все это нужно иметь в виду руководителю заказчика, когда он принимает решение о создании и внедрении СДО.

Леонид Каплан — начальник отдела дистанционного обучения, МИЭМП; kaplan@miemp.ru
Наталья Шевелева — ведущий консультант Департамента управленческого консалтинга, IBS


Наиболее важные процессы СДО

Педагогические процессы и процессы управления обучением:

  • планирование обучения;
  • управление учебными группами;
  • обучение;
  • управление обучением.

Организационные процессы:

  • прием абитуриентов;
  • решение организационных вопросов обучающихся;
  • решение организационных вопросов тьюторов;
  • ведение документооборота и формирование выпускных аттестационных документов.

Процессы разработки и сопровождения ресурсов:

  • разработка контента;
  • обеспечение работоспособности и развитие ТПДО и информационного сайта;
  • техническая поддержка учебного процесса.