Вянваре Apple представила свой новый планшет. Новость была у всех на устах, и на CES 2010 (Consumer Electronics Show) конкуренты компании представляли свои модели, соперничающие по форме и функциональности с планшетом Apple. Все эти устройства напоминали сенсорный iPod с 10‑дюймовым экраном с операционной системой функциональности iPhone/iPod touch OS и беспроводной связью 3G для постоянного подключения к Интернету.

Кому это нужно?

Прежде всего, следует заметить, что компания Apple ворвалась на рынок, на котором корпорация Microsoft первой упорно работала вот уже десять лет, по нескольким причинам. Сейчас беспроводной доступ в Интернет уже не в диковинку. А во времена появления платформы Tablet PC, которая дебютировала в 2002 году, все радовались каждому появлению новой точки Wi-Fi. Платформа процессоров существенно были модернизирована, в результате сегодня современные смартфоны с широкими функциональными возможностями типа HTC HD2 предлагают характеристики, которые фактически превосходят возможности ноутбуков, существовавших десять лет назад.

Автономное питание от батарей также существенно улучшилось: с 2–3 часов для первых планшетников до 10 часов у современных нетбуков и малых ноутбуков. Огромный скачок, представляющий интерес не только для путешественников, но и для всех тех работников, которым приходится много ездить и иметь хоть какое-то пригодное для работы устройство.

Платформы iPhone, Android, BlackBerry и, в меньшей степени, Windows Mobile, фактически создали концепцию современного смартфона — устройства, поддерживающего постоянно расширяющийся набор полезных специфичных для каждой платформы приложений. Большая часть пользователей увидела будущее в этих устройствах и сочла это будущее восхитительным. А поскольку и в странах третьего мира и на быстро-растущих рынках развитых стран эти устройства стали чрезвычайно популярными, можно уже определенно считать, что именно эти устройства и составят главное направление развития современной вычислительной техники. Этим устройствам вообще не понадобится традиционный персональный компьютер.

Таким образом, планшет Apple и подобные устройства занимают место между обычными портативными компьютерами и смартфонами. Возникают вопросы, например, насколько емок рынок таких устройств? Можно ли их использовать как инструментальные средства в бизнесе?

Отвечу на первый вопрос. Несомненно, пользователям планшет Apple интересен, поэтому первоначальные продажи будут высоки. И безусловно, конкуренты Apple предложат рынку свои устройства (например, типа гибридного ноутбука Lenovo IdeaPad U1) с функциональностью планшета от Apple.

О применении планшетов в бизнесе могу сказать, что это уже было. Когда Microsoft впервые предложила платформу Tablet PC, я считал, что эти трансформирующися в планшет ноутбуки будут весьма востребованы на рынке и будут продаваться все больше по мере падения цены.

Феномен нетбука научил нас тому, что компьютеры — это потребительский товар, и пусть дорогие устройства всегда имеют свою нишу на рынке, будущее всегда определяет массовый рынок. Поэтому планшетам уготованы те же проблемы, которые стояли перед трансформирующимся ноутбуками 2002 года выпуска. Как они их решат, еще нужно смотреть. Будет ли соотношение производительность/цена лучше, чем у нетбуков, при лучшем качестве? Или они просто составят конкуренцию традиционным компьютерам в различных ценовых сегментах?

В конце концов, дискуссия возвращается к вопросу о полезности планшетников в обычной офисной обстановке. И здесь ничего не поменялось с 2002 года. Хотя возможность управлять экраном с помощью пера или пальца полезна, однако офисным сотрудникам хорошая клавиатура удобнее. И в такой ситуации устройство типа трансформируемого ноутбука может в большинстве случаев применения быть полезнее, ведь в любой момент оно может стать планшетом.

О важности совместимости

Сейчас планшет Apple работает со многими приложениями iPhone из iTunes Store, но Microsoft Office и другие приложения для работы на нем не присутствуют. Со временем ситуация тут может измениться; поскольку устройство работает с операционной системой для смартфона, возможны проблемы.

Хотя планшет Apple постоянно мелькает в заголовках новостей, думаю, главная новость состоит в том, что изменилось немного. Планшеты востребованы во многих случаях, и даже в бизнесе, но только когда к ним подсоединена настоящая клавиатура, как в случае с трансформирующимися ноутбуками. Что касается всепроникающего доступа в Интернет по 3G, производительности и автономности — эти параметры более злободневны, чем ранее. Однако конструкции на традиционной компьютерной базе имеют меньшую цену, полезнее, легче интегрируются в имеющуюся среду, чем планшет Apple. Поэтому есть ли у планшета будущее и каково оно — посмотрим после того, как утихнет рекламная шумиха.

Поль Тюрро (thurott@win2000mag.com) — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски Windows IT Pro Update, а также ежедневные выпуски новостей WinInfo