Иллюстрация РАЙАНА ИТТЕРАВо многих компаниях до сих пор раздумывают: когда начинать внедрение системы Windows Vista и стоит ли вообще это делать? В связи с недавним релизом пакета SP1 те клиенты, которые планировали «подождать первого пакета исправлений», вскоре могут начать рассматривать данный вариант.

Однако перед этим они, скорее всего, обратятся за советом к другим администраторам, имеющим опыт внедрения системы Vista, чтобы узнать, стоит ли овчинка выделки. Когда вы направляетесь в незнакомое место, вам вряд ли хочется ходить кругами или объезжать разрушенные мосты и места дорожных работ. Рассказы людей, уже прошедших этот путь, помогут составить подробную карту движения и спланировать «маршруты объезда», чтобы избежать препятствий.

Наша компания недавно проводила внедрение платформы Windows Vista Business, и я готов поделиться опытом. Во-первых, хочется рассказать о наиболее удачных аспектах нашего внедрения. Может быть, кому-то на основе наших решений удастся разработать собственные улучшения в процессе. Во-вторых, и это кажется мне более важным, я опишу несколько тонких моментов, которые были известны мне еще до начала процесса внедрения или были выявлены в результате тестов и исследований.

Плюсы

В целом от работы с системой Vista у нас остались очень хорошие впечатления. Мы боялись, что общественное мнение вызовет у наших пользователей предубеждение относительно Vista — да так оно и было, — однако грамотное внедрение позволило переубедить даже самых недоверчивых сотрудников. Главными достоинствами нашего проекта я считаю замену всех компьютеров, демонстрацию новых систем на общекорпоративном собрании, а также затраты на расширение гарантийной программы за счет внутренней службы.

Новое оборудование. Одним из первых было принято удачное, как показала практика, решение — заказать новое оборудование, вместо того чтобы заниматься обновлением существующих систем. Это решение было принято по двум соображениям. Во-первых, большинство наших машин, даже при максимально возможном обновлении, просто не смогли бы обеспечивать работу системы Vista (компьютеры IBM NetVistas выпущенные четыре года назад, по 256 Мбайт оперативной памяти, встроенный графический адаптер). Во-вторых, у большинства компьютеров уже закончился жизненный цикл, и их компоненты начали сбоить. В качестве одного из преимуществ системы Vista мы показали пользователям интерфейс Aero, и в особенности режим Flip 3D. Нам хотелось, чтобы наши пользователи могли оценить возможности системы Vista в полном объеме, а это невозможно было сделать на старом оборудовании.

Одинаковое оборудование под надежной гарантией. Старые системы закупались по различным каналам для минимизации затрат. В результате возникла путаница с гарантийными соглашениями, срок действия которых колебался от года до трех в зависимости от компьютера. Когда какой-то из компонентов, например источник питания, выходил из строя, часто приходилось покупать сменную деталь, вместо того чтобы получить ее по гарантии. Системы, для которых срок гарантии еще не истек, не могли обслуживаться сразу на месте, из-за чего нам приходилось тратить время на починку отказавших систем.

При внедрении системы Vista мы сделали так, чтобы новое оборудование было идентично по конструкции и оформлению. Была приобретена гарантия, включающая поддержку по схеме «на следующий рабочий день», которая на протяжении всего срока, указанного в договоре, обеспечивала быструю замену отказавших компонентов и компьютеров. Гарантия окупила себя в 6 раз.

Все новые компьютеры имели встроенную поддержку сдвоенных мониторов. Раньше, если пользователю требовался сдвоенный монитор и он получал на него разрешение, нам приходилось вскрывать компьютер и устанавливать видеоадаптер и драйверы к нему. Теперь же мы просто подключали новый монитор, таким образом экономя огромное количество времени, своего и пользователя. Обеспечение поддержки сдвоенных мониторов может и является очевидным шагом, но иногда я жалею, что кто-то более знающий не напомнил мне об этом очевидном шаге четыре года назад, когда мы занимались внедрением системы Windows XP.

Стандартный образ. Основным программным обеспечением в нашей компании являются Web-приложения.NET, поэтому самое важное приложение компании Microsoft для нас — Internet Explorer (IE). Кроме того, наши пользователи работают с пакетом Microsoft Office. Эти приложения, а также Adobe Reader образуют программный набор, которым пользуются 90% сотрудников нашей компании. Остальные 10% применяют небольшой набор специализированных приложений, при этом разные сотрудники используют различные приложения.

Основываясь на потребностях сотрудников, мы приняли решение о создании единого образа Windows Imaging Format (WIM), который будет установлен на все пользовательские системы. Для пользователей, попадающих в 10% «особенных», мы либо вручную устанавливали необходимые приложения, либо разворачивали их с помощью групповой политики. Такой подход был весьма успешным и позволил нам создать образ, использование которого при обновлении приложений отнимает меньше сил и времени.

Отдельное ОП для систем Vista. Для компьютеров с Vista мы сформировали новое организационное подразделение (ОП), а также специальные объекты групповой политики, созданные для систем Vista и связанные только с этим организационным подразделением. Такой подход позволил нам протестировать все настройки, появившиеся в системе Vista, и внести в них изменения, при этом не затрагивая настройки компьютеров с системами XP. Предоставив нам возможность изменять настройки новых машин и быстро просматривать результаты в рабочем режиме, новое организационное подразделение и объекты GPO полностью оправдали затраченные усилия. Мы сэкономили время для начального внедрения на 20 компьютерах.

Демонстрация новой системы. На общекорпоративном собрании мы продемонстрировали новое оборудование и некоторые возможности Vista и Microsoft Office 2007, такие как Flip 3D и Ribbon. Гвоздем программы стала презентация мониторов, которые можно было повернуть вертикально. Как минимум 60% сотрудников решили использовать монитор именно в такой конфигурации, так как она обеспечивает большее экранное пространство для чтения длинных документов. Наглядная демонстрация дала возможность нашим пользователям задать вопросы, а нам — возможность представить график внедрения новых систем, но главное — презентация произвела впечатление на руководство и сотрудников и сделала их участниками процесса внедрения Vista.

Тестирование с подключением пользователей. Нашим пользователям известно, что их приложения гораздо богаче с точки зрения функциональности, чем те, с которыми работает ИТ-отдел. Например, хотя в нашем отделе установлен и успешно используется пакет бухгалтерского учета, сотрудники ИТ-отдела не имеют достаточных прав для выполнения большинства функций, предлагаемых сторонними приложениями. Во время начального тестирования WIM-образа Vista мы предложили пользователям поработать в ИТ-отделе и сообщить нам обо всех трудностях, с которыми они столкнулись. Благодаря тому что пользователи испытывали свои приложения на тех машинах, на которых им предстоит работать в будущем, нам удалось разрешить несколько проблем еще до того, как системы были введены в производственный процесс. Привлечение пользователей позволило вытащить на свет многие вопросы, с которыми мы могли бы столкнуться после внедрения, а сам процесс внедрения прошел быстро и гладко.

Минусы

Ни одна из проблем, с которыми мы столкнулись, не стала непреодолимой преградой, но мы бы, конечно, предпочли знать обо всех возможных трудностях заранее. К счастью, нам удалось успешно выйти из всех неприятных ситуаций, хотя в некоторых случаях поиск решения требовал больше времени, чем нам хотелось.

Завершение производства оборудования. Вскоре после того, как мы заказали первую партию новых компьютеров, наш поставщик сообщил, что компания HP прекратила выпуск данной модели. Модель, предложенная на замену, имела идентичную спецификацию, но иной внешний вид. Мы заказали столько оригинальных машин, сколько смогли, однако примерно 20% пользователей досталась новая модель. В результате пользователи, которым установили модель, снятую с производства, думали, что остальные получили более новые компьютеры, а их собственные машины — металлолом. Только долгие и терпеливые объяснения, что конфигурации моделей практически не отличаются, смогли успокоить пользователей.

Мораль: всегда проверяйте, сможете ли вы приобретать выбранное оборудование вплоть до окончания процесса внедрения. Если бы мы знали о грядущем снятии модели с производства, то заказали бы альтернативную модель для всех пользователей.

Проблемы с печатью. Сначала мы попытались использовать существующий сервер печати, на котором были установлены только драйверы для XP, для работы с системами Vista. Это была ошибка. Некоторые драйверы были несовместимы с Vista, что привело к сбоям при загрузке диспетчера очереди печати на машинах Vista. Исправить ошибку оказалось нелегко.

Чтобы решить проблему, мы установили новый сервер печати, который содержит только драйверы Vista и будет использоваться исключительно компьютерами с Vista. Новый сервер печати оказался настолько удачным решением, что мы задумались о списании сервера печати для систем XP после завершения процесса миграции.

Предупреждение для тех, кто знаком со средствами управления печатью Windows Server 2003 R2 и утилитой PushPrinterConnections.exe для системы XP: как вы, возможно, знаете, Vista не использует приложение PushPrinterConnections.exe для установки принтеров через групповую политику. Однако принтеры, добавленные в объект GPO, будут установлены не только при запуске системы, но и при следующем обновлении групповой политики.

Проблемы с данным механизмом, характерным для Vista, начались после того, как мы в рабочее время добавили новую модель принтера на сервер печати и наши компьютеры с системой Vista попытались автоматически установить драйвер при обновлении политики. Телефон службы поддержки звонил, не умолкая, когда пользователи, кроме тех, кто имел права администратора, обнаружили, что не могут установить новый драйвер и не знают, что делать дальше. Мы привыкли добавлять новые модели принтеров на сервер печати и сообщать сотрудникам (которые в то время работали только на XP), что для использования принтера XYZ им необходимо перезагрузить компьютер. Нам было приятно, что пользователям Vista не нужно выполнять перезагрузку, но при этом мы не хотели предоставлять всем права администраторов.

К счастью мы достаточно быстро нашли решение проблемы. При настройке групповой политики Vista мы изучили все доступные установки, но обошли вниманием раздел Point and Print (он находится в узле User ConfigurationAdministrative Templates Control PanelPrinters). Это было ключевой тактической ошибкой. Как оказалось, можно изменить некорректное поведение системы, установив в поле Point and Print Restrictions значение Enabled, а также установив оба флажка When installing drivers for a new connection и When updating drivers for an existing connection to Do not show warning or elevation prompt. Чтобы узнать о том, как избежать проблем, связанных с данной особенностью Vista, загрузите документ Microsoft «Point and Print Security on Windows Vista» по адресу www.microsoft.com/whdc/device/print/VistaPnPSec.mspx.

Сюрпризы от групповой политики. Мы не были готовы к появлению в Vista некоторых установок групповой политики. Для наших объектов GPO мы устанавливали режим обработки пользовательской групповой политики в значение Merge. В результате все пользователи применяли одну и ту же политику, независимо от того, кто они и где находятся. Однако если выполнить команду Gpupdate с параметром/force при установленном режиме Merge, вы столкнетесь с обескураживающей ошибкой, которая заключается в том, что система Windows не может разрешить имя компьютера. В статье Microsoft «Error results when you run the «Gpupdate/forceт» command on a computer that is running Windows Vista: «User policy could not be updated successfully»» (support.microsoft.com/? kbid=934907) эта проблема описана и дается ссылка на модуль исправлений, который входит в состав Vista SP1.

Часто в нашей организации с одним и тем же компьютером временно работают различные пользователи, а под хранение всех временных профилей расходуется большое дисковое пространство. Поэтому мы были заинтригованы, когда обнаружили в Vista новую настройку объектов GPO, которая позволяет удалять профили пользователей, не применявшиеся в течение определенного количества дней. Однако, как оказалось, исходная реализация этой возможности работала некорректно. Механизм считал количество дней начиная с момента создания профиля, а не с момента его последнего использования. Когда первые пользователи компьютеров с системами Vista однажды утром пришли на работу и обнаружили, что их профили были удалены, началась паника. Пакет SP1 исправляет эту ошибку, а ссылка на модуль коррекции для систем, не обновленных до SP1, содержится в статье Microsoft «User profiles are unexpectedly deleted after you configure the «Delete user profiles older than a specified number of days on system restart» Group Policy setting on a Windows Vista-based computer» (support.microsoft.com/? kbid=945122).

Защищенный режим IE. Система Vista поддерживает режим Internet Explorer под названием Protected Mode, который мы охотно стали использовать. Мы задействовали объекты GPO для того, чтобы придать внутренним сайтам приложений статус надежных сайтов. В системе Vista надежные сайты открываются корректно, проблема в том, что сайты, не являющиеся надежными, открываются в новом окне службы IE. Это новое окно приводило наших пользователей в замешательство. Чтобы обеспечить им более комфортную работу, мы расширили список надежных сайтов, включив в него Web-сайты проверенных поставщиков — наши сотрудники проводят на них много времени. После этого мы объяснили пользователям, что им стоит рассматривать одно окно IE как «рабочий браузер», а остальные окна — как браузер «развлекательный», предназначенный для загрузки таких сайтов, как Google.

Опыт, полученный при работе с режимом IE Protected Mode, позволил нам сделать самый главный вывод.

Пользователи были недостаточно обучены. Наши пользователи без труда самостоятельно освоили операционную систему Vista. Но, несмотря на проведение общекорпоративной демонстрации нового оборудования и привлечение пользователей к тестированию, мы слишком поздно осознали, что необходимо было провести минимальный курс обучения работе на новых компьютерах, особенно это касалось работы с пакетом Office 2007 и интерфейсом Ribbon. Всем сотрудникам IT-отдела очень понравились возможности Ribbon, однако пользователи, и в особенности опытные пользователи приложений Office, не смогли оценить преимущества нового интерфейса. Им сразу же захотелось вернуться к старым версиям продуктов Office, что, разумеется, было невозможно. Хотя эти сотрудники освоили Ribbon сравнительно быстро, они потратили массу времени на то, чтобы поладить с новым интерфейсом, или на звонки в службу поддержки.

Доброго пути!

Похоже, вам так или иначе придется проделать путь к использованию Vista. Развертывание Vista на предприятии не будет легким: оно требует детального планирования и исследования. Я надеюсь, что мои наблюдения помогут вам избежать неприятностей, и призываю вас пообщаться с другими администраторами, имеющими опыт внедрения Vista, прежде чем начинать собственный проект. При этом ничто не заменит вам самостоятельно полученный опыт и тщательно проведенное тестирование, а пользователи совершенно по-другому отнесутся к проекту, если вы позволите им стать его важной частью.

Майкл Дрегон (mike@mikerochip.com) — редактор Windows IT Pro и системный инженер из Нью-Йорка. Имеет сертификаты MCDST и MCSE: Messaging

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF