, работающими над Intelligent Application Gateway (IAG) 2007, системой для дистационного доступа к приложениям на основе технологии Whale Communications, приобретенной компанией Microsoft в 2006 г. IAG 2007 -- первая версия программы, выпущенная под маркой Microsoft, а следующие версии войдут в комплект инструментов Microsoft Forefront и, вероятно, приобретут черты,  более свойственные продуктам Microsoft. Более подробно об IAG 2007 я расскажу в одной из следующих статей. В целом продукт выглядит добротным и хорошо продуманным. А в данной статье речь пойдет о специализации программного обеспечения для предприятий.

IAG -- не первый продукт Microsoft для предприятий, который продается только вместе со специализированным серверным оборудованием от партнеров компании. Он оказался в одном ряду с такими широко известными продуктами, как Windows Storage Server и ISA Server, которые обычно продаются вместе со специализированными устройствами (хотя последний можно купить и в виде  чисто программного продукта). Аппаратные устройства располагают функциональностью Plug-and-Play (PnP) , то есть обычно их можно подключить к серверной стойке и быстро интегрировать в существующую инфраструктуру. Этот подход получает все более широкое распространение. Однако возникает вопрос, насколько он удачен.

Вспомним путь развития Windows на клиентах и серверах. Первые версии Windows были фактически универсальными и предназначались не для среднего сектора рынка, а для всего рынка в целом. Например, одна и та же версия Windows XP могла использоваться на компьютере школьника и в ноутбуке директора по технологиям. Возможно, это не лучший способ продавать программное обеспечение. Но именно такова логика Microsoft: Windows Vista, пришедшая на смену XP, выпускается в нескольких вариантах, каждый из которых ориентирован на очень узкий рынок. Тот же путь выбран и для Windows Server 2008, в которой появились специализированные версии Server Core.

Любопытно, что по мере специализации повышается сложность, однако предполагается, что выгоды от узкоспециализированного решения (будь то брандмауэр, доступ к приложениям, хранение данных или что-то еще) будут стоить усилий, затрачиваемых на  администрирование множества различных серверов. Конечно, компания Microsoft одновременно продвигает решения виртуализации, как способ консолидировать и, таким образом, упростить управление ИТ-ресурсами предприятия. Боюсь, происходит лишь замена одних проблем другими. С другой стороны, администраторам не грозит сокращение штатов.

Очевидно, что будущее ИТ действительно связано со специализированными решениями, а не с универсальными серверами, которые часто запускают ненужные службы и потребляют избыточные ресурсы. В дополнение к разумной виртуализации (список задач, подлежащих виртуализации, год от года растет) необходимы инструменты управления всеми специализированными решениями из одного центра. Неудивительно, что Microsoft работает и в этом направлении. Безопасность -- еще одна очевидная забота, но компания Microsoft надеется защитить своих потребителей постоянно расширяющимся набором инструментов Forefront.

Признаюсь, у меня нет определенного мнения об этой тенденции. Конечно, серверы и службы предприятия должны эволюционировать, чтобы соответствовать изменчивым потребностям и обеспечивать возможность внедрения новых технологий. Но не происходит ли при этом замена одних проблем другими?