Ждет ли нас при появлении новой операционной системы повторение общемирового ажиотажа, граничащего с безумием, который мы наблюдали при выходе Windows 95? Скорее всего нет, уж больно часто Microsoft радует нас выпуском все новых и новых пользовательских и серверных продуктов, разобраться в предназначении и необходимости использования которых уже под силу лишь квалифицированному специалисту, к тому же располагающему временем для сбора и анализа информации по продукту. За примером не нужно далеко ходить, достаточно заглянуть на сайте компании в раздел «Продукты» и попробовать хотя бы приблизительно понять, для чего предназначен каждый из перечисленных там серверных продуктов. А это еще не все, ведь существует большое количество служб и утилит, встроенных в операционную систему, которые на начальном этапе повторяют функции серверных элементов. Вот и получается, что для того, чтобы понять разницу между, например, Windows SharePoint Services и SharePoint Portal Server, придется провести на сайте Microsoft не меньше часа, листая документацию по обоим продуктам и составляя свое квалифицированное суждение. А уж для того, чтобы определиться, нужен вашей компании только первый продукт, который входит в состав самой операционной системы, или все же придется потратиться еще и на серверный компонент, потребуется выделить не меньше недели, а то и обратиться за консультацией. И это при том, что вы уже четко решили, что сама функциональность данного продукта вашей компании необходима.

Ну, как говорится, тут уж ничего не попишешь, таковы веяния времени и бизнес-стратегия софтверного гиганта, занимающего все новые и новые рынки программного обеспечения. Все-таки значительная часть новых служб и продуктов достаточно логично добавляет функции к операционной системе, например служба обновлений Windows Update Services (WUS) или антишпионская утилита AniSpyware. А уж службу антивирусной защиты, к появлению которой в составе Windows уже вроде как все идет, хочется и вовсе потребовать.

Опять же, учитывая планы продвижения на новые рынки, редакции будущей версии Windows Vista обещают быть весьма многочисленными. В первом приближении они будут разбиты на два класса, Home и Business, которые сегодня примерно соответствуют двум классам для Windows XP (класс Windows XP Home включает редакции Starter, Home и Media Center Editions, а класс Windows XP Pro включает редакции Professional, Professional x64 и Tablet PC). В классе Home компания Microsoft планирует подготовку четырех версий продукта: Windows Vista Starter Edition, Windows Vista Home Basic Edition, Windows Vista Home Premium Edition и Windows Vista Ultimate Edition. В классе Business Microsoft намечается выпуск трех редакций: Windows Vista Small Business Edition, Windows Vista Professional Edition и Windows Vista Enterprise Edition. Всего получается семь новых версий для Windows Vista, а если отдельно посчитать редакции N Edition, выпускаемые специально для Европы и не включающие медиапроигрыватель Windows Media Player, то все девять. Понятно, что все названия могут быть изменены перед выходом конечного продукта, но деление на версии — вряд ли. Исходя из примерной аналогии имеющихся и будущих версий, можно приблизительно понять их целевую аудиторию и предназначение. А что делать с редакциями, которых прежде не было? Тут уж без консультанта по версиям точно не обойтись:).