В феврале состоялось то, чего ждали уже несколько лет, — в Россию вернулась Motorola. Накануне приуроченной к этому событию пресс-конференции несколько изданий попросили меня рассказать, что я помню о компании Motorola, о любимом смартфоне этой марки и всем таком прочем. К своему стыду, я вынужден был отказать, так как осознал, что не испытываю к этому бренду никаких эмоций, да и любимого гаджета с соответствующим логотипом у меня нет. В свое время была пара телефонов, но неизгладимого следа в душе они не оставили.

Возвращение легенды

Изначально Motorola должна была появиться в России в декабре 2014—январе 2015 г., но по целому ряду причин анонс сдвинулся на 12 месяцев. Все это время одним из самых ожесточенных споров был спор о том, насколько триумфальным окажется ее возвращение. Поклонники марки упирали на то, что слишком живо еще воспоминание об успешных моделях, о легендарных устройствах. Дескать, увидев на полке знакомый логотип, покупатели отринут все назойливое китайское и начнут скупать Motorola!

Незадача же заключалась в том, что Motorola тоже сейчас китайская. Компания пошла по рукам вскоре после того, как в 2010 г. покинула российский рынок: сначала ее купила Google, а затем Lenovo. И наивно думать, что такие гиганты приобретали отличный бизнес. Добротных устройство к тому времени Motorola уже не выпускала, за редкими исключениями, а в бизнесе царил полный раздрай, из-за которого, наряду с прочим, американцы и покинули нашу страну. Конкурировать приходилось с компаниями, значительно лучше понимавшими, что они делают и с какой целью. Что же до покупки, то Google отчаянно нуждалась в патентах, которые в результате у нее и остались, а компании Lenovo, получившей Motorola с большой скидкой, был необходим сильный бренд на рынке мобильных устройств. Несколькими годами ранее китайцы провернули такой же трюк, приобретя еще одного «американца» — ноутбучное подразделение ThinkPad компании IBM. И нельзя сказать, что собственные ноутбуки Lenovo IdeaPad были плохи, но с паровозом в виде мощного бренда заходить на рынки все же как-то проще.

Тем более, если речь идет о высококонкурентном сегменте премиальных устройств, где потребители платят не столько за «железо», сколько за впечатление, которое аппарат производит. Мало приобрести шикарную машину, важно, чтобы все вокруг знали, что она — шикарная.

Вы покупаете новый iPhone или очередной флагман Samsung — и все вокруг смотрят на вас с уважением. Ведь это тот аппарат, который можно увидеть повсюду: на рекламных щитах, на разворотах журналов и в рекламе по ТВ. Окружающие понимают, что это круто, а вы можете себе такое позволить и готовы за это заплатить.

А тут Lenovo Vibe — отличные аппараты, кто бы спорил. И с каждым годом они все лучше и лучше. Но все же не премиум, без истории, без ауры. Motorola — совсем другое дело: американская компания, с 1928 г. в бизнесе, создала пейджер, да и первый в мире сотовый телефон тоже придумала она! Более того, многие до сих считают, что устройства Motorola собираются исключительно в Штатах.

Шильдик? Пожалуй. Но именно необходимостью шильдика объясняется и то, почему аппараты будут продаваться как Lenovo Moto. Один бренд должен тащить за собой другой. У аудитории 30+ локомотивом выступит Moto, а более молодых покупателей и тех, кого не коснулась богатая история Moto (а таковых большинство!), привлечет лучше знакомый им бренд Lenovo. Для самых же бюджетных решений у китайцев есть Zuk by Lenovo. Таким образом, компания выстроит свои продуктовые линейки во всех ценовых сегментах.

Не обойдется и без смешения жанров. В частности, на пресс-конференции было объявлено, что вскоре на устройствах Moto может появиться интерфейс Vibe UI, как якобы востребованный молодежной аудиторией. Правда, в нашем редакционном Twitter-аккаунте информация о возможном отказе от «голого» Android вызвала волну негодования. Для того ли столько ждали?

Так что же представляют собой сами смартфоны? Мне удалось походить с Moto X Force — одной из главных новинок из числа представленных в России. Обзор гаджета, оснащенного небьющимся стеклом, будет позже. Но должен признать, данная модель — отличный смартфон безотносительно маркетинга, позиционирования и даже шильдика на корпусе.

И это самое важное.

Имеют ли отношение эти новые смартфоны к той, ставшей уже легендой Motorola, выпускавшей RAZR и создавшей первый в мире мобильник? Примерно такое же, какое современные египтяне, катающие туристов на «банане» по Красному морю, к тем, кто строил пирамиды.

Но вот это уже совсем не так важно.

Искренне ваш,

Олег Капранов