Одна из самых простых и доступных вещей в мире робототехники это мультикоптеры. Летающие аппараты, оснащенные тремя или более винтами, размещенными по диагональной или соосной системе. Они мобильные, легкие, компактные и вместе с тем способные развивать впечатляющую скорость, подниматься на высоту до нескольких километров и вести видео или фотосъемку. Практически каждый видел либо сами аппараты в полете, либо как минимум наслаждался результами их работы. В последнее время коптеры стали настоящими любимцами фотографов и операторов. Домашний беспилотник настоящая фантастика.

 

Тестирование коптеров мы проводили на территории ВДНХ

 

В то же время явных сценариев использования подобных устройств не так много: либо любительская или профессиональная съемка, либо сбор информации сотрудниками спецслужб, ведь коптеры давно уже стоят на вооружении сил специального назначения. Или же их просто запускают для развлечения.

Выбор таких устройств на рынке очень широк, впечатляющ и разброс цен на них — от 5 тыс. до 1 млн руб. Мы в «Мире ПК» ничего не понимаем в коптерах, о чем и заявляем официально, и потому решили собрать самых ярких и вместе с тем доступных представителей жанра, чтобы понять, в чем же, собственно, между ними разница, что влияет на цену, а что — не очень, на что следует обращать внимание при покупке.

Мы решили рассмотреть Parrot Air Drone 2.0, соосный коптер-конструктор Tarot Ironman 650, DJI Phantom 3 Professional и DJI Inspire 1. Роль референсной модели мы отвели DJI Phantom 3 Standart. Наши партнеры из сотового оператора Yota с помощью таких коптеров доставляют SIM-карты своим абонентам. Сотрудники Yota, поднаторевшие за время использования данных аппаратов в их пилотировании, помогли нам и в процессе тестирования, поделившись своими впечатлениями от новых для себя устройств. Модели для тестирования нам любезно предоставили специализированные магазины «Небесная механика» и Copter Express .

Характеристики Parrot Air Drone 2.0

  • Дальность (открытое пространство): до 50 м
  • Управление: мобильное устройство
  • Скорость: до 18 км/ч
  • Емкость батареи: 1000 мА . ч
  • Время полета: до 12 мин
  • Камера: HD ( 1280 х 720)
  • Масса: 402 г
  • Габариты: 52×52 см
  • Цена: 23 тыс. руб.

Характеристики DJI Phantom 3 Professional

  • Дальность (открытое пространство): до 2 км
  • Управление: пульт + мобильное устройство
  • Скорость: до 58 км/ч
  • Емкость батареи: 4480 мА . ч
  • Время полета: до 23 мин
  • Камера: 4K (4000 х 3000)
  • Масса: 1280 г
  • Габариты: 59 × 59 см
  • Цена: 120 тыс. руб.

Характеристики DJI Inspire 1

  • Дальность (открытое пространство): до 2 км
  • Управление: пульт + мобильное устройство
  • Скорость: 80 км/ч
  • Емкость батареи: 4500 мА.ч
  • Время полета: 18 мин
  • Камера: 4К (4000 х 3000)
  • Масса: 2900 г
  • Габариты: 43 × 45 см
  • Цена: 246 тыс. руб.

Характеристики Tarot Ironman 650

  • Дальность (открытое пространство): до 2 км
  • Управление: пульт
  • Скорость: 54 км/с
  • Емкость батареи: 11 000 мА . ч
  • Время полета: 20 мин
  • Камера: Sony NEX-5
  • Масса: 3500 г
  • Габариты: 80 × 80 см
  • Цена: 130 тыс. руб.

Характеристики DJI Phantom 3 Standart

  • Дальность (открытое простространство): до 2 км
  • Управление: пульт + мобильное устройство
  • Скорость: 58 км/ч
  • Емкость батареи: 4480 мА . ч
  • Время полета: до 23 мин
  • Камера: Full HD (1920 х 1080)
  • Масса: 1280 г
  • Габариты: 59 × 59 см
  • Цена: 63 тыс. руб.

Пожалуй, главное, что следует учесть, до того как выбирать мультикоптер, — в любом случае, это очень хрупкое устройство. Они летают на большой высоте, причем быстро, и периодически падают. А когда они падают или врезаются в преграду, то ломаются, что с учетом их немалой стоимости довольно печально осознавать.

Встает и еще одна неожиданная задача, требующая решения — коптером нужно уметь управлять, потому и инструкцию к нему все-таки необходимо прочитать. Да, да, обязательно. Цена нашей лени или самоуверенности — недонастроенный компас, отключенная система GPS или неверно прикрученные лопасти, что неминуемо приведет к потере управляемости, а значит, и к утрате устройства. И если оно упадет кому-либо на голову, то… Отсюда следует третье правило — запускать коптер нужно на открытой площадке, где он всегда сможет безболезненно для окружающих встретиться с землей. Первый же мой личный опыт по самостоятельному запуску коптера привел к его столкновению со стеной, после чего пульты управления были переданы в руки нашего консультанта из компании Yota. Он справился гораздо лучше, и более ни одного коптера (и стены) не пострадало.

Комплектация

Несмотря на то что мультикоптеры поставляют в больших коробках, каких-либо излишеств обнаружить там нам не удалось. Основное различие — наличие или отсутствие отдельного пульта управления. Здесь особняком стоит AR.Drone 2.0 компании Parrot, которым нужно управлять с помощью iPad (или иного мобильного устройства) и установленного на него фирменного приложения. В принципе, мобильный девайс не помешает и аппаратам DJI, но исключительно как видоискатель для камеры. У Tarot Ironman 650 все свое: пульт, отдельный монитор и даже штатив для него. Впечатляющая «фишка» DJI Inspire 1 — наличие в комплекте специального чемодана для переноски и ремней, чтобы носить пульт на шее. Все остальное стандартно: запасные лопасти, зарядные устройства, USB-кабели для сопряжения с мобильными устройствами и т.п.

Подготовка к полету

После того как мы внимательно прочитали всю инструкцию (именно всю — там масса важных нюансов!), выяснили, что устройство нужно подготовить. Для этого следует снять фабричные крепежи и упаковку, вытащить лопасти из чехлов, обновить прошивку на самом коптере, его камере и пульте управления, установить необходимое приложение на мобильное устройство и, самое важное, зарядить батареи. Это занимает достаточно много времени. В нашем случае мы потратили около 3,5 ч на каждый из образцов.

Коптер DJI Phantom 3 Professional в полете

 

Несколько выделяется на общем фоне модель Tarot Ironman 650. Она, в отличие от остальных тестируемых нами устройств, относится к так называемым коптерам-конструкторам. Пользователь собирает ее для решения своих задач из продаваемых наборов и отдельных комплектующих. Подобный подход существенно расширяет возможности таких устройств, но требует определенной квалификации и знания предмета. А значит, придется затратить больше времени на подготовку, если собирать аппарат с нуля. Кроме того, если у вас внешний монитор, то у Tarrot он питается от отдельной внешней батареи, которую также понадобится зарядить.

Для всех коптеров используются съемные аккумуляторы, что очень хорошо, поскольку можно купить сразу несколько дополнительных батарей и увеличить продолжительность полетов с базовых 15–20 мин (а в холодную погоду — 10–12 мин) до необходимого времени. Зарядные устройства DJI оснащены двумя разъемами. Это позволяет одновременно заряжать и пульт, и батарею для самого коптера. Но если батарей несколько, то, естественно, во столько же раз увеличится и время подготовки. В таком случае имеет смысл приобрести специальный хаб для батарей, чтобы одновременно заряжать до четырех аккумуляторов. И нужно помнить, что батареи необходимо держать в тепле, так как на холоде они очень быстро теряют заряд. С планшетом или смартфоном на базе iOS или Android, используемым в качестве видоискателя, происходит, кстати, то же самое. Батарея полностью заряжается примерно за 3 ч, как и пульты управления.

Пенопластовый Parrot AirDrone 2.0 можно без риска запускать даже в помещении

 

А когда все будет готово, встает следующий вопрос: как доставить агрегаты непосредственно к месту полета?

Печально, но нет практически ни одного коптера, который можно было бы доставить к месту запуска в уже собранном виде. Так или иначе, но как минимум лопасти лучше крепить непосредственно перед полетом, так как в противном случае есть риск повредить моторы. И в это же время нужно устанавливать на пульт мобильное устройство, выступающее в роли видоискателя. Причем его необходимо плотно зафиксировать, иначе можно разбить iPhone, махнув пультом в порыве эмоций. В этом, к сожалению, я убедился лично.

Весьма удачным кажется решение компании Parrot. Их AirDrone 2.0 благодаря конструктивным особенностям легко уложить в коробку в собранном виде. Свою роль успешно исполняет и пенопластовый кожух для защиты лопастей. Больше ни у кого в комплекте мы такого не обнаружили, а ведь он заметно снижает риски. Впрочем, для устройств DJI Phantom защита есть, но она опциональна, т.е. ее необходимо купать отдельно. Референсный Phantom 3 Standart обладал такой защитой, так что возможность оценить преимущества у нас была. Здесь важно даже не то, что вы не сломате лопасть или мотор, а то, что при столкновении с препятствием лопасть блокируется, из-за чего аппарат теряет управляемость и начинает стремительно падать вниз. Защита позволяет этого избежать. У моделей DJI Inspire 1 и Tarot Ironman 650 обнаружить защиту лопастей не удалось даже в виде опции.

Кстати, большое спасибо тем, кто решил оснастить Inspire 1 чемоданом для переноски. Он гораздо практичнее, нежели картонная коробка.

Управление

Главное, что следует усвоить: роботизированность коптера заключается в том, что он сам способен летать. Он может в автоматическом режиме взлететь на высоту 1,5–2 м и, если потребуется, самостоятельно вернуться к месту запуска. Вам не придется прилагать усилия, чтобы удерживать его в воздухе. Датчики на нижней поверхности корпуса и GPS-навигация проделают за вас основную часть работы.

К четырем из пяти предоставленных для тестирования устройств прилагается внешний пульт управления. Отдельная история — Parrot AirDrone 2.0, который управляется с помощью iPad и специального приложения. Конечно, это упрощает транспортировку, упаковка будет компактнее. Однако мобильное устройство достаточно быстро разряжается, а поскольку сопряжение с коптером осуществляется по Wi-Fi, то максимальная дальность полета этого коптера совсем невелика — до 50 м.

Если к вашему коптеру прилагается полноценный пульт управления, то все получается гораздо интереснее. DJI Phantom 3 оснащен пультом, что обеспечивает возможность производить полное управление полетами, взлет, посадку, маневрирование, фото- и видеосъемку. Различие пульта у Phantom 3 и у Inspire 1 заключается в наличии у последнего тумблера, позволяющего переводить коптер из транспортного режима в режим полета.

Пульт Futaba 8 FG своим видом может напугать неподготовленного пользователя

 

Пульты Phantom 3 и Inspire 1, оснащенные батареей емкостью 6000 мА . ч, способны передавать сигнал на расстояние до 2 км. «Фишка» Inspire 1 состоит в том, что аппарат поддерживает управление с двух пультов одновременно. В таком режиме на один пульт передается управление собственно полетом, а на другой — камерой. При сложных съемках такое решение оптимально.

Передача информация осуществляется по каналу на частоте 2,4 ГГц. Кстати, при использовании Android-устройства в качестве видоискателя пульт DJI способен подзаряжать его. Вам это точно пригодится, особенно в холодную погоду, а вот с iOS-гаджетами такое не работает.

Пульт для Tarot Ironman 650 — совсем другое дело. В нашем случае был использован Futaba 8FG. Этот многофункциональный девайс поддерживает управление как коптерами, так и самолетами с вертолетами. Очень важно, что в систему может быть загружено сразу до 20 наборов настроек. Для подключения к конкретному аппарату следует просто выбрать нужный в меню настроек. Если у вас целый парк устройств, то это очень удобно. Для передачи команд используется стандарт FASST 2,4 ГГц. Вновь отмечу, что монитор для визуального контроля здесь не установлен на пульт, а вынесен в отдельное устройство.

Пульт управления для коптеров DJI выглядит более дружелюбно

 

В целом же, для рядового пользователя пульт DJI будет предпочтительнее. Оснащенный значительно меньшим количеством различных тумблеров и переключателей, он предназначен для менее подготовленного человека. А пульт Futaba 8FG предоставляет массу возможностей, но требует погружения в предмет и глубокого владения матчастью.

 

Камера

Квадрокоптер Tarot Ironman 650 может быть укомплектован подвесом для компактных беззеркалок и тепловизоров. В нашем случае подвес был оснащен двумя сервоприводами, позволяющими вращать камеру по осям. На нем была смонтирована камера Sony NEX-5, но понятно, что это может быть и любая другая. А поскольку существует огромное количество подвесов, то установить при желании можно даже полновесную зеркальную камеру. Качество же съемки будет изменятся соответственно.

Камера DJI Phantom 3 Professional способна снимать 4К-видео

 

Аппараты DJI укомплектованы собственными камерами. Phantom 3 Standart оснащен камерой с сенсором Sony Exmor 1 / 2.3, 12,4 Mпикс. Закрепленная на трехосевом подвесе, она снимает видео в Full HD-качестве. Видео и фото пишутся на карту памяти microSD объемом до 64 Гбайт, размещенную непосредственно в модуле камеры. Они могут передаваться на пульт управления и на установленное на нем мобильное устройство. Особенность камеры Phantom 3 Professional состоит в том, что она записывает и 4К-видео, но без возможности его передачи по беспроводному каналу. Существенный конструктивный недостаток аппаратов Phantom 3 заключается в наличии жесткой опорной рамы, внутри которой и расположена камера. Эта рама лишает возможности снимать без помех панорамы с углом охвата 360 о . У квадрокоптера DJI Inspire 1 такой проблемы нет. Ее решили посредством изменяемой геометрии корпуса устройства. После взлета аппарата стойки с винтами поднимаются выше корпуса, и подвес с камерой становится самой нижней точкой квадрокоптера. Благодаря этому в объектив камеры во время съемки не попадают конструктивные элементы беспилотника.

Parrot AirDrone 2.0 пульт не нужен, достаточно смартфона

 

Что же касается Parrot AirDrone 2.0, то этот агрегат оснащен самой простой камерой с HD-разрешением, не имеющей возможности вращения. Она жестко зафиксирована в передней части корпуса. Изображение транслируется непосредственно на мобильное устройство, с помощью которого осуществляется управление по Wi-Fi. У такого решения есть только одно преимущество — в случае потери коптера вы сохраняете отснятые материалы.

Выводы

Наше тестирование охватило лишь незначительную часть коптеров, представленных сейчас на рынке. Тем не менее даже оно показало, что несложно найти устройство для решения любых задач, а определяющим фактором при этом становится та сумма, с которой вы готовы проститься безболезненно. Ведь, как мы уже сообщали, коптеры нередко падают.

Если вам нужен мультикоптер на пробу или в подарок ребенку, то начинать лучше всего с Parrot AirDrone 2.0. Он продается по не самой высокой цене, изготовлен в пенопластовом корпусе и по умолчанию комплектуется защитным кожухом для лопастей. Даже если вы по неопытности будете врезаться во все подряд, то велика вероятность, что вы его не потеряете. А если вам не повезет, то и материальная потеря будет не слишком обидной.

Коптеры DJI более функциональные игроки. Phantom 3 Standart идеальная первая «серьезная» машина. Этот очень компактный, легко управляемый, не требующий серьезной предполетной подготовки аппарат способен улететь на 2 км и подняться на высоту до 6 км. Phantom 3 Professional предоставляет еще больше возможностей при съемке видео вы можете снимать 4К, что позволит вам стать «звездой» YouTube. Что же до Inspire 1, то это немного другая лига. Дизайн данной модели производит очень яркое впечатление. Чего стоит только одна модификация геометрии корпуса во время полета в этот момент возникает ощущение, будто перед тобой настоящий боевой дрон. Здесь, опять же, есть поддержка съемки в 4К, а также отсутствуют помехи при съемке панорам и реализовано управление с двух пультов. Главное же преимущество всех аппаратов DJI состоит в том, что они полностью готовы к использованию, как говорится, из «коробки».

 

Tarror Ironman 650 — серьезная игрушка, которая больше подойдет профессионалам

 

Если же вам интересно собирать коптер с нуля, чтобы решать свои задачи, и если вы не хотите быть обременены рамками, в которые вас поместил производитель, то вам стоит остановить свой выбор на Tarot. Коптер-конструктор, у которого все можно настроить под себя, — идеальное решение, и Tarot Ironman 650 — всего лишь один из возможных вариантов. Правда, если вы в коптерах и электронике не разбираетесь, то вам придется приложить весьма серьезные усилия. Не даст такой аппарат и времени на раскачку, здесь нет даже режима автоматического взлета. Все сами, и только сами.

Мы благодарим за предоставленное оборудование интернет-магазины «Небесная механика» (http://skymec.ru/) и Copter Express (http://shop.copterexpress.ru), а сотового оператора Yota за помощь в организации тестирования.