Да, эта камера потрясает! Похожее мнение высказали многие мастера фотографии. Знакомый мне фотожурналист Дон Смит из Калифорнии, ранее приверженец Canon, окончательно перешел на беззеркальную систему Sony FE именно после приобретения этой модели (я, кстати, поступил так же, но на полгода раньше: поводом стали Sony α7R и «догнавшая» ее Sony α7S). Появления новинки я ждал с нетерпением в течение довольно продолжительного времени: анонс состоялся 10 июня, а в продаже она официально появилась только 8 сентября. Подтверждать предварительный заказ в российском интернет-магазине Sony мне пришлось уже заполночь 9 сентября из гостиничного номера в Минске. Менеджер магазина организовал все быстро, и 10 сентября в Москве я уже вскрывал упаковку…

 

Камера Sony α7RII

 

В комплекте поставки — сама камера с крышкой на байонет, объемное из-за обилия языковых версий руководство по эксплуатации, шейный ремень, источник питания для зарядки батареи внутри камеры (привычный для системы Sony E), кабель microUSB и механический фиксатор кабеля HDMI, предотвращающий его случайное отсоединение. Это представляет интерес для съемки с одновременным мониторированием на внешнем дисплее, и потому в классическом обиходе фотографа вряд ли будет часто использоваться. Очевидно, стремясь подчеркнуть профессиональный класс новой камеры, производитель кладет в коробку не одну батарею, а две, и добавляет второе (автономное) зарядное устройство с набором вилок для электрических розеток в разных странах мира.

Камера ложится в руку привычнее, чем прежние модели, поскольку она стала крупнее, а профилированная под пальцы ручка — несколько удобнее. Мизинец по-прежнему свисает, но его за ненадобностью можно подложить (или спрятать) под камеру. Тем, кто любит камеры размером побольше, рекомендую фирменную ручку с кассетой для двух батарей и дублированными для съемки в портретном режиме органами управления. Правда, она дороговата (348 долл.), но на сайтах интернет-аукционов можно найти аналог компании Mieke впятеро дешевле, да еще и с беспроводным пультом дистанционного управления.

Корпус раздался в толщину на 12 мм и потяжелел на 160 г. Органы управления стали привычнее для пользователей зеркальных систем: колесо выбора значений диафрагмы (или выдержки, в зависимости от режима съемки) теперь расположено под указательным пальцем; колесо выбора режимов съемки снабжено фиксатором; кнопка вызова меню и третья функциональная (C3) размещены так, что их случайное нажатие исключается.

 

Сенсор, которого еще не было

Я знал, на что иду, заказывая Sony α7RII. Самое передовое в ней — полнокадровая матрица BSI-CMOS принципиально нового типа: в нее включен слой обратной подсветки светоприемных ячеек, благодаря чему можно увеличить динамический диапазон и понизить шумы изображения при высоких эквивалентах светочувствительности. Матрица содержит 42 млн полезных воспринимающих элементов; максимальный размер кадра составляет 7952×5304 точек. Это огромное разрешение, кажущееся поначалу избыточным, на практике дает возможность при обработке обрезать изображение в угоду композиции кадра, сохранив запас по размеру, а в плане профессиональной перспективы — снимать для рекламных щитов, забыв о среднеформатных системах. Светочувствительность в стандартном режиме регулируется в диапазоне ISO100–25600, в расширенном — ISO50–102400.

Предпринятый мною сходу эксперимент показал, что уровень шумов на снимках Sony α7RII при ISO25600 не выше, чем у Sony α7R при ISO3200, что соответствует трем дополнительным ступеням экспозиции (+3EV). Мало того, возможность «вытянуть» детали в «пересвеченных» зонах при постобработке почти вдвое выше, чем у предшественницы. Конечно, нельзя считать, что динамический диапазон возрос на пять ступеней: чудес пока не изобрели. Однако авторитетный источник www.dxomark.com считает новинку бесспорным победителем соревнования с Canon EOS 5DS и Nikon D810: 98 баллов против 87 и 97 соответственно.

Разумеется, я не мог не сравнить новинку с камерой, которая у меня предназначена для съемки в условиях недостатка света — с Sony α7S. Могу сказать, что Sony α7RII если и уступает ей по возможностям, то всего на одну ступень экспозиции. 12-Мпикс сенсор α7S позволяет получать приличные фотографии при ISO51200, а 42-Мпикс сенсор α7RII — при ISO25600. Что это значит в привычных условиях? ISO25600 — это съемка ночью на улице под газоразрядной лампой одного-единственного уличного фонаря, выдержке 1/60 с и значении диафрагмы f/1.4.

У беззеркальных камер Sony E (NEX и нынешние полноформатные) есть одно замечательное качество: из-за очень малого рабочего отрезка (расстояния между задней линзой объектива и матрицей) к ним можно «прикрутить» объективы множества других систем, причем не только зеркальных, но и дальномерных, через соответствующие адаптеры. Поэтому уже после выхода первой полноформатной Sony α7 фотообщественность искала в ней достойную и недорогую замену цифровой камере Leica M (Typ 240). Но объективы для Leica (за единичными исключениями) с фокусным расстоянием менее 50 мм в связке с этой камерой и Sony α7R губят кадры цветной засветкой (color shift), а также тем, что изображение смазано (smearing) по краям.

Sony α7RII с объективом Voigtländer Ultra Wide-Heliar 12mm f5.6

 

Особенности конструкции новой матрицы — не берусь указать, какие именно, — позволяют использовать с Sony α7RII объективы, ранее непригодные для этой системы из-за упомянутых выше эффектов. Это касается Summicron-M и Summilux-M 35mm компании Leica, Carl Zeiss Super Wide Angle 18mm f/4 Distagon T* ZM и Voigtländer Ultra Wide-Heliar 12mm f/5.6.

 

Фокус, в который не верится

Слабым местом камер Sony — не только беззеркальных, но и зеркальных — оставалась неадекватная скорость работы системы автофокусировки, ограничивавшая их применение в репортажной съемке, жанровой и «уличной» фотографии. Первым приятным итогом долгой «работы над собой» стала анонсированная в феврале 2014 г. Sony α6000, и уже тогда стало ясно, что Sony взялась за дело серьезно. Однако у всех полнокадровых беззеркальных камер, вышедших ранее, болезнь рецидивировала: ни одна из них не могла похвастать быстрым и точным автофокусом… Пока не появилась Sony α7RII.

В новой камере использована принципиально иная, комбинированная фазово-контрастная система автофокусировки по 399 точкам. Сравним: у Canon EOS 5DS их — 61, у Nikon D810 — 51. Мой опыт первых дней использования выявил, что скорость работы автофокуса у Sony α7RII возросла более чем в два раза при использовании «родных» объективов и в три раза — в случае применения автофокусной оптики Minolta/Sony A. Впрочем, при плохом освещении объективы зеркальной системы Sony все еще «рыскают», но, собственно, они и не создавались с расчетом на использование в беззеркальных камерах «альфа».

 

Стабилизация, которая выручит

Камеры «большой» (зеркальной) системы Sony оснащаются системой стабилизации, встроенной в их тела. Для упрощения конструкции и облегчения своих беззеркалок производитель выбрал другой путь, которым идут Canon и Nikon: отказался от встроенной в камеру системы стабилизации и освоил выпуск объективов, оснащенных оптическими стабилизаторами изображения. Это привело к некоторым нежелательным последствиям: во-первых, ограничило возможности использования объективов «неродных» систем, а во-вторых, допустило появление «родных» оптических приборов, лишенных функции компенсации дрожания. К числу последних, к сожалению, относятся великолепные по рисунку и столь необходимые фотографу Sony Zeiss Sonnar T* FE 35mm f/2.8 ZA и 55mm f/1.8 и Sony Zeiss Sonnar T* FE 55mm f/1.8 ZA. Их светосилу нельзя назвать очень высокой, поэтому стабилизатор не был бы в них излишеством.

Очевидно, наслушавшись жалоб фотографов, Sony предприняла шаг, которого от нее никто не ждал: оснастила новую камеру пятиосевой системой стабилизации изображения. Эта функция позволяет получить выигрыш в экспозиции до 4,5 ступеней, т.е. снимать объективом с максимальным раскрытием f8 так, как если бы он имел раскрытие f2! Признаться, я уже извлек из чулана на свет несколько старых, но весьма оригинальных по рисунку длиннофокусных объективов и намерен в ближайшее время пустить их в дело.

Sony α7RII. Задняя часть корпуса

 

Опции, которые так нужны

Старшая сестра новинки, Sony α7R, при срабатывании затвора заставляла вздрагивать людей не только в помещении, но и на открытом воздухе. Звук, рождаемый нажатием главной кнопки, более всего напоминал мне шлепок пластмассовой линейкой по деревянному столу. В дополнение к акустическому эффекту затвор давал встряску камере, из-за чего даже при ее установке на штативе изображение иногда смазывалось. В Sony α7RII победный звук сильно поутих, а для «шпионской» съемки можно активировать совершенно бесшумный электронный затвор. Это незаменимая опция при фотографировании публичных мероприятий и музейных экспозиций, не говоря уже о жанровой съемке или репортаже «скрытой камерой».

Поклонникам видео также есть повод порадоваться: производитель дает возможность снимать движущееся изображение в стандарте сверхвысокого разрешения (4K) с максимальной частотой 30 кадр/с и с прогрессивным сканированием.

 

Мелочи, которые огорчают

А что в ней плохого? — спросите вы, и будете совершенно правы: плохое в камере есть, и от него пока никуда не деться. Во-первых, цена: 3199 долл. (или 214 900 руб.) у официальных продавцов. Это, как выразился один из моих друзей-коллег, почти «Лада-Калина». Но тут уж, как водится, не поспоришь: стоит ли камера своих денег или нет — каждый решает сам.

Во-вторых, батарея. Если, согласно данным производителя, Sony α7R могла «настрелять» до 340 кадров с одной зарядки (это, кстати, в 4 раза меньше, чем способна сделать Nikon D810 со своей батареей), то новинка — всего 290. «Можно было бы сделать новую батарею!», — восклицают недовольные. Но давайте будем снисходительны: нельзя же улучшить сразу все. Если выбирать, то я предпочту новую матрицу, новую систему автофокуса и встроенный стабилизатор. К тому же запас батарей карман не тянет и всегда оправдывает себя, даже при экономном расходе заряда камерой.

В-третьих, «неполноценный RAW». На эту тему в ходе заочных обсуждений переломано много копий. Имеется в виду, что ARW-формат в Sony α7RII остался «слегка ужатым», т.е. подвергнутым компрессии, как и у предшественниц. На мой взгляд, это тот самый случай, когда о некоторых вещах лучше и не знать — спишь спокойнее. Мне, например, решительно все равно, одного или двух бит там не хватает при кодировании цвета. Я не вижу разницы, потому что сравнивать мне не с чем: других несжатых форматов в камере нет.

В-четвертых, при непрерывной съемке видео в формате 4K Sony α7RII перегревается и самопроизвольно выключается через 10—12 мин. Да, это плохо. Возможно, даже очень плохо. Но это все же не камкодер, а фотоаппарат, и создавался он для фотографирования. И покупал я его именно ради этого. А если мне приспичит снять движущееся изображение, я буду уверен в том, что никогда не стану делать этого более 1–2 мин: бытовое видео даже такой длины вызывает зевоту.

 

Вердикт

Sony α7RII — революционная камера, вместившая в себя много прорывных решений. Больше всего она подходит «пейзажистам», «портретистам» и поклонникам жанровой (и «уличной») фотографии. Я оцениваю ее на 5 из 6 баллов. Sony α7RII нельзя рекомендовать ни как первую, ни как вторую, ни, возможно, даже как третью камеру в фотобиографии пользователя — до нее нужно дожить, доснимать, домучаться, чтобы со всей ясностью понять, что именно ты получаешь в свое распоряжение.

Отчет о полевых испытания камеры Sony α7RII читайте в ноябрьском номере «Мира ПК».