Евгений Козловский

Сколько умов, столько мнений. Что касается меня, — двумя самыми крупными технологическими событиями, случившимися на моей жизни, я считаю появление , во-первых, мобильной связи и, во-вторых, спутниковой навигации.

Да-да! — я и компьютеры ставлю позади, и Интернет, и робкие попытки завоевать космос.

Позиционируя компьютеры как устройства, призванные обслуживать мобильную связь, а космические полеты как базу для геопозиционирования.

И обсуждать в данной статье я намерен второе. Точнее — состояние индвивидуальных, бытовых, так сказать, навигационных программ.

Впрочем, одно связано с другим, и в наши дни, чтобы увидеть, где именно ты находишься, можно не подымать очи горе, не выискивать там спутники, а хотя бы изначально сориентироваться по станциям мобильной связи. Это называется A-GPS (которое все же только обостряет восприятие спутников) и/или — LBS (Location-based service, сервисы, базирующиеся на вашем местоположении).

Понятное дело, что циферки ваших точных (ну, порой до метра) координат обычно вам и на фиг не нужны — разве что переслать их с помощью SMS вашему приятелю, с которым надо встретиться где-нибудь в поле или другом месте без заметных и обоюдно знакомых ориентиров. Так что практическое использование координат местоположения становится возможным при наличии достаточно подробных карт и устройств, которые совмещают их с вашим местоположением, а еще лучше, ведут вас в нужное место следующим способом: перемещением указателя на карте, предсказанием будущих маневров и — главное для многих, например, для меня — голосовыми подсказками, избавляющими от необходимости отвлекаться от дороги (если едешь на автомобиле, мотоцикле да хоть бы и на велосипеде), переводя взгляд на экран.

…и мы тогда увидели светила

В последнее время навигационные программы добавили и актуальное слежение за трафиком на пути, предлагая самые быстрые, хотя порой и не самые короткие маршруты в зависимости от окружающего трафика. Умение, в самом общем смысле, просто замечательное, но очень сильно зависящее, во-первых, от актуальности и достоверности «пробочной» информации (с которыми месяц от месяца становится все лучше, во всяком случае, в Москве, а ее я в этом смысле исследовал заметно глубже других городов), а во-вторых, от транспортной инфраструктуры города когда нет путей объезда (как в большинстве случаев в Москве), вам становится практически безразлично, какие где пробки, все равно в них уткнетесь. Ну, разве что, взглянув на «пробочный» цвет карты, решите просто не выезжать в город.

Я увлекся автонавигацией еще на самой ее заре, больше десяти лет назад, когда и карты приходилось делать вручную, и ведущий приборчик (тогда, помню, Palm) приходилось подсоединять к GPS-модулю по Bluetooth, а то и проводом, — но это было увлекательно до головокружения. Хотя на деле заводило в тупик едва ли не чаще, чем приводило к цели.

Потом пошла эра специальных навигаторов, часто — дорогих, часто — нелокализованных.

Потом… потом производители таких навигаторов стали выкладывать отдельными пакетами свое собственное ПО (а иной раз его просто воровали и выкладывали в Сеть хакеры) — для разных операционных систем, но чаще — для Windows Mobile.

Потом… потом GPS-модули стали встраивать в телефоны (коммуникаторы) и планшеты, а навигационные программы или, как в Google map, добавки-нашлепки начали устанавливать по умолчанию — что в Android-аппараты, что в iPhone. И это не говоря уже об аппаратах на основе Windows Phone. Ибо представляла их (и представляет по сю пору) по преимуществу Nokia. А она славится своими навигационными программами серии HERE и своими картами, которые обновляются, ну уж, никак не медленнее, чем « Яндекс.Карты » или « Карты Google » , а то и быстрее, а также все более и более обрастающими 3D-моделями.

…и мы тогда увидели светила

Нужно признаться, что я, кроме рабочего HTC One dual sim, которым чем дальше, тем больше доволен, вожу с собой и Lumia 920. Именно ее (практически, только ее!) я использую в качестве навигатора: так хорошо она знает Москву и так, — что очень важно, — внятно ведет.

Внятное ведение по маршруту — это, на мой взгляд, едва ли не самый главный параметр навигатора. Он вроде бы и показывает дорогу, и расцвечивает нужную трасу, а подъезжаешь к сложной развязке, и ан — попадаешь не на правильный лепесток. Это порой приводит к потере хорошо еще если 15 мин. Не говоря уже о нервах.

Значит, главное — умение точно, без вариантов, показать, куда свернуть.

На HTC One, для особых случаев (о которых ниже), у меня установлен еще и отечественный «Навител Навигатор» программа, за которой я внимательно слежу с момента ее рождения. Так вот, у нее практически все идеально, кроме… кроме этой самой внятности. Из-за чего я при ее содействии не раз и не два сворачивал не туда: и в Москве, и в Крыму…

Думаю, они бы с удовольствием это исправили, да непонятно, каким образом.

Первый навигатор, которым я пользовался, был TomTom. (Он и сейчас выделяется среди прочих тем, что принимает от пользователей — через Интернет — актуальные изменения дорожных правил, закрытие одних проездов, появление других, и при достаточном скоплении их количества и после проверки экспертом мгновенно вносит все выявленноенав карту.) Он имел определенные недостатки (например, в детальности карты), однако ошибиться на развилке не позволял.

В его визуальном способе ведения есть какая-то… чисто художественная, талантом продиктованная тонкость, и возможности заполучить ее, как, скажем, и в поэзии, — посредством простого алгоритма, видимо, не существует.

…и мы тогда увидели светила

Однако «Навител» при наличии такого недостатка имеет и одно существенное, уникальное достоинство: он знает Москву (бытует мнение, что и всю Россию) лучше других — будь то отечественный «Яндекс.Карты» или расхваленный мною (за дело) «нокиевский» HERE.

Он знает то, чего «тупые» иностранцы понять боюсь, в принципе, не в состоянии. Ведь у нас, кроме названия улицы и номера дома, в адресе может быть и «корпус», и «строение», и «владение», и еще черт знает что такое. К тому же строение 26 вообще может находиться не у дома, к номеру которого оно относится, а на другой улице и в полутора километрах. Я уже не раз попадал в такую ситуацию, но однажды нужное «строение» оказалось от родительского дома аж через железную дорогу, переезд через которую был в десяти кварталах!

А «Навител» предлагает, когда задан адрес, весь спектр сопутствующих зданий: корпусов, строений, владений — и вы выбираете нужное. И если свернете правильно, то попадете именно туда, куда хотели. Вот ради таких «неевропейских» адресов я и вожу с собой два навигатора.

Кстати, совсем недавно «Навител» , выпустив версию 8.5 , уставил всю (как минимум) Москву трехмерными макетами зданий, которые, если проезжаешь мимо высотного микрорайона, выстраиваются вокруг тебя, словно ты вдруг попал на нью-йоркский Бродвей.

Трехмерные макеты зданий — это сравнительно новая мода в автонавигации. Первой (для меня) последовала ей (или задала ее?) программа iGO, которой я пользовался более других в эпоху Windows Mobile и которая, после распространения Android, перестала выдавать соответствующие разрешения, вплоть до Full HD-версий. Она и сейчас стоит у меня, но смешным четвертым окошечком слева наверху экрана.

…и мы тогда увидели светила

Ее трехмерные макеты поначалу просто потрясали своей красотой (особенно восхищал трехмерный загородный пейзаж, добавляемый отдельными «ландшафтными» файлами), хотя в той же немаленькой и заметной на карте мира Москве таких макетов было — на пальцах двух рук сосчитать. А обновляются карты iGO, увы, очень неторопливо… Но когда я вдруг оказался в Амстердаме, то выяснилось, что весь его центр (в широком смысле слова) просто уставлен макетами, причем они учитывали не только этажность и число окон в ширину, но и даже цвет домов. И конечно, такие макеты очень помогали гулять по городу и ориентироваться в нем . Да и сами по себе, художественно, радовали. А каков у iGO Лондон!

С точки же зрения автомобильной навигации макеты скорее отвлекают и сбивают, чем помогают.

А в новом «Навителе» так и подавно: все сделано по-русски широко и обильно! Впрочем, дорожка между полупрозрачными корпусами видна не хуже, чем прежде, на плоской карте, а дома вдобавок можно еще и отключать.

Но все это — старая парадигма!

Новая — это примененная в навигаторе Route 66 Maps + Navigation.

Это когда на экране навигатора отображается обступающая реальная реальность, а вести машину надо вслед за яркой виртуальной машинкой, которая в нужные моменты включает поворотники. В общем, это дополненная реальность.

…и мы тогда увидели светила

Конечно, использование такой программы требует применения для коммуникаторов специальных держалок, с отверстиями под объектив камеры, да и Москву Route 66 Maps знает средненько.

Однако у меня появилось ощущение, что именно это — автонавигация будущего.

Купить номер с этой статьей в PDF
1105