1510 г. — распад Великого Княжества Литовского… А я только собрался с ними воевать!

 

Как вам нравится Русь времен Ивана Грозного, колонизирующая Америку вместо Сибири? Поход Ермака на столицу ацтеков Теночтитлан — попробуйте-ка представить себе такое! А Европа без Мартина Лютера, Реформации, протестантизма и религиозных войн? Или Англия, в которой вместо елизаветинского «золотого века» случились династическая уния с Испанией (!) и возврат к католичеству?! «Какой бред!», — ужаснутся люди, хотя бы немного сведущие в истории... и окажутся неправы. Просто-напросто Paradox Interactive выпустила продолжение легендарной серии Europa Universalis — Europa IV (EUIV).

Несколько лет назад такая детализация юнитов сошла бы и для шутера. Прогресс не остановить!

 

В основе своей «четверка» — все та же невероятно увлекательная глобальная стратегия. Времени игроку дается, как обычно, немало — с 1444 по 1821 г., но не обольщайтесь, дай Бог вам за 400 лет хотя бы повторить «исторические» достижения той или иной страны! Первое впечатление у людей, не пробовавших доселе ничего сложнее RTS а-ля Command & Conquer, — хороший такой, глубокий шок, «как всего много, ни в жизнь не освоить!». Совет тут один: берите пример с опытных пловцов или ныряльщиков, которые начинают понемногу, с мелкой воды, постепенно забираясь все глубже и глубже.

Новая модель мировой торговли — связанные друг с другом «узлы» — куда ближе к реальности, чем все, что мы видели в предыдущих «Европах»

 

«Парадоксы» перестали бы быть «парадоксами», если бы каждая следующая игра серии отличалась от предыдущей только порядковым номером в названии да подрихтованной картинкой. Что изменилось в EUIV по сравнению с той же «третьей»? Ответ будет прост и краток: ВСЕ, за исключением разве что места и времени действия. Везде, куда не посмотри, — от переделанного интерфейса с удобными перекрестными ссылками, до существенно усложненного и углубленного моделирования сражений, — видны титанические усилия разработчиков по перетряхиванию или серьезному «тюнингу» геймплея…

Русские национальные идеи: «Боевой дух», «Большая армия», «Экспансия». А вы сразу подумали про водку, балалайку и матрешку?

 

Причем особенно забавно, что некоторые «революции», радикально влияющие на ход игры, поначалу кажутся чистой косметикой! Замена прямого финансирования научных исследований из бюджета на накапливаемые «очки действия» — говорите, пустяк, безделица? Это вы просто не разобрались в механике, как сказали бы завсегдатаи профильных форумов. На практике же новая модель оборачивается более правильным и историчным научно-техническим прогрессом, и самое главное! небольшие страны теперь не обречены на вечное отставание от грандов, достаточно ИИ 2 —3 раза удачно кинуть «виртуальный кубик».

И так во всем: одно изменение мастерски подогнано к другому, напрямую увязано с третьим — оказывается, также очень важным и нужным, а все вместе они служат основой и обусловливают четвертое, и т.д., и т.п. Словом, вся игра, как гениально задуманная и исполненная головоломка: крути до бесконечности, всякий раз будет радовать и удивлять чем-то новым. В общем, «парадоксы» без громких обещаний и рекламной шумихи выдали очередной шедевр — никак иначе Europa IV оценить решительно невозможно! Любителям жанра рекомендуется в обязательном порядке (прости-прощай, оставшееся свободное время!), остальным — ребята, ну надо же когда-то попробовать что-то более возвышенное, чем стратегии с «резиновыми рамками» и вечным «рашем» или очередная «Ферма» из соцсетей! Повод более чем удачный… без учета новой Total War, конечно же.

Купить номер с этой статьей в PDF
1642