Когда в 2003 г. я приобрел свой первый «серьезный» ноутбук Samsung P35, наличие в нем Wi-Fi было для меня ненужным бонусом. За жизненный цикл компьютера, до 2007 г., я ни разу не воспользовался беспроводной сетью. А в наши дни Wi-Fi стал неотъемлемой частью жизни, и теперь не очень понятно, как можно было обходится без него раньше.

В моей квартире в Пекине ловится около 30 сетей Wi-Fi. Причем дом, где я живу, не самый большой по нынешним стандартам – всего 21 этаж, и на каждом по 20 квартир. Значительная часть их владельцев не мудрствовала с именем роутера и сети, оставив то, что было установлено по умолчанию – TP-LINK. Вероятно, именно поэтому, когда от этой компании поступило предложение посетить завод и увидеть процесс производствам своими глазами, я отозвался не задумываясь.

Назначенное время поездки удачно совпало с моим визитом в Россию. Из Москвы в Шеньчжень я летел в компании десятка российских IT-журналистов рейсом Cathay Pacific. Прямого рейса из Москвы до Шеньчженя нет, поэтому приземлились мы в Гонконге, а оттуда до технологической столицы Китая рукой подать. Сянган (Гонконг) даже после возвращения в состав Китая (в июле была отпразднована 15-я годовщина этого события, сопровождавшаяся визитом председателя КНР Ху Цзиньтао) остается территорией со специальным административным режимом. Для краткосрочного (до 15 дней) его посещения россиянам виза не требуется, но она нужна для въезда в Континентальный Китай. Обычно из Шеньчженя в Гонконг и обратно я ездил на микроавтобусе или катере, но в этот раз опробовал новый способ. Два микроавтобуса со специальными пропусками перевезли журналистскую братию через формальную, но все же, границу буквально за пару минут. Даже не пришлось выходить из машины – иммиграционный офицер мельком глянул на наши лица и проштамповал паспорта. Кстати, о Гонконге. Этот островной город на втором месте в мире после Японии по продолжительности жизни (для справки, Россия на 112-м).

На территории Китая везде одно и то же время, независимо от фактического географического часового пояса. Поэтому, хотя по часам мы и прибыли в Шеньчжень ранним утром, ощущения от жары были более чем полуденные. Субтропические условия: жара +32 о C и влажность 69%. Ранее я бывал здесь зимой и осенью, поэтому ощущения получил абсолютно те же, что и ребята из дождливой Москвы. Словно зашел в баню в одежде. А вот местные жители даже не потели… И вправду, человек ко всему привыкает.

Шеньчжень – первая и самая успешная специальная экономическая зона Китая. Город создавался как полигон для обкатки модели рыночного капитализма с витиеватым названием «социализм с китайской спецификой». Уже в начале 90-х гг. он выглядел, как Пекин лет пять назад. До этого же Шеньчжень представлял собой небольшую рыбацкую деревушку. Археологи же утверждают, что люди в этом месте жили еще 5000 лет до н.э. После начала реформ холмистый ландшафт был полностью нивелирован. Сейчас город, находящийся на одном уровне, растянут вдоль побережья Южно-Китайского моря.

Контейнерный терминал Шеньчженя – второй в Китае и четвертый в мире по трафику. Отсюда, к примеру, уходит около 80% всего груза компании Foxconn. Помимо того, город знаменит своей фондовой биржей, по масштабам не уступающей Гонконгской. Также здесь расположены головные офисы большинства крупнейших IT-компаний Китая.

 

Витая пара TP-LINK

 

И одна из них, TP-LINK, созданная в 1996 г., занимает 42-е место в национальном IT TOP100 рейтинге страны. Изначальное название бренда – Twisted Pair Link. Сейчас аббревиатура TP переосмыслена как Trust & Performance.

За два первых года работы обороты компании достигли 100 млн. юаней (по курсу того времени — около 12,5 млн. долл.). В 2006 г. компания TP-LINK выходит на международный (европейский) рынок. Для этого была построена новая фабрика площадью 118,8 м 2 , сертифицированная по «зеленым» стандартам Европейского Союза RoHS. Через год были открыты офисы в Индии и Сингапуре, а в 2008 г. – в Германии и США. В 2009 г. была построена новая фабрика общей площадью 83 тыс.м 2 . В том же году TP-LINK вышла на российский рынок.

Я всегда испытывал уважение к частному малому и среднему бизнесу c грамотным менеджментом. Крупные же корпорации у меня всегда вызывали настороженность. Сейчас TP-LINK занимает более 50% рынка Китая, сохранив при этом форму собственности и ни разу не прибегнув к заемным банковским средствам. Компания по-прежнему принадлежит двум (!) компаньонам, не собирающимся проводить модные сейчас IPO. А жаль, ее акции, в отличие от какого-нибудь «надувного» Facebook, я бы купил не задумываясь.

Говоря об акциях, не могу не отметить основное событие последнего времени. В июне главный гигант интернет-торговли Китая, Alibaba (владелец B2C портала Tmall.com, C2C портала Taobao.com и платежной системы Alipay.com), официально ушел с Гонконгской фондовой биржи. Акции были выкуплены за цену, более чем на 50% превышающую официальные котировки, зафиксированные за 10 дней до делистинга.

Пресс-конференция с участием директора TP-LINK по Восточной Европе Джозэфа Лианга (все китайцы берут себе английские имена, чтобы было удобнее общаться с иностранными коллегами) была наполнена вышеупомянутыми цифрами, но визит на фабрику TP-LINK Industrial Park оказался еще интереснее.

Общая площадь (после окончания в следующем календарном году второй фазы строительства, с общими инвестициями около 80 млн. долл.) составляет 250 тыс. м 2 , в производстве заняты 3500 человек (работа идет в две смены), производительность достигает 150 тыс. единиц продукции в сутки. Главное здание выглядит, как китайский R&D-центр топ-класса или средний московский бизнес-центр, а вовсе не как фабрика. Окружают его кампусы для рабочих, 80% которых закончили профильные техникумы. Следует заметить, что 90% менеджмента имеют степень не ниже бакалавра. Текучка кадров минимальная, несмотря на однообразность работы на производстве, потому что компания TP-LINK проводит грамотную кадровую политику и ценит рабочую силу.

 

Витая пара TP-LINK

 

Когда я спрашивал о том, как работники справляются со стрессом, менеджер по персоналу посмотрела на меня с удивлением. Заработная плата на предприятии примерно на 15% выше среднерыночной, проводится много корпоративных мероприятий и предусмотрены различные способы нематериальной мотивации. Обеспечивается возможность роста зарплаты даже для работников сборочных линий. Если кто-то чувствует в себе силы делать за один подход две или три операции по сборке, то он получает предложение перейти на проведениен процесса тестирования или прошивки firmware, например.

А теперь о тестировании. На пресс-конференции я сначала не поверил в то, что 100% продукции TP-LINK проходит тестирование на качество после сборки. Но это действительно так. Большинство производителей маршрутизаторов экономят на этом этапе, полагаясь на качество компонентов. А в компании TP-LINK реализован многоуровневый контроль качества — от проверки печатных плат до проверки качества Wi-Fi сигнала и внешнего вида конечного продукта.

Отмечу, что печатные платы компания TP-LINK заказывает у стороннего производителя, но имя партнера она не разглашает. Такое решение позволяет сэкономить огромное количество средств и времени.

Стоить отметить, что TP-LINK также является OEM- и ODM-производителем. Бренды не были названы, но любой, кому интересно, сможет узнать продукцию TP-LINK по той же печатной плате и элементной базе.

 

Витая пара TP-LINK

 

Вернусь к контролю качества. После сборки каждый Wi-Fi-маршрутизатор (именно им было уделено повышенное внимание во время нашего визита на завод) помещается в полностью изолированный от внешних воздействий бокс. Затем специальные датчики снимают показатели сигнала. В случае малейшего отклонения продукция отправляется на доработку. Более того, потом такие продукты дополнительно прогоняются от 6 до 24 ч (в зависимости от проблемы) на выявление повторного дефекта. Если в партии обнаруживается несколько экземпляров с проблемами разного рода, повторно перепроверяется вся партия. Уже по завершении штатного тестирования в ходе производства из партии выборочно отбираются несколько штук и отправляется на 6-часовой «прожиг» (от английского burning).

Отдельная история с прототипами. «Прожиг» моделей, в которых используются компоненты, поступившие от новых поставщиков, длится семь дней. Проверенные компоненты подвергаются многоуровневому тестированию по 24 ч. Мне больше всего запомнилась одна огромная изолированная комната с антенной-приемником, анализирующим уровень сигнала. В другом помещении масса серверов генерируют специфический трафик – от VoIP и IPTV до игрового трафика PC, Xbox 360, PS3 и прочих платформ. В третьем находятся установки, генерирующие резкие перепады температуры и влажности.

Незабываемое впечатление произвели «издевательства» над блоками питания, на которые подавалось повышенное напряжение. Они плавились на глазах, но ни дыма, ни тем более огня так и не возникло. На эмуляцию статического электричества маршрутизаторы также прекрасно реагировали. Даже когда на экране тестовой станции фиксировался «пробой», роутер не зависал, а продолжал работать. Мой древний Linksys иногда подвисает даже тогда, когда я выдергиваю зарядное устроство мобильника из удлинителя.

Для тестирования журналистам выдали мобильный маршрутизатор TL-MR3040. Он оказался очень удобным. В отеле, где в номерах есть Ethernet-кабель, можно организовать собственную точку доступа и подключить сразу несколько устройств. Кстати, для маршрутизаторов этой категории предусмотрен еще один, отдельный, этап тестирования — эмуляция момента, когда на него садятся. Испытания в лаборатории на специальном прорезиненном прессе были пройдены без проблем.

 

Витая пара TP-LINK

 

И еще раз о фабрике. Все ее помещения отделаны антистатическими материалами. Перед тем как войти туда, нам предложили надеть халаты и шапочки наподобие тех, что носят хирурги. Меня поразила сосредоточенность работников, вернее работниц, поскольку 99% тружениц – девушки. Никто не обратил на визитеров внимания и даже не повернул голову. Я заметил лишь двух ребят. Один из них был занят упаковкой готовой продукции в ящики, а другой «защелкивал» клипсы корпуса маршрутизаторов меткими ударами мягкого молоточка. О количестве ударов можете догадаться… Кто-то из журналистов метко назвал его «Вася-три-удара». Что особенно запомнилось, так это абсолютное, до миллисекунды, совпадение промежутков времени между каждым ударом. Этот этап сборки никого не оставил равнодушным. Но еще больше меня поразил плексигласовый куб, внутри которого с задней стороны печатной платы работница кусачками удаляла выступающие ножки элементной базы. Этот куб был испещрен микроцарапинами от отлетающих ножек – таких следов там было, по-моему, сотни миллионов. Такой куб впору установить как памятник китайскому труду. Куда уж тут художнику-диссиденту Ай Вэйвэю с его миллионами фарфоровых «Семян подсолнечника», выставлявшимися в Лондонской Галерее Тейт. В компании TP-LINK все куда прагматичнее и как-то «честнее» что ли…

Каждый месяц по прямым договорам TP-LINK поставляет свыше 5 млн. роутеров провайдерам Интернета в Китае. В 2011 г. аналитическое агентство In-Stat назвало TP-LINK мировым брендом №1 по WLAN и Broadband CPE-роутерами вендором №1 в области сетевых решений для дома и малого офиса. В 2012 г. компания рассчитывает только в США получить доход в размере 30 млн. долл. Ее цель – стать первой среди производителей сетевого оборудования. И при таких темпах развития, мне кажется, это вполне достижимо…