Задумайтесь, какие ассоциации возникают у вас при слове «Шанхай»? Открываем энциклопедию и читаем: «Крупнейший город Китая и один из самых крупных городов мира… Финансовый и торговый центр Китайской Народной Республики… В 2005 г. Шанхай стал крупнейшим в мире портом по объему грузооборота… Экономика города растет со скоростью 9—15 % в год — самыми высокими темпами среди других регионов Китая». И тут же: «В городе традиционно сильны позиции китайской организованной преступности — знаменитых триад… Считается, что по уровню коррупции город занимает «почетное» первое место в Китае». Ну и совсем забавно читать вот такое: «В американском разговорном языке от названия города произошел глагол to shanghai — добиться чего-либо нечестным путем или принуждением».

В общем, прочитав все это, так и хочется произнести: «Шанхай — город контрастов!» Впрочем, не более и не менее, чем любой другой большой город мира. Вспомним хотя бы Рио-де-Жанейро, сочетающий самые шикарные небоскребы в Южной Америке и дикий, просто зашкаливающий уровень преступности. Вот уж действительно чистая математика: чем больше концентрация жителей — тем больше проблем!

А почему мы, собственно, вообще вспомнили большие города? А потому, что Шанхай, с которого началась данная статья, является одним из главных объектов новой игры Kane & Lynch 2: Dog Days. А два героя — это, как легко догадаться из названия, Кейн и Линч, пожалуй, самая знаменитая «сладкая парочка» в истории компьютерных игр.

Бесславные ублюдки

Если вы в свое время пропустили первую игру — Kane & Lynch: Deadmen, то сейчас скорее всего недоуменно морщите лоб, пытаясь понять: а чем же это так отличились эти самые Кейн и Линч? Так вот, не вдаваясь в лишние подробности, поясню: в K&L разработчикам впервые в истории компьютерных игр удалось рассказать историю двух абсолютных подонков, не превратив ее при этом в шуршащий «картон» и не свалившись в занудное морализаторство. Повествование велось подчеркнуто нейтральным тоном и рассказывало о настоящих преступниках с их немудреными интересами — избежать электрического стула или, скажем, ограбить банк по заданию того, кто вызволил их из тюрьмы. И никаких «страшных всемирных заговоров» или «убить-всех-людей» — ничего возвышенного, «прекрасной чуши» в стиле старика Клэнси тут места нет. Таким образом, игра показывала зло и порок не в каких-то преувеличенных или вовсе фантастических формах, а как есть — каждо­дневным и обыденным.

В таком же стиле выдержано и продолжение игры. Зачем Кейн прилетел в Шанхай? Потому что его старый подельник Линч попросил помочь с одним небольшим дельцем. Как они умудрились настроить против себя триады и китайскую полицию? Да подумаешь, Линч, как обычно, пристрелил не того человека… И закрутилось-завертелось: с каждой новой жертвой страсти накаляются, а выскочить из мясорубки становится все труднее. В общем, обычная житейская история: «коготок увяз — всей птичке пропасть»…

Сами герои по сравнению с первой частью изменились совсем немного. Разве что Линч стал поспокойнее и реже прибегает к «немотивированному насилию». Зато с мотивированным все по-прежнему в полном порядке: пристрелить раненого полицейского или расквасить морду сутенеру в процессе допроса — это всегда пожалуйста, не нужно просить не то что второй, а даже и первый раз. Ну а Кейн… «каким он был, таким он и остался», как пелось в известной песне. Прожженный циник, убивающий врагов без эмоций и мечтающий только об одном — в очередной раз спасти свою шкуру… Так что если вам надоели по-голливудски правильные персонажи, которые в перерывах между сопровождением детей и старушек через улицу непременно спасают мир, — сыграйте в K&L2, масса новых впечатлений гарантирована!

Бойня в большом городе

Если описывать игровой процесс K&L2 в двух словах, то выйдет так: много-много стрельбы и столько же ругани. Последняя, кстати, впечатлила даже меня: по частоте употребления знаменитого американского ругательства и его производных Кейн с Линчем, наверное, превосходят всех известных нам героев компьютерных игр.

Забавно, что, вываливая на игрока тонны сквернословий, разработчики умудряются одновременно заниматься жесточайшей самоцензурой. Например, если вы добьете раненого врага выстрелом в голову, вытекающие мозги и продырявленный череп вам не покажут — картинка в этом месте сразу же будет прикрыта крупными размытыми квадратиками, как в полицейских видео прикрывают лица подозреваемых. Сочетание абсолютно феерическое, если вдуматься: отборнейший мат «в эфире» и такая вот зацензуренная картинка! Хотя, казалось бы, чего уж стесняться в игре с рейтингом «18+», а вот тем не менее… Наверное, скоро в Сети появятся дополнения, отключающие размытие (привет GTA: San-Andreas с его «Горячим кофе»!), ищите, если оно вам очень нужно. Я же никакого неудобства от таких маленьких самоограничений разработчиков не испытал: ну есть и есть, геймплею и восприятию игры это никак не мешает. Тем более что засматриваться на картинку обычно просто некогда — пристрелят! Ситуация «Кейн & Линч vs. Десятки разъяренных китайцев» — скорее правило, чем исключение.

Итак, со стрельбой в K&L2 полный порядок, к концу игры мозоль себе натрете на указательном пальце… Зато разработчики наконец-то сделали адекватную боевую систему: теперь персонажи ныряют в укрытие по нажатию соответствующей кнопки, а не самопроизвольно «прилипают» ко всему подряд, как это было в первой части игры. Да и все бои происходят в соответствии с современными стандартами «стрелялок»: перебежки до очередного укрытия, можно снять пару неприятелей, новое укрытие, еще несколько врагов. — и дальше, до полной победы. И конечно же, периодически все эти «побегушки-пострелушки» разбавляются роликами на движке игры, куда же без этого.

Отмечу, что геймплей не сводится к банальному «спрячься за мусорный бак и убей сто китайцев». Здесь есть горячо любимый всеми фанатами этого жанра игр «летающий тир» — миссия на вертолете (без подробностей, а то неинтересно играть будет!), и даже — о ужас! — пару раз за игру вас ждет стелс. Кстати, одна из «тихих» миссий отличается… эээ… необычным визуальным решением. В ней Кейн и Линч бегут от пытавших их китайских бандитов, убивая охранников, причем уходят они в буквальном смысле голыми и без оружия! Линч, исполосованный бритвой, в темноте, под проливным дождем, абсолютно голый подкрадывается к вооруженному охраннику, чтобы свернуть ему шею — это нужно просто увидеть! Жалко, что в фильмах такого никогда не покажут: цензура не позволит. А какая сильная была бы сцена: крыса, загнанная в угол, становится тигром, и неважно, идет ли речь о настоящей крысе или о затравленном беглеце в глубине каменных джунглей Шанхая…

Вместе весело шагать по Шанхаю…

Для тех, чьи пальцы не устанут давить на левую кнопку мыши в одиночной кампании, IO Interactive приготовила многопользовательские забавы. Во-первых, кооперативный режим никуда не делся, так что легко зажечь вдвоем, как и в первой части игры. Уж кто там из вас будет Кейном, а кто Линчем — сами разберетесь… Во-вторых, в игре теперь аж четыре мультиплеерных режима: Cops&Robbers (бандиты грабят, а полицейские пытаются им помешать), Undercover Cop (то же самое, только случайно выбранный игрок из команды бандитов исполняет роль агента под прикрытием и должен помешать преступникам скрыться), Arcade («бои на выживание», каждый сам за себя) и, разумеется, старый добрый Fragile Alliance, памятный всем еще по первой Kane&Lynch. Так что если кому станет скучно в одиночном действе, смело жмите в меню кнопку Multiplayer: как говорится, будет весело и страшно! Конечно, местные онлайновые баталии едва ли увлекут вас так, как в Call of Duty или тем более в Battlefield: Bad Company 2, но скоротать пару-тройку вечеров вполне можно. В любом развлечении хорошо разнообразие, надо же когда-нибудь и отвлечься от пафосных «милитари-шутеров».

Сделка со вкусом

В основе K&L2: Dog Days — тот самый 3D-движок Glacier, который «приводил в движение» еще самую первую Hitman. Отдадим должное программистам IO Interactive: со старичком капитально поработали. Если бы я не знал точно, что в основе игры технология аж десятилетней (!!!) давности, то, пожалуй, сказал бы, что это сделано на Unreal 3 — настолько здорово удался разработчикам «фейслифтинг» графики! Хотя, конечно, при ближайшем рассмотрении недостатки, связанные с возрастом движка, все же вылезают наружу. Слабовато, слабовато, особенно если сравнивать с недавно представленными демороликами грядущей Crysis 2.

Однако на другой чаше весов, как обычно, достаточно демократичные — просто низкие по нынешним временам! — системные требования. Тут все как всегда: чем меньше новомодных графических и физических наворотов, тем быстрее игра «бегает» на компьютерах средней конфигурации. Притом на мой вкус (довольно взыскательный, признаюсь!) K&L2 еще очень симпатично выглядит по сравнению, скажем, со Star Wars: Force Unleashed. А вообще-то, на приведенных картинках все видно, смотрите, решайте сами — нравится вам такая графика или нет.

Разборки в стиле рок-н-ролла

Если бы я желал поругать Kane & Lynch 2: Dog Days, то написал бы, что вторая часть — это банальная «рельсовая» TPS («стрелялка» от третьего лица), в которой сюжет потонул в непрерывной стрельбе и беготне, а графика устарела еще до выхода игры. Самое интересное, что, высказав это, я бы почти не погрешил против истины. Действительно, хотелось бы чуть больше роликов, глубже раскрывающих смысл происходящего, не помешало бы добавить нелинейности в прохождении игры, да и движок Glacier, по правде говоря, давно уже пора списать в утиль — его время вышло еще с последней Hitman. И все это было бы справедливо и правильно, но…

Но если рассматривать игру не как конструктор, собираемый из некоего обязательного, заранее заданного набора деталей, а, выражаясь высоким слогом, как произведение искусства, то придется признать: K&L2 все же удалась! Здесь имеются история (хотя иногда и трудно уследить за перипетиями сюжета) и харизматичные герои (да, они преступники и подонки, но их можно понять), а также присутствует даже особый визуальный стиль, придающий игре «оригинальное выражение лица», — все происходящее на экране как будто снято на любительское видео. И самое главное, в Dog Days есть то, что обычно не дает игроку вздохнуть до самых финальных титров: сумасшедший, бешеный драйв. Так что если вы хотите узнать все про страх и ненависть в Шанхае — смело берите Kane & Lynch 2, устанавливайте и наслаждайтесь, оно того стоит!

Kane & Lynch 2: Dog Days

Системные требования: Pentium 4—3000/AMD Athlon 64 3500+, 1‑Гбайт ОЗУ, видеоплата nVidia GeForce 7800/ATI Radeon X1800 с 512 Мбайт памяти, звуковая плата, совместимая с DirectX 9.0c, 4Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.

Разработка: IO Interactive

Локализация и издание: «Новый Диск»