Пару лет назад я получил возможность не просто покрутить в руках проектор, а всесторонне ознакомиться с теорией и практикой его работы. Первая статья (www.osp.ru/pcworld/2008/12/5847132/), впрочем, была скорее о технологиях, с помощью которых они создаются. С тех пор я еще несколько раз проверял качество работы дорогих проекторов и хотел бы поделиться впечатлениями от их работы.

Уровень черного. Кажется очевидным, что в телевизоре проще достичь глубокого черного цвета — достаточно просто отключить подсветку. А для проекторов это проблематично, так как не отключается лампа подсветки. На практике это не так. По крайней мере даже в темной комнате при воспроизведении черного экрана на проекторе Epson EH-TW5000, использующем технологию 3LCD, еще был различим серый фон, а у следующего поколения, EH-TW5500, засветка практически отсутствует. В нормальных сценах, где есть какое-то изображение, глубина черного вопросов не вызывала — он был «темнее воронова крыла», при этом градации серого отображались аккуратно.

А вот в телевизорах меня ждал сюрприз. Если в картинке чередуются светлые и темные участки изображения, то популярная в LED-телевизорах краевая подсветка оставляет «следы» на менее ярких участках, пока несет лучи от края вглубь экрана.

Качество изображения. В дорогих проекторах — дороже 80 тыс. руб. — обнаружить проблемы с цветопередачей мне не удалось. Глубокий черный обеспечивает высокую контрастность и в целом просто отличную по цветопередаче картинку!

Некоторые замечания были по отображению быстродвижущихся объектов. Все-таки во многих фильмах действие разворачивается стремительно. И тут есть кое-какие претензии. При настройках по умолчанию иногда заметно смазывание предметов на заднем плане. Если же включить функцию, ответственную за плавное воспроизведение движения, то отмечаются рывки изображения примерно один раз в несколько минут. Как будто в какой-то момент процессор не справляется с накопленными для обработки данными. Пожалуй, для большинства пользователей это останется незамеченным. К тому же за этот артефакт могут быть ответственны плееры, с которых воспроизводились фильмы, тогда он проявится и в телевизоре, если быть придирчивыми к видеоряду, но полениться и не настроить проигрыватель.

Внешние условия. В целом с проектором по-прежнему возни больше, чем с телевизором: придется тщательно выбрать место, чтобы он не мешался. К тому же нужен экран или расчищенный кусок белой стены. А телевизор один раз занимает свое положение и больше не требует забот. Правда, на дачу его не возьмешь, а с проекционной техникой такой вариант возможен.

Умеренного внешнего света проекторы уже не боятся. Конечно, при этом снижается контрастность картинки, но, падая на экран телевизора, посторонние лучи также снизят контрастность.

Мощности лампы «топового» проектора Epson EH-TW5500 хватило на то, чтобы проигрывать «Аватара» при свете нескольких ночников. При этом цветопередача фильма ничуть не пострадала, захватывающе воспроизводились все оттенки сине-зеленого мира далекой Пандоры.

Цена вопроса. Почему у меня дома пока не стоит проектор вместо телевизора? К сожалению, EH-TW5500 стоит около 200 тыс. руб. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что для большей части аудитории это непосильная сумма. Однако не стоит забывать, что технологии, примененные в дорогих устройствах, постепенно спускаются вниз по модельному ряду. Так, EH-TW3500 стоит около 85 тыс. руб., а изображение по качеству не сильно отличается от EH-TW5500: видно, что черный не такой глубокий, оттенки серого отображаются не так аккуратно, однако в целом разницу заметить трудно. Если снижение цен будет идти такими темпами, то, возможно, скоро и бюджетные проекторы поспорят по качеству с недорогими телевизорами в районе 500‑долл. отметки.

К тому же все в нашем мире относительно. Да, 200 тыс. руб. — серьезная сумма, однако EH-TW5500 воспроизводит отличную картинку даже на экране диагональю 100—120 дюймов. При этом производитель обещает, что она сохранит свою прелесть и при размере в 300 дюймов, т. е. 7,5 м (!), но проверить это у меня не было возможности. А телевизор с диагональю более 100 дюймов стоит более миллиона рублей!

Так что в технологическом плане проекторы созрели и вполне можно собирать урожай.