Во исполнение задуманного мы обратились с каверзными вопросами в несколько российских компаний, чья деятельность напрямую связана с Интернетом. В процессе опроса наших экспертов выяснилось, что найти крайнего очень сложно. В том, что «площадки» отказывают, владельцы сайтов склонны винить разработчиков проектов. А те, в свою очередь, ссылаются на жадность и некомпетентность заказчиков. И тогда роль козлов отпущения легко отвести провайдерам хостинг-услуг. Но хостеры опять же сетуют на пресловутую энергозависимость и происки злобных хакеров. Очевидно одно: простой делового сайта выливается в огромные потери, которые трудно просчитать до конца. По большому счету невозможно найти виновных, чтобы призвать их к ответу, — деловые риски просто зашкаливают.

Отдельной статьей идут DDoS-атаки (Distributed Denial of Service attack), когда в один момент с тысячи компьютеров-ботов к определенному серверу-жертве отправляются бесчисленные запросы. Такая сетевая активность положит на лопатки многие бизнес-сайты, а стоят подобные услуги всего от 100 долл. – выбирайте конкурентов и потирайте руки.

 

Множители успеха

Успешный бизнес подразумевает постоянное присутствие в глобальной Сети, и здесь нет места компромиссам.

Наши эксперты склоняются к трем универсальным советам. Во-первых, не гоняйтесь за дешевым хостингом и всегда просите тест-драйв «площадки». Во-вторых, доверяйте создание дизайна и его интеграцию проверенным специалистам. И в-третьих, в зависимости от потребностей стройте деловой сайт либо с помощью тиражной CMS, либо на основе элементарного HTML. Вот, собственно, то необходимое, что нужно сделать в самом начале любого веб-проекта, чтобы он стал успешным.

Подведем итоги

В Интернете есть толковые рейтинги хостинг-площадок (например, http://www.hostobzor.ru), дизайн-студий (к примеру, http://2009.tagline.ru/), CMS-систем (в частности, http://ratings.cmsmagazine.ru/). Однако не стоит доверять им без оглядки — изучите лидирующие строки, пообщайтесь напрямую. Стремясь обеспечить безотказность веб-проекта, не стоит забывать и о личных ощущениях. И кстати, не пытайтесь уложиться в 5 мин.

Что касается наших предпочтений, то в работе над проектами мы доверяем хостинг-центрам «МастерХост» (www.masterhost.ru) и «Аплоадер» (www.uploader.ru) и дизайн-решениям «Инфо-Эксперт» (www.bitrixtemplates.ru). Кстати, по последней ссылке легко догадаться о личных предпочтениях в огромном списке CMS – это система «1С-Битрикс» (www.1c-bitrix.ru). Скажем больше: в плане надежности и «юзабилити» у версии 8.5 нет альтернативы.


 

«Аплоадер»

Антон Захаров, генеральный директор ООО «Аплоадер» (www.uploader.ru).

Насколько актуальна проблема временного отказа работы сайтов из-за высоких нагрузок, в частности и для вашей компании?

Для нас эта проблема очень актуальна, как, впрочем, и для любого другого хостера. Основной бедой являются DDOS-атаки, порожденные интеллектуальными «ботнетами». И около 90% пиковых нагрузок хостинг-площадки связано с администраторами сайтов, привлекающими огромные аудитории, включая «продвинутых» недоброжелателей.

Случалось ли, чтобы сайты на серверах вашей компании были недоступны из-за высокой активности пользователей или по каким-либо другим причинам?

Если упал ваш сервер, как это отразится на работе ваших клиентов и партнеров?

Скорее всего, никак не отразится, поскольку почтовая система, панель управления и DNS-серверы клаcтеризованы

Не буду лукавить, редко, но случается. Примерно год назад один клиентский сайт попал под мощную DDOS-атаку — в результате забитый канал и три часа борьбы за работоспособность сайтов других клиентов.

Каким способам защиты от перегрузок вы отдаете предпочтение?

Это nginx, packet filter, cisco и голова. На связке nginx + packet filter можно выдержать атаку от 5000 ботов.

Если бы сервисы uploader не выдержали нагрузки и временно отказали, насколько убыточной для вашей компании была бы эта ситуация?

менно с целью обеспечения отказоустойчивости серверы виртуального хостинга разнесены. Но в среднем полный отказ одного из серверов стоит около 10 центов в минуту абонентской платы. А если случится серьезная поломка, то система резервного копирования Bacula поможет восстановить резервную копию на запасной сервер буквально за 30 мин

QSOFT

Михаил Токовинин, генеральный директор компании QSOFT (www.qsoft.ru).

Насколько актуальна опасность атак и высоких нагрузок на корпоративные сайты?

По мере роста числа пользователей Интернета становится актуальной проблема высоких нагрузок даже для тех сайтов, которые сложно назвать очень посещаемыми. И для скучных корпоративных сайтов стали обыденными случаи, когда ежедневная посещаемость достигает тысячи или даже десятка тысяч посетителей. А по мере роста внимания к веб-сайту как к средству коммуникации со своим потребителем требуется прилагать все больше усилий для решения проблем с производительностью площадки и с качеством обслуживания визитера.

Как часто заказчики веб-сайтов задумываются о связи между производительностью портала и лояльностью посетителей?

Обычно встречаются две крайности: либо закладывают фантастические цифры, которые мало кто воспринимает всерьез, либо о производительности платформы предпочитают не вспоминать вообще. Увы, заказчикам не хватает технической компетенции и управленческих навыков. Задачи по производительности они воспринимают как что-то специфическое и не подходят системно к их решению. Следовательно, можно наблюдать, как затрачиваются огромные средства на достижение сомнительного результата.

Какой вы можете поделиться историей про то, как по глупости упал фирменный сайт и компания много потеряла на этом?

Только без названий! Среди наших клиентов есть фирмы, чьи сайты обслуживают многомиллионные обороты. В таких структурах веб-сайт является важным элементом бизнеса - «business critical», если хотите. И я помню случай, как одна маленькая техническая неисправность платформы принесла владельцу многомиллионные убытки. К сожалению, проблемы с производительностью слишком часто становятся причинами подобных эпизодов.

Как обезопасить сайт в техническом плане? На что нужно обратить внимание?

Прежде всего, надо системно подходить к вопросам производительности. Невозможно сделать сайт, который справится с любыми нагрузками, — всегда есть предельные значения. Стоит сопоставлять перспективы роста нагрузки и возможности по масштабированию системы. И это не единоразовые хлопоты, а непрерывное движение вперед.

Сложно рекомендовать конкретные технические решения, поскольку подходы различаются в зависимости от специфики проекта и самих нагрузок. Но есть один примитивный совет, подходящий для многих корпоративных проектов: используйте проверенные тиражные решения, такие как «1С-Битрикс» или NetCat. Это существенно снизит риски на тему «правильный выбор подрядчика».

Allsoft

Екатерина Васильева, руководитель отдела маркетинга Softline (www.allsoft.ru).

Насколько актуальна проблема временного отказа работы сайтов из-за высоких нагрузок, в частности и для вашей компании?

Есть магазины c циклом продаж, включающим реализацию через Интернет, а также телефонные и традиционные офлайновые продажи. У нас весь процесс продаж проходит в онлайновом режиме. Процесс обработки заказов, включая внутреннюю бухгалтерию и административные сервисы, очень сильно завязан на Интернете. Оно и понятно, ведь мы покрываем всю территорию России и ряд стран СНГ — заказы приходят круглосуточно, в любую минуту. В общем, для нас отказ сервера смерти подобен.

Допустим, ваш сайт неожиданно перестал работать. Насколько убыточен подобный сценарий?

Только очень приблизительно! Средний чек покупки в нашем интернет-магазине составляет 1500 руб., а в день мы обрабатываем несколько тысяч заказов. Можно предположить, сколько магазин потеряет в денежном выражении за часовой простой — около 60 тыс. руб. И это без учета «пустых» расходов на рекламу и затрат на функционирование. А насколько пострадает имидж магазина, остается только гадать.

А что вы делаете, дабы избежать подобного сценария?

Для нас вопрос стабильной работы сайта является приоритетным. Мы заботимся о надежности сайта и его устойчивости — следим за работоспособностью хостинг-площадки, инвестируем в новое оборудование, нанимаем квалифицированных администраторов.

«Яндекс»

Тимур Хайруллин, руководитель службы нагрузочного тестирования компании «Яндекс» (www.yandex.ru).

Насколько актуальна проблема временного отказа работы сайтов из-за высоких нагрузок, в частности и для вашей компании? 

Она действительно актуальна, даже несмотря на то, что Интернет – распределенная система, устойчивая к нагрузкам. Крупные порталы давно способны справляться с пиковыми нагрузками, если исключить возможные ошибки команды (в том числе ошибки программистов) и внешние случайные факторы, например отключение электричества в дата-центрах. 

Случалось ли, чтобы сервисы «Яндекса» были временно недоступны из-за высокой активности пользователей или по каким-либо другим причинам?

Да, такие случаи бывают, но мы всеми силами стараемся их избежать. Так, все сервисы «Яндекса» расположены в дата-центрах таким образом, чтобы даже при полной недоступности одного из дата-центров работа сервиса не прекращалась. Как правило, проблемы с недоступностью сервисов чаще всего вызваны человеческим фактором, но на такой случай у нас работает фундаментальная система предупреждения о сбоях.

Если какой-либо сайт упал, отражается ли это прямым или косвенным образом на выдаче поисковика «Яндекс»?

В таком случае сайт действительно может выпасть из выдачи. Например, если роботу «Яндекса» длительное время не отвечает какой-либо сайт, то поиск «Яндекса» признает его «мертвым» и временно исключает из поисковой выдачи. Если сайт не работает короткий промежуток времени (допустим, сутки), то поиск «Яндекса» не будет знать, какой новый контент там появился.

Кстати, когда чей-либо сайт долго не отвечает роботу, владельцу ресурса приходит соответствующее сообщение (при предварительном согласии в панели веб-мастера). Таким образом мы стараемся предупреждать о возможном выпадении сайта из поисковой выдачи.

Какими способами защиты от перегрузок пользуются в «Яндексе»?

Мы не боимся нагрузок и в какой-то мере приветствуем их, ведь это показатель нашей популярности в Рунете. Однако при этом всплески пользовательского интереса должны быть предсказуемыми и мы должны быть к ним готовы.

У нас есть специальная служба, занимающаяся прогнозированием нагрузки и тестированием производительности сервисов и программ, обеспечивающих функциональность всего «Яндекса».

Давайте закроем один глаз и немного пофантазируем. Если фирменные сервисы «Яндекса» оказались временно неработоспособными, насколько убыточной для вашей компании будет эта ситуация? Приведите примерные цифры для поисковых сервисов. Например, 1 мин простоя равна 10 руб.

«Яндексом» пользуются 12 млн. человек каждый день, и возможный вред от того, что они не смогли в какой-то момент обратиться к «Яндексу», оценить немыслимо.

eTorg

Валерий Чеванин, руководитель отдела разработки группы компаний eTorg (www.etorg.ru).

Насколько актуальна проблема временного отказа работы сайтов из-за высоких нагрузок, в частности и для вашей компании?

Для любой компании, занимающейся интернет-торговлей, вопрос временного отказа работы сайтов очень актуален. И eTorg не являются исключением. Отказ сайтов несет за собой упущенную выгоду и прямые убытки - так, придется отключать все рекламные площадки с оплатой по «кликам».

Случалось ли, чтобы сайты eTorg были недоступны из-за высокой активности пользователей или по каким-либо другим причинам?

Тьфу-тьфу, пока у нас не было отказов вследствие высокой активности пользователей. С самого начала мы строили наш сервер с большим аппаратным запасом и в настоящее время используем лишь треть его вычислительной мощности. Грубо говоря, даже сейчас сайт легко выдержит трехкратный рост популярности.

Но все же наша платформа была в легком «нокдауне» 4 раза - сайт был недоступен от 1 до 2 ч. Первый раз это случилось из-за неправильных настроек кэширования, за остальные случаи – «спасибо» дата-центру и поставщику электроэнергии.

Если ваш сайт упал, отражается ли это прямым или косвенным образом на работе ваших клиентов и партнеров?

Ответ. Неприятности с сервером напрямую влияют на работу с клиентами и партнерами. Хорошо еще, что структура группы eTorg позволяет минимизировать потери - ассортимент наших магазинов частично пересекается, и мы можем перенаправлять заинтересованных клиентов.

Какими способами защиты от перегрузок пользуются в eTorg?

Во-первых, мы применяем проверенную связку nginx + Apache. Снижение нагрузки достигается благодаря обработке «медленных» запросов nginx’ом, а также благодаря кэшированию как nginx’ом, так и «Битриксом». Во-вторых, мы используем акселераторы для PHP: eAccelerator и Zend Optimizer.

«НИКА-Софт»

Игорь Кирилов, исполнительный директор фирмы «НИКА-Софт» (www.nikasoft.ru).

Насколько актуальна проблема временного отказа работы сайтов из-за высоких нагрузок, в частности и для вашей компании?

Спрос на наши программы носит сезонный характер, ведь их назначение – автоматизация составления расписаний учебных заведений. И как правило, в конце августа и начале сентября происходит резкий рост посещаемости сайта. В этот период очень важно, чтобы веб-сайт функционировал без сбоев.

Случалось ли, чтобы сайт www.nikasoft.ru был недоступен из-за высокой активности пользователей?

Случалось и такое, ведь дистрибутивы наших программ достигают нескольких мегабайт, и во время параллельных скачиваний нагрузка на сервер и канал серьезно возрастает.

Если ваш сайт упал, отражается ли это прямым или косвенным образом на вашей работе?

Вся система продаж нашего ПО осуществляется через сайт компании. Посетители приходят из поисковых систем, интернет-магазинов и других ресурсов. В августе--сентябре ежедневно осуществляется несколько сотен загрузок наших продуктов. Из них около 10% - потенциальные покупатели. Если сайт будет недоступен в «горячий» сезон, мы получим прямые финансовые потери.

А что вы делаете, дабы избежать подобных историй?

 

В разные годы мы сталкивались с необходимостью решать разные вопросы. Так, в августе 1999 г. нам пришлось срочно менять провайдера – сгенерированный трафик был слишком велик. В середине 2005 г. мы отказались от самописного PHP-«движка» и вернулись к статичному HTML, чтобы не перегружать сервер. А в этом году мы планируем перейти на тиражную CMS-платформу – пока склоняемся в сторону «1С-Битрикса».



 


 

Изображение

Купить номер с этой статьей в PDF
1370