Прошлогодняя игра Need for Speed: Undercover повергла многочисленных поклонников NFS в уныние. Продукт получился настолько хуже своего прямого конкурента — разудалого Burnout: Paradise, что даже высказывались поспешные суждения о смерти серии.  Действительно, какой смысл для издателя поддерживать на плаву два абсолютно одинаковых по жанру и стилю проекта, если один из них явно превосходит другой? Казалось бы, судьба нежно любимого всеми NFS предрешена.

Так бы все и произошло, если бы издателем обоих продуктов не была компания Electronic Arts. Боссы «электроников» провозгласили: «Need for Speed — вечен!», — и анонсировали Need for Speed: Shift, новую игру серии. И публика замерла в нетерпении: каким же получится обещанное «переключение»?

О том, что ждет игроков, можно было догадаться заранее, просто посмотрев, кого EA привлекла для работы над будущей игрой. Вам что-нибудь говорит название Slightly Mad Studios? Скорее всего нет. А если попробовать вот так: GTR, GTR 2, GT Legends? О, вижу оживление в рядах поклонников «хардкора»! Для всех же остальных стоит пояснить, что приведенные буквенно-цифровые сочетания — названия самых реалистичных и достоверных имитаторов гонок на кузовных автомобилях. Значит, костяк команды разработчиков из Slightly Mad Studios составляют люди, работавшие над всеми этими проектами.

Итак, было очевидно, что гонки с полицией, задания в стиле «сбей 100 урн за 5 минут» отойдут в прошлое, прихватив с собой абсолютно невменяемый (чего уж греха таить!) сюжет. Но что получится у разработчиков в итоге — аркада или имитатор? Или им удастся совершить невозможное и найти золотую середину? И как на все это повлияет мультиплатформенность игры (на консолях любят попроще)? Попробуем разобраться.

Властелины асфальтовых колец

Есть за рубежом, где просто изобилие гоночных трасс различного калибра, такое понятие, как «клубные автогонки». Подразумевается под этим обычно следующее: группа богатых энтузиастов, владеющих спорткарами, собирается по выходным, арендует какое-нибудь кольцо и устраивает на нем «покатушки» в свое удовольствие. Длительность заездов и крутизна участвующих в них авто зависят, как нетрудно догадаться, от толщины кошельков энтузиастов. Следовательно, в одном случае будут соревноваться простенькие Mitsubishi Lancer на заштатном картинговом треке, в другом — навороченные Lamborghini или Porsche на снятой по случаю трассе «Формулы-1». Естественно, суть действа — получить удовольствие и, как говорят, «двинуться адреналином» — от этого совершенно не меняется.

К чему обо всем этом? А к тому, что вышедший NFS: Shift как раз и есть имитатор вот такого «клубного гонщика». С той только разницей, что деньги на все более и более навороченные машины вы зарабатываете не на основной работе, а прямо на гоночном треке. Что же делать, в данном случае отклонение от суровой правды жизни будет вынужденным — иначе игроку пришлось бы в финале бороться с почти спортпрототипами на каком-нибудь, страшно сказать, Volkswagen Polo!

Помимо виртуальных «американских президентов» важную роль играют так называемые «очки мастерства» и «звезды». Первые, начисляющиеся прямо по ходу гонки за идеальное прохождение поворотов, обгоны соперников и т.п., нужны игроку для повышения своего водительского рейтинга — от 1-го до 50-го уровня. Каждый новый уровень приносит какие-нибудь полезные «плюшки»: увеличенную вместимость гаража (в начале игры максимум две машины), новый винил для кузова, а то и вовсе солидную денежную премию (например, 1 млн. долл. за 25-й уровень — столько в игре стоит знаменитый Bugatti Veyron).

Со «звездами» все еще интереснее. Во-первых, лишь с их помощью можно разблокировать новые гоночные серии и классы автомобилей. Во-вторых (и это самое важное!), чтобы зарабатывать «звезды», нужно обязательно приезжать в первой тройке и выполнять бонусные задания, которые разнятся от заезда к заезду. Обычно роспись на гонку выглядит так: победа — три «звезды», 2-е место — две, 3-е — одна, а также две-три «премиальные», по одной за каждое дополнительное достижение. Последние зависят от уровня и класса соревнований: набрать по ходу гонки определенное количество «очков мастерства», проехать круг без помарок, идеально пройти все повороты трассы и т.д. и т.п. Всего, таким образом, за гонку получается максимум пять-шесть «звезд», если, конечно, вам удастся выиграть.

Но денег, очков и «звезд» разработчикам показалось мало, и они, следуя последней моде, прилепили к игре систему достижений. Специальными знаками отличия отмечаются «100 чистых обгонов», «50 километров на машинах американских производителей», «150 столкновений с соперниками» и т.п. По идее такая система с «собачьими медалями» была придумана для онлайнового режима: дескать, увидят новички игрока с платиновым значком «Агрессор» и затрясутся от страха! Однако на практике получилось то, что и следовало ожидать: никто на эти бесполезные регалии внимания не обращает и гоняет их обладателей по трассе наравне со всеми. В общем, вышел дорогой глушитель Remus на обычной вазовской «десятке»: вроде бы красиво, претенциозно, но абсолютно бесполезно и бессмысленно.

Оседлать тигра

Как бы разработчики игр «про машинки» не мудрили с концепцией игры, рано или поздно наступает момент истины — гонка. И вот тут NFS: Shift преподносит приятный сюрприз: игра действительно ближе к имитатору, чем к аркаде, причем даже на самом низком уровне сложности! Да, разумеется, если совсем лень переучиваться, для вас нарисуют на асфальте идеальную траекторию, подсветят точки торможения и разгона, электроника сгладит ваши пляски на педали газа, а АБС не позволит сорвать машину в занос, но… управлять железным конем все равно будет нелегко! Скажем так: местная физика не имеет ничего общего с традиционной для аркад «трамвайной» моделью поведения автомобиля. Значит, нужно морально готовиться, чтобы не говорить потом, что не предупреждали.

А вот о том, как ездят в Shift с отключенными «помощниками водителя», адептам идей «Газ до отказа!» и «Тормоза придумал трус!» лучше вообще не думать — целее будут. Многие ли, к примеру, знают, что в кольцевых гонках автомобили всегда проходят поворот на грани срыва в скольжение? А не замечаем мы этого только потому, что гонщики весьма умело обуздывают своих железных монстров, постоянно играя педалями газа, тормоза и рулем… Да-да, вы совершенно правильно поняли намек: именно так придется гонять в новом NFS на высоких уровнях сложности! И мне кажется, что это абсолютно правильный подход: какой смысл, делая игру, гримировать под кузов BMW или Porshe железнодорожный вагон? Абсолютно никакого! А так даже наличие лицензированных автомобилей — старая добрая традиция серии NFS — приобретает особый смысл, ведь благодаря достаточно проработанной физической модели Subaru отличается своим поведением на трассе, скажем, от BMW, а Lamborghini — от Aston-Martin. Прибавьте к тому же заметную разницу между классами машин, и вот вам уже приходится переучиваться и изменять стиль вождения, пересев с одной марки на другую. Все, как в настоящих гонках, — и это хорошо и правильно!

«Там, на неведомых дорожках…»

Пару добрых слов следует сказать и о трассах. Лицензии автопроизводителей всегда придавали серии дополнительный вес по сравнению с конкурирующими продуктами, а в Shift к ним добавились еще и лицензированные гоночные треки. Спа, Сильверстоун, Донингтон, Элкарт-Лейк, Лагуна-Сека — ах какой сладкой музыкой звучат эти названия для истинных фанатов автогонок! Да, абсолютное большинство трасс в игре «списаны» с реальных прототипов. Венчает все это великолепие старый Нюрбургринг — легендарная Nordschleiffe, «Северная петля», также известная среди гонщиков как «Зеленый ад». Круг в 20 км, 37 поворотов и сплошная стена леса в метре за отбойниками — поверьте мне, вам будет страшно гнать на все деньги, хотя мозг точно знает, что все это только игра! В общем, эффект погружения полный, а о большем и мечтать не приходится.

Онлайновый режим

Здесь все так, как обычно и бывает в играх про автогонки: сервер или локальная сеть, тренировки с последующими гонками до упаду. В общем, любые описания бесполезны: нужно хотя бы раз в жизни попробовать, прочувствовать на своей шкуре, что значит гоняться против человека, а не против кремниевых болванчиков.

А под капотом…

В основе игры — довольно шустрый и хорошо отлаженный «движок», выдающий приличное количество FPS, прямо скажем, на не самых мощных по современным меркам компьютерах. Посмотрите внимательно на системные требования: если вы обладаете таким «железом», то легко сможете выставить высокие настройки графики, не опасаясь тормозов и подвисаний.

Как же при этом будет выглядеть сама игра? Ну модели автомобилей и треки выше всяких похвал. А вот если оглянуться по сторонам, то сразу бросятся в глаза различные графические огрехи. Скажем, на Нюрбургринге в некоторых местах попадаются чудовищно корявые деревья, как будто их моделировали не в 2009, а в 2000 году, а сейчас просто достали из загашников и приладили к игре… Однако для того, чтобы заметить такие косяки, нужно, как правило, ехать медленно или вообще остановиться на трассе, а в процессе гонки, как легко догадаться, явно не до этого! В общем, динамика игры маскирует отдельные технические недостатки исполнения, если говорить языком разработчиков. Что же, подход знакомый, например по Call of Duty, и он имеет право на существование.

Отдельно стоит отметить такой важный для автогоночных игр момент, как работу с рулями. Так, когда я попробовал поиграть с рулями трех различных производителей, то не обнаружил проблем ни с одним из них. В общем, низкий поклон разработчикам — в данном аспекте они великолепно отладили игру!

Вкус победы

Наступило время сводить «дебет с кредитом». Задуманное «переключение» удалось на славу: такой интересной и захватывающей Need for Speed не была… ну, наверное, с Most Wanted! По уровню исполнения Shift заметно обогнала игру Pro Street, также посвященную кольцевым гонкам, и почти сравнялась с признанным хитом серии — Porshe Unleashed. Да, разумеется, даже в ее нынешней инкарнации NFS не является полноценным имитатором: любители «хардкора» посмеются над гонками длиной в три—пять кругов и будут брезгливо морщиться при виде машин, разлетающихся после столкновений, как теннисные мячики. Но будем честными: никто и не обещал нам GTR 3! В конце концов, эстеты могут нарезать в Quick Race, где длительность заезда предлагается установить самому, а физика исправляется скачанными из Сети модами.

Что же касается многочисленного в наших краях племени виртуальных стрит-рейсеров, так ведь разработчики обещали «зрелищный и беспрецедентный реализм»! Вы удивлены, что на этот раз они сдержали свое слово? Привыкайте… или ждите следующего Need for Speed: его будут делать авторы Burnout, и значит, нас снова ждут залитые неоном улицы ночного города. Надеюсь, что у них получится так же здорово, как у Slightly Mad Studios, и мы получим две отличные NFS: одну — с имитаторным уклоном, а другую — с аркадным. Несомненно, лучше иметь две хорошие игры, чем одну, особенно если обе они называются Need for Speed!


Need for Speed: Shift
Системные требования: Intel Core 2-1600, 2-Гбайт ОЗУ (2,5 Гбайт для Vista и Windows 7), 10 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, видеоплата с памятью 512 Мбайт и поддержкой Pixel Shader 3.0, DirectX 9.0c совместимая звуковая плата, мышь, геймпад или руль. Программа работает в среде Windows XP (SP 3) или Vista SP 2 Windows 7. Разработка: Slightly Mad Studios
Издание: Electronic Arts

Звук из России

Звук в Need for Speed всегда был на высоте, и здесь Shift — не исключение. Признаюсь, что не занимался сравнением с прототипами, но, в частности, Subaru, Audi, BMW или Corvette звучат похоже на свои реальные прототипы. И разумеется, нельзя не упомянуть великолепно подобранный саундтрек, в котором — вот сюрприз! — используется композиция российской группы «Токио». Нужно признать, что постепенно нашим людям покоряются все новые и новые вершины: исполнители участвуют в проектах класса «А», издатели выпускают эти продукты одновременно с мировыми премьерами. Все это можно только приветствовать!