Яремчук С. А. Видеосамоучитель. Защита вашего компьютера СПб.: Питер, 2008. 288 с.: ил.Работа С.А. Яремчука «Видеосамоучитель. Защита вашего компьютера» из серии «Видеосамоучитель» включает две части: собственно материалы книги в девяти главах и компакт-диск с дополнительными четырьмя главами. От чего же, по мнению автора, необходимо защитить пользовательский компьютер? Его ответ вполне традиционный: от внешних угроз, прежде всего вирусов, потенциально опасных программ — «малверов», как их теперь часто называют, и спама. Об этом и о возможных способах борьбы с упомянутыми факторами и идет речь в видеосамоучителе. Наряду с описаниями наиболее распространенных из этих способов на диске приведены видеоуроки, демонстрирующие действия, рассмотренные в книге, а также представлены некоторые из программных средств защиты.

Вот основные темы, затронутые в данном издании: проблемы защищенности компьютеров, излагаемые в контексте кратких исторических сведений по вирусологии; основные антивирусные программы; проактивные средства защиты, включая контроль целостности файлов; фильтрация входного и выходного трафика; блокирование несанкционированного доступа.

В связи с разгулом организованных деструктивных действий, называемых атаками, приобрело актуальность сопротивление им на уровне ПК. Надо полагать, поэтому автор включил в книгу главу с описанием способов отражения подобных атак. Борьбе с потенциально опасными программами, получившими широкое распространение, как результативному средству против вредоносного воздействия, С. Яремчук также посвятил специальную главу. Помимо того не оставлены без внимания и проблемы, связанные с опасностями, возникающими в результате активной работы в Интернете. Так, в книге даются рекомендации по поведению в Интернете, описываются распространенные виды мошенничества в Сети, рассказывается об опасных феноменах вроде фишинга и фарминга. Первый связан с попытками проникновения на ПК, основанными на приемах социальной инженерии, тогда как второй — на проникновении, использующем воздействие на ПК с помощью специально организованного управления потенциально опасной программой.

Два вида преимущественно контентных опасностей, вызывающих серьезную озабоченность, а именно спам и работа за компьютером детей, также нашли отражение в материалах видеосамоучителя.

На прилагающемся к изданию компакт-диске помещены главы об анонимности пользователя в Интернете, о ее влиянии на безопасность работы на ПК, о шифровании информации как инструменте защиты файлов, переговоров и электронной почты от постороннего доступа. Наконец, имеются советы по восстановлению информации, связанному с действиями по защите ПК, и по выбору, хранению и восстановлению паролей.

Книга С. Яремчука, конечно, найдет своего читателя (хотя кто-то и предпочтет похожую работу Е. Касперского «Компьютерное zловредство», ориентированную на другие программные средства защиты). Но один важный момент в проблеме защиты ПК, мне кажется, не получил в самоучителе должного отражения. Я имею в виду саму организацию защиты ПК. Дело в том, что проблема системной безопасности в принципе является организационной и не может быть сведена лишь к взаимодействию пользователя и программ. Следовательно, необходимы соответствующие инструкции по организации безопасной работы на ПК, которые не ограничивались бы вопросами инсталляции программ и перечислением их функций и программно-аппаратных требований, а включали описание требований к их эксплуатации, в том числе охватывающих и системные требования к организации работ.