Не успели мы рассмотреть рынок видеоплат классов low-end и middle-end, чтобы перейти к обзору самых производительных ускорителей, как появились анонсы нового поколения Radeon, перекраивающего тот же ценовой интервал до 200 долл. Вот и приходится жить в заданном темпе и из номера в номер публиковать сравнительные тесты видеоакселераторов — и никак иначе.

В этот раз мы изучим платы, продающиеся в московских магазинах за 300—400 долл. В указанный диапазон попадают как «устаревшие» решения вроде GeForce 9800 GX2 и Radeon HD 3870 X2, так и новые: GeForce 9800 GTX+, GeForce GTX 260 и Radeon HD 4870.

XFX GeForce GTX 260 (GeForce GTX 260)

XFX GeForce GTX 260В прошлом номере мы тестировали самый производительный видеоадаптер GIGABYTE GV-N28-1GH-B на базе микросхемы NVIDIA GeForce GTX 280. И на первый взгляд платы GeForce GTX 260 и GeForce GTX 280 очень похожи, хотя на самом деле есть различия в технических характеристиках.

Число универсальных процессоров уменьшено с 240 до 192, текстурных модулей — с 40 до 32, ROP-блоков — с 32 до 24. Шина памяти урезана с 512 до 448 бит, объем GDDR3 сократился с 1024 до 896 Мбайт. Упрощен разъем питания 2х4: вместо восьми контактов теперь шесть. Да и рабочие частоты ядра и видеопамяти стали скромнее.

Но вот что важно: если будете покупать XFX GeForce GTX 260, обратите внимание на индекс продукта, поскольку в линейке XFX уживаются два очень сходных ускорителя. Есть плата GX-260N-ADF9, у нее стандартные частоты: 575 МГц для ядра, 2000 МГц для памяти. И есть GX-260N-ADD9 — «разогнанный» вариант, участвовавший в нашем тесте.

FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N (GeForce 9800 GX2)

FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024NПару лет назад мы тестировали одну очень интересную видеоплату — NVIDIA GeForce 7950 GX2. Два ускорителя GeForce 7900 GTX были объединены в ней в специальный SLI-«бутерброд». Тогда каждый кристалл NVIDIA G71 с соответствующей обвязкой размещался на отдельной печатной плате, но вся конструкция устанавливалась в один слот PCI Express. Потом на рынке появился GeForce 8800 GTX с поддержкой DirectX 10 и про GeForce 7950 GX2 подзабыли. Тем не менее плата GeForce 9800 GX2 — это результат развития идеи «бутербродостроительства» NVIDIA.

FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N построен на базе двух акселераторов GeForce 9800 GTX, которые спрятаны в пластиковый кожух с решетками, напоминающий переносную автомагнитолу «Урал» 80-х годов. Сами печатные платы GeForce 9800 GTX расположены под стенками корпуса и электронными компонентами смотрят друг на друга сквозь систему охлаждения. Удивительная концентрация графических элементов, и хорошо, что по размерам GeForce 9800 GX2 соответствует GeForce 9800 GTX — влезет в обычный корпус ATX.

MSI N9800GX2-M2D1G (GeForce 9800 GX2)

MSI N9800GX2-M2D1GИ MSI N9800GX2-M2D1G, и FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N созданы по образу и подобию референсной платы NVIDIA GeForce 9800 GX2. Даже рабочие частоты те же — 600 МГц для ядра, 1000 МГц для памяти. Остается удивляться, почему инженеры MSI и FOXCONN не «разогнали» свои решения, ведь ядро NVIDIA G92 с частотой 675 МГц, как у GeForce 9800 GTX, — обычное дело. Да, если корпус ПК хорошо вентилируется, можно самому улучшить характеристики GeForce 9800 GX2 с помощью специальных утилит.

Что касаемо комплектации MSI — ничего особенного: стандартный набор переходничков и бесполезных CD-дисков. А пара современных «игрушек» с поддержкой SLI-рендеринга не помешала бы.

Первые платы MSI N9800GX2-M2D1G появились на рынке этой весной и стоили более 700 долл., а сейчас цена в магазинах — 400. Неплохая скидка за терпеливость?

GIGABYTE GV-N98XP-512H-B (GeForce 9800 GTX+)

GIGABYTE GV-N98XP-512H-BВ так называемый День дурака компания NVIDIA выпустила в свет микросхему G92, которая заменила в линейке GeForce устаревший ГП G80. Новый кристалл NVIDIA оказался настолько перспективным в плане «разгона», что купить сейчас платы GeForce 9800 GTX с рекомендованной частотой ядра 675 МГц необычайно сложно (см. статью «Первый раз в middle-end класс», «Мир ПК», №8/08).

Разумеется, маркетологи NVIDIA сориентировались очень быстро, и вот вам референсное решение GeForce 9800 GTX+ с частотой кристалла 740 МГц. В остальном те же 128 унифицированных процессоров, 32 текстурных модуля, 16 ROP-блоков, 256-бит шина памяти. Ах да, цена теперь не та, у «бесплюсовых» моделей она ниже примерно на 50 долл.

PALIT HD4870 Sonic Dual Edition (Radeon HD 4870)

PALIT HD4870 Sonic Dual EditionМногочасовое тестирование видеоплат — довольно нудное занятие. Достаем ускоритель из упаковки, фотографируем его на фоне коробки, устанавливаем в тестовый стенд, инсталлируем необходимые драйверы, запускаем тестовые пакеты. Тем временем рабочий день закончен, скорей домой, а то как бы не пропустить свежий выпуск «Дома-2» (шутка, разумеется).

Но что это? Вынимая протестированную плату PALIT HD4870 Sonic Dual Edition, на торцевой скобе вдруг замечаешь спрятанный переключатель с режимами Normal-Turbo. Дело в том, что по умолчанию ускоритель PALIT работает на эталонных частотах: 750 МГц для ядра, 3800 МГц для видеопамяти. А чтобы из Radeon HD 4870 «выдавить» весь потенциал, надо было иголкой переключить режимы. Щелк — готово, но теперь все тесты надо повторять заново.

По пути отметим оригинальную систему охлаждения на трех тепловых трубках с двумя вентиляторами. Она работает достаточно тихо и при этом полностью справляется со своими задачами даже в режиме Turbo.

SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 (Radeon HD 3870)

SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2Решение Radeon HD 3870 X2 представляет собой два графических адаптера Radeon HD 3870, размещенные на одной печатной плате и объединенные в рамках технологии ATI CrossFire, работающей в режиме Alternative Frame Rendering (один ускоритель просчитывает все нечетные кадры, второй — четные). Месяц назад покупка ускорителя AMD-ATI R680 за 350 долл. считалась бы удачной. А сегодня видеоплаты Radeon HD 3870 X2 продаются менее чем за 250, но вариант с SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 особенный.

Девиз этого решения: «Больше крови за ваши деньги». Два кристалла R680 и память GDDR4 работают на невероятных для Radeon HD 3870 X2 частотах, а приемлемый температурный режим обеспечивается благодаря эффективной системе жидкостного охлаждения (СЖО).

Назвать охладитель тихим мы не можем — еще как шумит, особенно в моменты виртуальных сражений. К слову сказать, с подобными СЖО ранее мы не сталкивались. Тем приятнее было удивиться: установка Atomic HD 3870-X2 в тестовом ПК заняла не более пяти минут.

MSI R4870-T2D512 (Radeon HD 4870)

MSI R4870-T2D512Вот она — точная копия референсной платы AMD-ATI Radeon HD 4870. ГП состоит из 10 SIMD-ядер, построенных на 16 потоковых процессорах. В свою очередь каждый процессор содержит одно суперскалярное АЛУ и четыре скалярных компонента. Частоты — эталонные: ядро — 750 МГц, память — 3800. По сути получается ускоритель PALIT HD4870 Sonic DE в положении Normal.

Решение MSI может похвастаться стабильностью и надежностью даже в самые жесткие моменты современных игр. Более месяца в режиме Direct 3D 10 мы играли в Lost Planet Extreme Condition и BioShock — никаких нареканий и замечаний.

Что показали тесты

Если ориентироваться на рекомендованные цены производителей, то у компаний NVIDIA и ATI должны быть определенные бреши в продуктовых линейках в диапазоне от 300 до 400 долл., но в московских магазинах ситуация выглядит иначе. Где-то продавцы удерживают старые цены, а где-то пытаются ценником привлечь внимание к новинкам. В результате образовалась жирная прослойка нижнего рубежа Hi-End сегмента. Думаем, в недалеком будущем сюда скатятся решения GeForce GTX 260+ и Radeon HD 4870 X2, но и сейчас возможностей плат GeForce GTX 260 и Radeon HD 4870 большинству пользователей хватит за глаза.

В погоне за производительностью, не забывая о цене, стоит приобрести PALIT HD4870 Sonic Dual Edition — очень интересное решение. А если есть 400 долл. и надо освоить всю сумму, присмотритесь к FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N или MSI N9800GX2-M2D1G, но приобретите XFX GeForce GTX 260 — для современных игр она лучшая в плане высоких показателей FPS (кадр/с).

Как тестировать в Crysis

Рабочее окно редактора Sandbox 2Последние полгода очень сложно найти журнальные тесты видеоплат без результатов испытаний в игре Crysis. Оно и понятно: современные технологии, шедевральный видеоряд, увлекательный замысел. При этом запуски тестовых сценариев происходят под копирку, ведь мало кто знает секреты записи собственной «демки». Вот и пользуются независимые специалисты заготовленными сценариями от Crytek GmbH, облегчая жизнь драйверным «точильщикам» из NVIDIA и ATI.

Да, в самой игре Crysis записать timedemo нельзя, но есть одно ухищрение, о котором надо знать, использование Sandbox 2.

Пишем «демку» для Crysis

  • На DVD-диске с игрой есть каталог Sandbox2, в нем лежит msi-дистрибутив редактора игровых уровней CryEngine 2 Sandbox 2 Editor — устанавливаем его. Кстати, на нашем диске Crysis находилась версия 1.1.5767.
  • Если все сделать по умолчанию, то в папке установленной игры появится каталог Editor с необходимыми файлами. Теперь надо запустить редактор уровней с помощью исполнительного файла Editor.exe из папки Bin32. Отметим, что и Sandbox 2 v1.1.1 из демоверсии Crysis неплохо интегрируется в Crysis DEMO, а вот Sandbox 2 v1.1.5767 в бесплатном варианте Crysis при запуске выдает ошибки.
  • В рабочем окне Sandbox 2 из меню File выбираем пункт Open и сразу оказываемся в папке с игровыми уровнями — выбирайте любой. Например, можно войти в каталог island и выделить в нем ключевой файл island.cry.
  • После загрузки уровня появится окошко Errors report — закрываем его. И теперь поучитесь летать над картой: нажимая левую и правую кнопки мыши, можно выбирать направление, а с помощью клавиш W/S/A/D — перемещаться соответственно вперед/назад/влево/вправо.
  • Выбираем удачное место старта будущей «демки», опускаемся до поверхности и из меню Game выбираем пункт Switch to Game (или нажимаем ) — начинается игровой процесс. Нажатие клавиши или (далее в меню Game щелкните на пункте Switch to Game) вернет вас обратно к полетам над картой.
  • Для записи «демки» либо нажмите  + , либо вызовите тильдой консоль и в ней дайте команду record. Чтобы завершить запись демосценария, можно нажать  + , или в консоли набрать stoprecording. А если несколько раз запускать/останавливать процесс записи, то все эпизоды в «демке» запишутся один за другим.
  • В результате всех действий в папке с выбранным игровым уровнем (например, island) появится файл autotest.tmd — это и есть только что записанная «демка». Кстати, если в консоли дать команду record AnyName, то «демка» будет писаться в файл anyname.tmd.

Выясняем производительность

• В папке CrysisGameConfig создаем конфигурационный файл, допустим anyname.cfg, где задаем ряд важных испытательных параметров:

demo_file = anyname — имя вызываемой «демки»;

demo_restart_level = 0 — перезапуск уровня после каждого демоцикла;

demo_ai = 0 — отключение ИИ в процессе тестирования;

g_godMode = 1 — режим «бога»;

demo_time_of_day = 16 — время суток в скрипте;

demo_num_runs = 2 — число прогонов;

demo_quit = 1 — автовыход после тестирования;

demo — проигрывать «демку».

  • Из директории CrysisBin32 запускаем файл Crysis.exe с соответствующими параметрами -DEVMODE -dx9 +map island +exec anyname +r_width 1280 +r_height 1024
  • Дожидаемся окончания второго прогона «демки» — и в общем-то все. В папке CrysisGameLevelsisland уже готов файл anyname.log, и в его последних строчках вычислен необходимый показатель игровой производительности — Average FPS.

Как мы тестировали

Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 64-bit версий 175.19 и 177.44 (для GeForce 260), Catalyst 64-bit версии 8.8.

В качестве измерительного инструментария в ОС Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.8 (www.smartfps.com) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Crysis, Call of Juarez, Unreal Tournament 3, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.

Все запуски тестовых сценариев выполнялись с применением монитора Philips Brilliance 202P7 и при графических разрешениях 1600×1200 и 2048×1536 точек с 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах качества отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare и AMD-ATI Catalyst (при отключенных Temporal AA, Adaptive AA и High Quality AF).

Аппаратная конфигурация тестового стенда была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2×1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-15), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Hiper HPU-4M880-PE. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии «Меркурий 200.02» (классы точности 1 и 2).


Сравнительные характеристики видеоадаптеров

Результаты тестов SmartFPS.com 1.8 для игры Crysis DEMO (32-bit), кадр/с

Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.8 при AA:00 и AF:00, кадр/с

Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.8 при AA:04 и AF:16, кадр/с

Купить номер с этой статьей в PDF
896