Василий ФилипповКРАТКАЯ история КПК

Этап первый — Palm против Аpple

Эпоха карманных ПК в их традиционном понимании началась с появления в 1992 г. модели Apple Newton. Этот проект с треском провалился и вызвал массу шуток в западной прессе и на телевидении. «Я, честно говоря, долго не понимал, почему это произошло, — признается Василий. — До тех пор пока не увидел это устройство. Оно было размером почти с ваш журнал, и в карман-то никак поместиться не могло». А вот первым действительно удачным устройством на рынке карманных ПК стал Palm.

У его разработчиков оказалось в руках несколько козырей в игре с их главными конкурентами, создателями Apple. Например, у Apple Computer текст вводился только рукописным способом — буквы писали на экране. Компьютер плохо распознавал такие тексты и постоянно ошибался. Компания Palm совершенно справедливо посчитала, что компьютер в отличие от человека еще несовершенен, она предложила: «Давайте лучше не компьютер научим распознавать написанное человеком, а человека научим писать так, чтобы компьютер смог его понять». Ее специалисты использовали систему граффити, когда человеку требовалось запомнить несколько простых символов, обозначающих буквы и цифры, которые компьютер с легкостью распознавал.

Дополнительные козыри создателей Palm Pilot — простота использования и невысокая цена устройств. Компания Palm сознательно пошла на компромисс — пожертвовав функциональностью, она получила КПК, помещавшийся на ладони. Он был легким, расходовал мало энергии от батарей и, что весьма важно, стоил не очень дорого по тем временам. В результате аппараты фирмы Palm заслуженно заняли первую строку в рейтингах продаж.

Этап второй — Microsoft против Palm

Корпорация Microsoft пошла другим путем. Она создала операционную систему Windows CE, оказавшуюся слишком прожорливой для технической начинки тех времен. «Работала она медленно, — вспоминает Василий, — время автономной работы от батарей было невелико, а процессор для нее требовался достаточно мощный. Все эти факторы и отразились на цене решения, предложенного Microsoft».

Таким образом, к середине 90-х годов прошлого века на рынке карманных ПК сложились два конкурирующих направления развития этих устройств, подкрепленные соответствующими линейками продуктов. По одному из них пошли аппараты Palm — недорогие, быстрые и «долгоиграющие», по другому направились устройства, работающие под управлением ОС Windows CE. Они были дороги и неэкономичны в энергопотреблении, зато обладали более широкими функциональными возможностями. Первые модели с ОС корпорации Microsoft уже умели воспроизводить музыку и даже, хотя и несовершенно, видео, а вот Palm на такое был не способен.

«Одним словом, — подводит итог Василий Филиппов, — устройство Palm оказалось замечательным решением на тот момент, но у него, увы, не было будущего». Когда же это будущее наступило, цветной экран и многозадачность стали непременными требованиями пользовательского рынка, то для разработчиков Palm пришли тяжелые времена. В общем, стратегия Microsoft, неудачная для середины 90-х годов, в итоге помогла ей выиграть. Хотя права на Palm OS приобрела японская фирма Access, по сути, платформа потерпела крах.

Этап третий — рождение смартфона

На третьем этапе развития рынка компактных мобильных устройств происходил процесс постепенного скрещивания рынка мобильных телефонов и рынка КПК: сотовые становились все интеллектуальнее, а КПК обзаводились функциональностью телефонов. И сейчас практически невозможно провести четкую грань между этими двумя классами устройств, образовывавших в свое время отдельные рынки. История же смартфонов берет свое начало с ОС Symbian, а сейчас на рынке немало моделей, имеющих размеры, типичные для сотового, но работающих под управлением Windows.

Ситуация на рынке ПО для мобильников — пять платформ

В настоящее время существуют пять основных программных платформ для мобильных устройств, борющихся за место под солнцем на мировом рынке: Windows Mobile и Linux — полноценно открытые, Symbian, BlackBerry и iPhone — привязанные к производителям «железа».

Windows Mobile и Symbian уже упоминались выше. Платформу BlackBerry создала компания RIM, популярная в основном в Канаде и США. Она позволяла получать электронную почту на наладонник автоматически после ее прихода (Push E-mail). «Сейчас такие возможности появились и на других платформах,  — поясняет Василий, — но у многих пользователей, особенно в США, успела выработаться четкая ассоциация этой функции с BlackBerry». Четвертая платформа, представленная на рынке, — Linux. «Долгое время у нее был существенный недостаток, — предупреждает Василий, — высокая степень «дефрагментации». Существуют десятки мобильных платформ под Linux, зачастую несовместимых между собой».

Каждая из этих пяти платформ и управляющих ими компаний имеет свою философию продвижения на рынок.

Так, Windows Mobile полностью открыта для новых производителей. Корпорация Microsoft не производит устройств и практически не создает приложений для своей собственной платформы. Она старается активно работать с партнерами и с их помощью как можно сильнее «завести» рынок. Цель — дать всем желающим некую общую «экосистему», где каждому нашлось бы место для жизни и творчества: и тем, кто делает устройства, и тем, кто создает программы, и тем, кто их тестирует и сертифицирует. Этим-то с самого начала и отличался подход Microsoft от принятого в Palm, которая первоначально сама выпускала и ОС, и «железо». Позже Palm пыталась лицензировать собственную платформу для других производителей, но данный процесс пошел весьма непросто.

Самая популярная ОС для смартфонов («умные» телефоны с несенсорным экраном) — Symbian. На ее основе существует несколько платформ. Платформа компании Nokia — S60, а фирмы Sony Ericsson — UIQ. «Важно понимать, — предупреждает Василий, — что это разные платформы, несовместимые между собой, но в их основе лежит одна и та же ОС. Правда, пользователя все эти детали не затрагивают, ведь он просто видит разные устройства, несовместимые между собой».

Наиболее распространена в мире платформа S60, контролируемая Nokia. Эта же компания пытается ее лицензировать, и на базе такой платформы уже появились смартфоны других производителей. «Но, по моим сведениям, связывать свои долгосрочные перспективы с этой платформой многие производители все-таки опасаются, — отмечает Василий, — ведь опасно строить стратегию на основе той платформы, которая полностью контролируется конкурентом».

Теперь о Linux. Здесь все было сложнее. Если в случае с Symbian и Windows Mobile развитие платформ изначально возглавили сильные компании, такие как Nokia и Microsoft, то у Linux очень долго не было такой управляющей фирмы, которая взяла бы на себя ответственность за работу, тестирование и развитие этой ОС в целом. Однако, по мнению В. Филиппова, после того как компания Google реинкарнировала Linux в виде Android, многие разработчики ПО и производители устройств стали возлагать большие надежды на эту фирму, как на игрока, способного организовать и унифицировать дальнейшее развитие платформы.

Ситуация на российском рынке

«Наш рынок смартфонов и ПО к ним, в общем, очень похож на мировой, — отмечает Василий Филиппов. — Единственное отличие в том, что у нас совершенно по-другому построены продажи в этом секторе». Во всем мире смартфоны продают, как правило, мобильные операторы. Представитель западной торговой сети не сможет продавать мобильные телефоны, если ему этого не разрешит оператор мобильной связи. Западные операторы очень жестко контролируют качество моделей тех телефонов, которые реализуются, и потому выбор здесь не очень широк. Скажем, крупнейший оператор мобильной связи в США продает не более 50 моделей мобильных телефонов.

«В России же, если вы захотите купить мобильное устройство,  — поясняет Василий, — то вряд ли пойдете в офис «Би Лайна», МТС или «МегаФона», скорее всего обратитесь в «Евросеть», «Цифовой мир» или другую крупную торговую сеть. В любом российском отделении «Евросети» можно найти значительно больше моделей мобильных телефонов, чем предлагает любой из мобильных операторов в США».

Кроме того, западные мобильные операторы требуют от производителей, чтобы телефоны, которые они поставляют вместе со своими услугами, были «заточены» именно под них. Если вы приобретаете аппарат у зарубежного оператора, то, как правило, получите специальную версию, сделанную только для него. Возможно, там будет меню в стиле данного оператора, программы, настроенные на его сервисы, и проч. В этом отношении российский рынок мобильных устройств более свободный: даже некрупный производитель с достойной моделью имеет шансы на успех. А еще в России практически нет BlackBerry, не столь популярен Palm, как в США, и нет «законных» iPhone, уже получивших широкую известность в Америке.

Предпочтения пользователей

Российский пользователь конечно же отличается от западного, и тому есть фактическое подтверждение. Компания Spb Software Ноuse ежегодно проводит исследования, опрашивая тысячи пользователей мобильных устройств по всему миру. В этом году среди опрошенных было 11% россиян. Каким образом они используют смартфон?

В мире основное предпочтение отдают органайзеру, в котором записывают встречи, задачи, создают заметки и проч., а в России — чтению книг (70% пользователей). Все-таки мы остаемся самой читающей страной в мире J!

Чем же еще отличаются ответы наших соотечественников? Российские пользователи Windows Mobile значительно моложе. Средний возраст респондентов по миру составляет 35—50, а в России — 26—30 лет. Значительная часть российских пользователей — ИT-специалисты и студенты, а западных — менеджеры. Россияне в значительно меньшей мере задействуют сервисы и ПО, связанное с Интернетом: электронную почту, новости и др. Впрочем, следует признать, что потребности российских пользователей мобильных устройств кардинально не отличаются от потребностей иностранных пользователей.

Что же сдерживает развитие рынка мобильного ПО в России? Директор по производству Spb Software Ноuse считает основным тормозящим фактором различие форм оплаты в России и на Западе  — в России нужно предоставить пользователю широкий спектр способов оплаты (WebMoney, «Яндекс-деньги» и т.п.), а не просто перевод денег с кредитки. «Есть устойчивое мнение, что в России очень высок уровень пиратства, и потому никому мобильного ПО не продать, — отмечает Василий. — Но практика работы нашей компании показывает, что это не так. На одно проданное в России устройство покупается столько же нашего ПО, сколько и в среднем по миру».

И все же подавляющее большинство пользователей применяют смартфоны с уже предустановленным ПО, и лишь 10% абонентов из опрошенных что-то дополнительно покупают и устанавливают. Чем же это объясняется? А тем, что сейчас продается множество моделей телефонов, и покупатель, когда выбирает телефон, может просто приобрести смартфон, у которого дизайн более стильный, экран более крупный, кнопок больше, да и SMS’ки писать удобнее.

Сначала такой владелец смартфона даже не подозревает, что для устройства продаются программы. А когда узнает, начинает искать их в Сети, что нелегко, особенно начинающим. Найденный продукт нужно через Интернет оплатить, а потом суметь установить, правильно указав серийные номера и проч. В общем, процесс непростой, что подтверждается результатами опроса: 90% пользователей работают с устройством, ничего не докупая и не устанавливая. Еще один важный фактор — локализация мобильного ПО на российском рынке. Это действительно необходимо, если имеются в виду массовый рынок и самый широкий спектр потребителей.

Ближайшие перспективы

«Через год, — считает Василий Филиппов, — все изменится. Сейчас появилось новое направление продаж — покупки прямо с мобильного аппарата». Довольно удобно. Вы приобретаете смартфон, а там уже предустановлена программа, подсказывающая, какое ПО можно приобрести для устройства. Причем указанное ПО предназначено как раз для данной платформы и протестировано для конкретной модели.

Это нарушает наши привычные представления о цикле продаж ПО и, как считают специалисты-разработчики, должно привести к взрывообразному росту рынка мобильных устройств и софта. «Я полагаю, — предположил Василий, — что ко времени выхода данной статьи уже появятся первые крупные производители мобильных аппаратов, которые оснастили свои устройства возможностью приобретения ПО и контента через on-device-каталоги». Идет время, и мобильные операторы постепенно начинают понимать важность продвижения подобного способа продаж ПО. Так, еще в прошлом году абонентам сети «Би Лайн» была предложена следующая акция  — в течение определенного срока они могли бесплатно переписать для своих устройств, работающих под управлением ОС Windows Mobile, определенный «джентльменский набор» ПО: для просмотра новостей, прогноза погоды, словарик и проч. Причем данное ПО было настроено на работу с конкретными моделями смартфонов и устанавливалось автоматически.

Заглянем за горизонт

По прогнозам некоторых специалистов, в ближайшие десять лет на рынке мобильных устройств останутся только смартфоны, а сотовые телефоны в чистом виде уйдут в небытие. «Но вот компьютеры и смартфоны никогда не заменят друг друга, — считает Василий. — Сейчас смартфон в состоянии делать то, что ноутбук выполнял, скажем, лет пять назад. Но он этого не делает просто потому, что у него другие задачи». Таким образом, программы для мобильных устройств станут интуитивно понятны и ребенку, и убеленному сединами пенсионеру. В смартфонах пользователя будет реализован простой способ его персонализировать, т.е. просмотреть и купить все, что потребуется для работы и развлечений.

* * *

«Итак, чем дальше все это мобильное пространство будет развиваться, тем более свободным человеком стану я, — утверждает Василий. — Я не хочу быть привязан к рабочему столу». И действительно, к рабочим столам многие из нас уже не привязаны. Я, например, дописываю статью, сидя не в редакции, а в вагоне московского метро. Но вот станем ли мы более свободны? С таким утверждением я бы поспорил. По-моему, все эти средства не просто позволяют, но и зачастую принуждают нас включаться в работу. Порой из-за них даже перестаешь замечать мир вокруг себя. А стоит произойти сбою или оказаться вне зоны приема, то сразу же ощущаешь свою зависимость от такой мобильности.

А вы, уважаемые читатели, что на сей счет думаете? Что несет нам мобильное будущее — свободу или новую зависимость?

С автором можно связаться по e-mail: mikeg@pcworld.ru.

Купить номер с этой статьей в PDF
544