В Подмосковье 3—4 апреля собрался уже в 12-й раз Российский интернет-форум (РИФ-2008), отличавшийся стечением большого количества участников. Не обошел его вниманием и избранный президент России Д.А. Медведев. В его коротком приветствии, внимательно выслушанном участниками форума, несмотря на почти двухчасовое опоздание гостя (правда, на протяжении часа для него и сопровождавших его руководителя ФА по печати и массовым коммуникациям М. Сеславинского и министра информационных технологий и связи Л. Реймана устроили показ экспозиции выставки, приуроченной к форуму), было продемонстрировано заинтересованное отношение государства к делам в Рунете. В частности, был отмечен широкий охват населения этой сетью и замечено, что около 40 млн. российских граждан в той или иной мере бывают в Сети. Д.А. Медведев сообщил, что он сам посетил сайт «Одноклассники», где, к своему удивлению, обнаружил только в Москве более трехсот своих полных тезок.

Относительно проблем, связанных с «опекой» Рунета государством, было сказано, что это вопрос непростой, но относительно объявления деятельности ведущих сотовых операторов стратегической со всеми вытекающими отсюда ограничениями обещал повременить. Остановившись на проблеме преодоления цифрового неравенства в стране, Д.А. Медведев сделал особый упор на необходимости снизить стоимость сетевых услуг в регионах. Особо он отметил серьезные подвижки в развитии Рунета: рост рынка электронной торговли, создание большого числа образовательных порталов, организацию государственных сетевых услуг, увеличение количества социальных сетей и проч.

После такого напутствия на форуме приступили к реализации научно-практической программы — в течение двух дней проходили тематические заседания круглых столов и секционная работа.

Разнообразие тем, обсуждавшихся на круглых столах форума, впечатляет и количеством, и широтой охвата проблематики. Когда рассматривали управление использованием Интернета, не только затрагивали положение в России, но и обращались к международному опыту. К сожалению, во время обсуждения правовых вопросов, с которыми сталкиваются юристы при разрешении конфликтных ситуаций, связанных с нарушением авторского права, проявились ошибочные представления об управлении Сетью, когда в понятие «Интернет» включают системы, использующие его лишь как подсистему связи, а различные нормы, которыми, как правило, интересуются юристы, являются ограничениями на функционирование именно этих систем. Но ведь управлять можно лишь этими системами, и правовые нормы могут выступать лишь в виде ограничений для них.

Еще один круглый стол был посвящен разбору причин перехода от интернет-сообществ к социальным сетям. Обсуждались проблемы, способствующие улучшению качества сетевых услуг, при этом отмечалось, что сервис достиг социально значимого уровня. Вместе с тем Интернет востребован и в социальной сфере как среда для доступа при решении многих задач, когда пользователь как бы организует персональную социально значимую информационную систему, например, для получения или передачи необходимой для него информации.

Организация доменного сервиса, т.е. получение и эксплуатация доменных имен, была рассмотрена на нескольких заседаниях круглого стола, тем более что Координационный центр национального домена RU активизирует работу вследствие роста числа пользователей в этой доменной зоне, появления вторичного рынка доменов и действий в ней регистраторов.

Жаркая полемика имела место на заседании круглого стола по теме «Особенности реализации интернет-проектов для детей». Она коснулась прежде всего того, какой контент можно предлагать детям, а также ограничений посещения сайтов с учетом возраста детей. Мнения резко разделились. Одни полагали, что можно начинать двигать мышкой с двух лет, а другие настаивали на более зрелом возрасте, когда сформируются интересы ребенка. Противники ранней «интернетизации» детей аргументировали свое мнение данными, свидетельствующими о серьезных нарушениях в их психофизическом развитии при выходе в Сеть с младых ногтей. Кроме того, как острая была отмечена проблема контроля посещения сайтов детьми и в целом детской безопасности в Рунете. При ее обсуждении на предыдущей конференции, посвященной именно этой теме и проведенной РОЦИТ, было высказано мнение, что имеется возможность системного подхода к постановке ее как задачи, что позволит давать количественные оценки детской безопасности.

Еще на одном круглом столе развернулась дискуссия по поводу Web 3.0, концепция этой версии отличается тем, что сетевыми сервисами управляет сам пользователь, т.е. их качество зависит от его активности. К таковым услугам можно отнести, например, так называемые рекомендательные сервисы и социальные сети, построенные на их основе.

Кроме того, на заседаниях круглых столов были затронуты и другие темы, в частности положение на рынке труда, где не хватает интернет-специалистов и грамотных менеджеров; культура пользователей Интернета; анонимность и безопасность персональных данных в Рунете; управление работой корпоративных порталов; лояльность пользователей в блогах, СМИ, сетевых сообществах и других средствах, встречающихся в Интернете.

На секционных заседаниях в первую очередь обсуждался сегодняшний Рунет. К тому же организаторы форума позаботились о выпуске сборника «Состояние развития Рунета», в который вошли аналитические материалы, подготовленные Фондом «Общественное мнение» и компаниями «ГфК Русь», RU-Center, SpyLog, «Лаборатория Касперского», «Софткей» и LiveInternet.ru.

Распространение бизнеса в регионы стало не только темой для работы секции, но и предметом обсуждения существующих проблем, на одной из которых и остановился Д.А. Медведев. При рассмотрении веб-сайта как сервиса для построения бизнеса или как технологического шага происходил активный обмен мнениями.

Организация маркетинга в Web 1.0 или Web 2.0, (и где она лучше), также послужила темой одной из секций. Не осталась без внимания и проблема монетизации видео в Интернете. Даже встал вопрос, не следует ли его появление рассматривать как новую медийную революцию.

Любопытным явлением оказалась и закрытая проектная сессия, на которой обсуждали инвестиционные проблемы, организацию стартапов для компаний и методы превращеня их в финансово оправданные. Причем было уделено внимание организации соответствующей презентации, оценке и отбору проекта для стартапа.

Тенденции развития электронных платежей в России также обсуждались на одной из секций, в которой участвовали представители РАЭК (Российской ассоциации электронных коммуникаций).

Еще три бизнес-темы на форуме были связаны с монетизацией трафика не только за счет продажи рекламы, но и за счет организации услуг для развлечения (онлайновых игр и проч.). Кроме того, поднимались следующие вопросы: как проводить маркетинг электронной торговли и как складывается венчурное финансирование интернет-проектов на фоне инвестиций в ИТ и российский Интернет.

И. Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», провел секционные заседания по двум темам: о роли поисковой оптимизации и о способах повышения эффективности контекстной рекламы, предоставив возможность участникам поделиться опытом и рассказать об уровне веб-разработок в России.

Среди других секционных тем следует выделить обсуждение таких проблем, как телевидение и Интернет, использование сетевых данных для веб-приложений.

Помимо секций и круглых столов на форуме работали мастер-классы. Один из них, под названием «Компетентно о сайтостроении», провели представители компаний «1С:Битрикс» и RU-Center.

Видео- и фоторепортажи, тезисы и тексты докладов смотрите на сайте РИФ www.rif.ru и в блоге http://community.livejournal.com/ru_rocit/.