А вот если бы «Серебряную калошу» вручали пиар-менеджерам, я уверена, что главным претендентом в номинации «Заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет» стал бы директор по коммуникациям компании «Интегрум Медиа». При первом обращении в редакцию свое письмо с предложениями в стиле К. Матроскина «а я еще и вышивать умею, и на машинке…» он закончил фразой: «Буду ждать Вашего ответа с нетерпением и вожделением». Признаться, я была шокирована. В столь извращенной форме меня как научного редактора еще никто никогда не вожделел. Но — век живи, век учись! Оказалось, это еще цветочки. «Ягодки» не заставили себя ждать. Пока я раздумывала, что же ответить данному товарищу, пришло второе послание (привожу без купюр): «Катерина, здравствуйте! Неужели Вас не заинтересовало мое предложение? Совсем? Я предлагаю обсудить, и тогда точно мы сможем сделать приятно друг другу. Как я делал приятно уже многим J. С наилучшими пожеланиями, имярек». Молодой человек блестяще решил одну из задач PR — его письмо не осталось незамеченным. Но он полностью провалил то, для чего его, по-видимому, нанимали на работу, — его наглость и дурное воспитание напрочь отбили охоту обсуждать с ним какие бы то ни было варианты взаимодействия.

Надеюсь, что руководство упомянутой фирмы найдет способы сделать приятно своему сотруднику. Но от самого факта, что подобные «деловые» письма приходят все чаще и чаще, прямо оторопь берет. Неужели руководство с виду вполне приличных компаний настолько себя не уважает, что принимает на такие должности сотрудников, незнакомых с деловым этикетом? Ведь на эту тему написана масса умных книг, есть хорошие учебники…

Но вот незадача — если деловая разновидность эпистолярного жанра давно расписана от сих до сих, то деловое общение посредством интернет-пейджеров никто еще не регламентировал (насколько мне известно). Интернет-сообщество в принципе загнать в какие-то рамки невозможно, среда стихийная и саморегулирующаяся. Но все это хорошо до поры до времени, пока дело не доходит до общения с партнерами, — коллегами, начальством — посредством всяких «асек». Понятно, что воспитанный человек не будет хамить, «тыкать» незнакомому, будить среди ночи и т.д., а «дуракам закон не писан…» и далее по тексту. Но коль скоро цивилизованный люд перестал чураться обмена мгновенными сообщениями в служебных целях, следует кое о чем договориться, правда? Я пользуюсь «аськой» давным-давно, за последние пару лет «удельный вес» друзей снизился, количество коллег и партнеров перевалило за половину контакт-листа. И у меня уже просто наболело! Правила необходимы, но для ICQ-общения напоминания об обычных нормах приличий недостаточно, поэтому я позволю себе выделить основные аспекты (и тем самым обозначу особо крупные подводные камни): ник, инфо, статус (комментарий к статусу).

Итак, самое первое -– сетевое имя. У группы «Небо» есть примечательная песня «Интернетная»: «Назвался Перцем — что же ты, Перец, уснул? Пиши!» И в приватном общении немаловажно, с кем себя ассоциирует собеседник, а уж в официальном и подавно. Задумайтесь, какое мнение о вас сложится у деловых парт-неров, если ваш ник — Plushevaja, «Пельмень», Terpka_ja, «Безбашенная», Pterodactil…

Вторая позиция — личные данные (инфо). Вряд ли коллегам по бизнесу будет интересно ваше семейное положение, не прибавит веса и цитирование попсовых хитов в графе «о себе». А вот возраст (для более адекватного делового общения) указать необходимо.

Буквально на днях мне пришлось по «аське» отвечать на запрос одной из таких «пушисто-безбашенных». Девица (замечу, в два раза моложе меня) с ходу повела разговор в таком стиле: «Слушь, я счас жрать иду, ты по-быстрому скинь мне свои бумажки…». Уточнять, знает ли она, с кем разговаривает и кому этот разговор нужнее, было бы уже как-то глупо… После такого много-
обещающего «делового предложения» я вспомнила контакты ее начальника и вежливо отказалась от сотрудничества (уважения к нему и его фирме не осталось — пусть они там сами скажут полновесное спасибо своей пиарщице).

Третье — сетевой статус. Это вовсе не количество перьев, а лишь пиктограмма и подпись к ней. Различные интернет-пейджеры обладают не всегда совместимыми наборами картинок: то, что вывешиваете вы, не всегда соответствует тому, что показывается на экране собеседника. Что подумают коллеги, увидев возле вашего имени рулон туалетной бумаги? Возможно, деликатно подождут возвращения из мест работы над собой, но скорее всего не пожелают общаться вовсе. С этими картинками-статусами есть еще одна проблема (самая распространенная): повесив картинку «Пью кофе», «Ушел курить», «Сплю», мы очень часто забываем их потом поменять.

Так что же делать, чтобы не сесть в галошу, принимая или отправляя приглашение обсудить дела посредством интернет-пейджера?

Я предлагаю кардинальное решение: для рабочих контактов завести отдельный UIN и соблюдать определенные нормы. Вы можете со мной не согласиться, но эти правила буквально выстраданы за последний год всяческих казусов и проблем, возникающих на, казалось бы, пустом месте. Итак:

1. Не следует выдумывать экзотический ник. Пусть это будут ваши реальные имя/фамилия или их часть, комбинация, написанные латиницей.

2. Информацию о себе следует указывать подлинную. Необходимы и достаточны: имя, фамилия; город, где вы находитесь; ваш возраст; название и веб-адрес компании. Кстати, хорошим тоном будет разместить свою фотографию (не «казуальную», но и не «топлесс»).

3. Раз и навсегда поставьте статус «Работаю» и забудьте про всяких банных уточек, пивные кружки и проч. Для тех случаев, когда вы заняты, не хотите или не можете принимать сообщения и т.д., как раз и существует дополнительная метка доступности. Чтобы вас и ваше личное время уважали, на сообщения собеседников, проигнорировавших значки «Недоступен», «Не беспокоить» и т.п., отвечайте только после смены доступности. Причем нелишним будет заметить: «Простите, был занят, не мог говорить…» — авось в следующий раз человек окажется более внимательным к вашим сигналам.

4. В настройках UIN обязательно укажите: «Необходима авторизация». Не забывайте и сами представиться, когда запрашиваете авторизацию у собеседника; если контакт не был оговорен заранее, в запросе укажите в двух словах причину своей просьбы.

5. Если интернет-пейджер обладает такой возможностью, включите защиту от спама и «флуда», не открывайте UIN для доступа всему веб-сообществу.

6. Для входящих сообщений установите мигание в Панели задач и не разрешайте показывать всплывающие сообщения. В разных программах эти функции могут называться по-разному, но смысл один: вы всегда будете в курсе, что пришла «мессага», и вам никогда не придется краснеть, если текст прочтет кто-то посторонний, случайно из-за вашего плеча бросивший взгляд на экран.

7. В некоторых программах есть возможность добавить что-то вроде девиза, который будет виден в окне сообщений при первом же обращении к вам. Например, вполне уместно и позитивно выглядит фраза «Чердаки — как космос: неизведанны и бесконечны!» в рабочей «аське» инженера ВОЛС (попросту — кабельщика), но если он же в качестве девиза процитирует «Красную плесень»: «Сиськи в тесте — это вкусно»… Согласитесь, для делового общения уже моветон.

8. Включите функцию «Напоминать о днях рождения контактов» (можно указать «За 2 дня», главное — не забыть об этом, чтобы не поздравить заранее) и для себя — «Показывать шарик дня рождения». Доброе слово, как известно, и кошке приятно…

9. Обязательно сохраняйте историю сообщений (в ней могут быть полезные контактные данные и прочая информация), но заранее подумайте, где это будет безопаснее всего.

10. Никогда не используйте деловой UIN для общения с приятелями. Дело не в том, что «они плохие». Просто, рассказывая, например, близким друзьям подробности минувшей корпоративной вечеринки, вы случайно можете ошибиться окном сообщения. И хорошо еще, если ваш начальник или коллега по бизнесу не лишены чувства юмора… Иной ведь, получив внезапно полное интимных подробностей (а зачастую и не слишком цензурное) сообщение, может разочароваться в партнерстве.

Что делать, если не можете обойтись без сетевых друзей даже в рабочее время? К сожалению, ничего. Если запускать две программы под разными UIN’ами (большинство интернет-пейджеров позволяют это делать на одном ПК), где гарантия, что вы не ошибетесь окошком? Хорошим выходом была бы возможность переадресации сообщений вам от избранного круга друзей в рабочую «аську» (как в мобильных телефонах). Но, насколько мне известно, такая функция пока еще нигде не реализована.

Конечно, и внутри «делового» UIN ошибка в адресате может обернуться катастрофой — если конфиденциальная информация уйдет другому партнеру. Хотя «хистори» к делу не подошьешь, стать невольным инсайдером никому не пожелаю. К сожалению, технических средств защиты от подобных «мискликов» не существует. Так что будьте внимательны, взаимно вежливы и осторожны. «Мессага» не воробей…

Если эти «мысли вслух» заставят кого-то пересмотреть свое ICQ-поведение, а несдержанных на язык вовсе отказаться от использования «асек» в работе — буду весьма рада (как поет все та же группа «Небо»: «Ну а нам, натуральным пацанам, нам бы бабу да «Агдам»). Желаю вам никогда не встречать хамов, не ошибаться окошками… Если вас задело за живое — пишите комментарии, предложения. Будем вместе дорабатывать эти «нормы жизни».

* * *

Двое интернетчиков встречаются, один другому:
— Ну, как ты?
— Да вот пальцы болят…
— С чего вдруг?
— Да вчера вот с корешами в чате встретились — так всю ночь песни орали....

* * *

«Одноклассники.ру» — пусть все твои любовницы наконец увидят друг друга!

Купить номер с этой статьей в PDF
1210