. На нем шла речь о программных инструментах для поддержки управленческих решений и об интеграции аналитических подсистем в корпоративные системы. Как отметил, открывая форум, шеф-редактор агентства П. Иванов, данное мероприятие было организовано в ответ на рост интереса к технологиям и продуктам Business Intelligence на российском ИТ-рынке.

Видный ИТ-специалист М. Аншина из компании «Сибур-Русские шины» посвятила свой доклад «информационным бедам российских предприятий». Она отметила, что большинство руководителей уже уверовали в необходимость количественной оценки работы их компаний. Но понимание того, что обработку информации для получения эффективного результата можно представлять в виде бизнес-процесса, проявляют далеко не все. Хотя роль такого процесса в корпоративной жизни, вне всякого сомнения, постоянно возрастает, и методология, применимая для использования в подобных случаях, широко распространена при анализе управления различными бизнес-процессами, в том числе и реинжиниринга. Но эффективность аналитической обработки существенно зависит от качества информации, описывающей состояния корпоративной системы. А чем она эффективнее, тем фактические результаты производства оказываются ближе к плановым.

Среди других выступлений на форуме обращают на себя внимание посвященные основным направлениям развития бизнес-аналитики, нашедшим воплощение в фирменных платформах компаний Microsoft, IBM, SAS, «Крок» и «Терн».

А. Хромов, руководитель направления по продвижению платформы приложений корпорации Microsoft, рассказал о решениях для бизнес-анализа, полный набор которых образует платформа Microsoft Business Intelligence. Продукты, поддерживающие собственно бизнес-анализ, и инструменты для управления эффективностью бизнеса, включают СУБД SQL Server 2005 с сервисами интеграции и анализа данных и составления отчетов; Excel 2007 — пакет программ поддержки пользовательской аналитики; Office SharePoint Server 2007 — комплекс для организации совместной работы и управления контентом; PerformancePoint Server 2007 для мониторинга состояний бизнес-процесса, анализа его результатов и планирования поведения. Последний инструмент базируется на информационной панели Business Scorecard Manager 2005 и программах продвинутого анализа информации ProClarity 6.

Стратегия корпорации основывается на «всепроникающем» бизнес-анализе, охватывающем уровни хранения данных, отчетности и анализа и управления эффективностью бизнеса. Он складывается из своевременных очистки, загрузки и преобразования данных с помощью высокопроизводительных средств интеграции, позволяющих работать с актуальной информацией. Для качественного анализа предоставляются хорошо масштабируемые хранилища данных с приемлемым временем доступа и удобным управлением, с упреждающим кэшированием для автоматического обновления важных данных.

С. Лихарев, руководитель направления IBM Information Management фирмы «IBM Восточная Европа и Азия», изложил корпоративный подход к бизнес-аналитике, при котором стандартизация Business Intelligence объявляется вершиной эволюции аналитических систем. Суть такого подхода состоит в реализации возможности построения информационно-аналитической системы масштаба организации на базе единой программной платформы (от одного производителя).

Продукты и технологии корпорации IBM позволяют использовать информаци-онно-аналитическую систему (ИАС)  для сервисного обслуживания по требованию. Среди продуктов для реализации аналитических решений предлагаются программные комплексы СУБД DB2 с сервисами: управления данными уровня предприятия, рабочей группы и удаленного пользователя; управления контентом, включая IBM FileNet P8; интеграции — IBM WebSphere Data Integration Suite и др.; анализа и исследования информации — IBM Business Intelligence, а также контента — IBM WebSphere Information Integrator Content Edition, IBM OmniFind Enter-prise Edition и IBM WebSphere Content Discovery Server. Для углубленной аналитики предлагаются программные средства недавно купленной компании Cognos.

Компания «SAS Россия/СНГ» представила на конференции доклад Н. Дубняк, директора по маркетингу, посвященный решениям, которые связывают в единый комплекс бизнес-аналитику и бизнес-прогнозирование, т.е. позволяют отследить прошлые, настоящие и будущие (на основе прогноза) состояния корпоративной системы. Для этого предлагается программная платформа SAS Enterprise Intelligence Platform, поддерживающая обработку метаданных в виде технологического комплекса Metadata, хранилище данных — Intelligence Storage, работу по интеграции данных — Data Integration, обработку информации о бизнес-процессах — Business Intelligence (BI) и собственно аналитику — Analytic Intelligence. С ее помощью можно выстроить соответствующие BI-решения, использующие программные продукты для реализации аналитической работы с информацией, включая метаданные от следующих основных подсистем: оценки рисков, связанных с тем или иным течением процессов — SAS Risk Intelligence; поддержки цепочек поставок — SAS Supply Chain Intelligence; анализа состояния ИТ- инфраструктуры — SAS IT Intelligence и финансов — SAS Financial Intelligence; поддержки клиентов — SAS Customer Intelligence.

Естественно, что предлагаемая аналитическая платформа учитывает возможность использования данных от приложений, разрабатываемых другими поставщиками, например фирмами Oracle, IBM, Siebel, Microsoft, SAP, PeopleSoft и др.

Для углубленного анализа данных на различных его этапах можно использовать известный пакет программ для статистической обработки, разработанный компанией SAS.

Выступление менеджера компании «Терн» С. Ломакина было посвящено важной проблеме корпоративной аналитики — целостному представлению бизнеса предприятия, включающему не только знание операционной деятельности, но и возможные оценки ее качества, получаемые с помощью различных аналитических приложений. Для этого предлагаются решения, использующие специализированные средства бизнес-анализа, выявление скрытых закономерностей в данных и прогнозирование поведения систем на их основе, а также решения с применением средств интерактивного анализа и визуализации информации. Так, бизнес-анализ строится на основе агрегирования корпоративных данных о всей деятельности, что возможно на EPM, системной платформе управления предприятием, использующей сбалансированные показатели эффективности его работы (Key Performance Indicators, KPI), которая позволяет интегрировать в бизнес-анализ средства выявления скрытых закономерностей и в интерактивном режиме отслеживать изменения KPI и даже их предсказывать, опираясь на статистические данные об их значениях в прошлом. Как сообщил С. Ломакин, технология визуального анализа данных опирается на методологию известной лаборатории Bell Labs, а способы работы с большими массивами данных и предсказательный анализ разработаны в компании KXEN. Все это гарантирует определенные конкурентные преимущества пользователям подобных BI-решений.

Кроме упомянутых выше на конференции были представлены выступления о практике построения BI-систем. Например, представитель компании «Крок» рассказал о внедрении СРМ-систем, сотрудники компании «Ноябрьскгазпромдобыча» — о пилотном проекте внедрения Office Performance Point Server для повышения эффективности управления предприятием. Опыт внедрения аналитической системы Cognos 8 осветили аналитики из компаний «Лебедянский» и «Биотэк».

Методическим вопросам обучения бизнес-аналитике посвятили свои доклады проф. В. Алешин из Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и А. Олейник, директор Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.

Купить номер с этой статьей в PDF
1439