Рынок зеркальных камер за последние два года значительно вырос. Вместе с тем многие пользователи вовсе не торопятся их приобретать. Тому есть масса причин: внушительные размеры, отсутствие возможностей видеосъемки, высокая цена — список продолжать можно долго. А стало быть, они скорее предпочтут любительские компактные цифровые камеры, несколько моделей которых мы и рассмотрим в этом обзоре. Анализируя тенденции рынка любительских цифровых камер, можно выделить несколько моментов: в минувшем году в моду вошли аппараты, оснащенные разнообразными стабилизаторами изображения, которые помогают снизить количество брака из-за дрожания рук или съемки на длинных выдержках; у «цифромыльниц» сильно вырос диапазон значений чувствительности по шкале ISO, вот только верить в реальность этих самых высоких значений вряд ли стоит. Понятно, что чем они выше, тем больше уровень шума. В результате при съемке компактной камерой, скажем, с чувствительностью 3200 ISO надеяться получить что-то, кроме каши из цветных точек, отдаленно напоминающей объект съемки, просто глупо. Это опять же усугубляется малыми физическими размерами используемых матриц, формирующих изображение, да гигантскими цифрами мегапикселов. Увы, маркетинг правит рынком, поэтому не спешите безоговорочно верить громким обещаниям. А значит, нужно выбирать лучших представителей этого племени из множества имеющихся на рынке моделей.

Panasonic Lumix DMC-FZ18

Очередное творение компании Panasonic смело можно назвать выдающимся. Аппарат имеет отличный светосильный объектив, предоставляющий начинающему фотографу просто гигантский диапазон фокусных расстояний — 28—504 мм (в 35-мм эквиваленте). Им можно снимать все, начиная от пейзажей и заканчивая удаленными объектами. Производитель встроил в него систему оптической стабилизации, что сильно упрощает дело. Однако в максимальном положении трансфокатора, чтобы избежать размазывания, все же лучше снимать при хорошем освещении или используя штатив. Кстати, диапазон фокусных расстояний можно увеличить еще больше — объектив допускает установку оптических насадок, например телеконвертера 1,7Х. Правда, для этого потребуется дополнительный переходник, в ассортименте аксессуаров имеются также различные светофильтры. Ход трансфокатора очень мягкий, без каких-либо рывков. Объектив обладает хорошей резкостью и вполне приемлемой геометрией. Учитывая все заложенные производителем характеристики, весит аппарат совсем немного, да и в руке лежит отлично. Органы управления в целом реализованы неплохо, хотя диск выбора режимов стоило бы сделать помягче. Встроенный дисплей имеет довольно приличное разрешение, хотя качество цветопередачи не вполне соответствует действительности, цвета на нем выглядят чуть ярче. Работа в автоматическом режиме не всегда корректна, периодически случаются ошибки баланса белого, но наличие возможностей ручного управления может спасти ситуацию. Скорость автофокусировки в целом достаточно высокая, хотя при съемке движущихся объектов изредка случаются сбои. Встроенного аккумулятора хватает в среднем на 360 кадров.

Canon PowerShot SX100 IS

Эта камера достойно продолжает линейку любительских фотоаппаратов PowerShot. По многообразию предоставляемых возможностей она даст фору многим конкурентам благодаря широкому выбору режимов и настроек. Объектив аппарата обладает хорошей резкостью и светосилой, как и у устройства от Panasonic, но по кратности увеличения ему уступает. Модель имеет оптический стабилизатор изображения, который помогает значительно сократить процент брака при съемке при недостаточном освещении. «Скорострельность» камеры не самая выдающаяся, хотя автофокус работает очень быстро и в большинстве случаев со своими обязанностями справляется. Возможен ручной выбор зоны фокусировки, есть и режим распознавания лица в кадре и слежения за ним. Что не может не радовать — даже с расстояния в 1 см макросъемка получается удачно. А вот геометрию объектива идеальной не назовешь, что проявляется, например, при съемке архитектуры. В отличие от предыдущих аппаратов линейки PowerShot здесь производитель отказался от оптического видоискателя — решение достаточно спорное, поскольку яркости встроенного ЖК-экрана не всегда хватает для комфортного визирования. Встроенная вспышка хорошо справляется со своей задачей на небольшом удалении от объекта съемки, однако необходимость выдвигать ее из корпуса вручную заметно раздражает. Имеется возможность подключения также и более мощного внешнего импульсного осветителя Canon HF-DC1. Питается этот аппарат от двух пальчиковых батареек, что действительно удобно, ведь их продают в каждом встречном ларьке. Но хватает их ненадолго — в среднем примерно на 150 снимков. Качество получаемых кадров в целом неплохое. К недостаткам можно отнести высокий уровень шумов при съемке, они проявляются начиная со значения 200 ISO.

Nikon COOLPIX S510

Металлический корпус надежно защищает электронную начинку и выглядит очень практично. А благодаря компактным размерам аппарат без труда поместится в женскую сумочку. Цветовая гамма соответствующая, в нашем варианте корпус оказался розовым, но в продаже есть и более привычные серебристый и черный. Камера на удивление быстро включается — менее чем через секунду после нажатия на кнопку. Высокая скорость работы автофокуса тоже приятно удивляет. Производитель оснастил эту модель качественным ЖК-дисплеем с хорошей цветопередачей и большими углами обзора. Яркое солнце ему не страшно, поскольку имеется качественное антибликовое покрытие, а против появления царапин и отпечатков пальцев на него дополнительно нанесен акриловый слой. Управление в целом достаточно простое, хотя привычный селектор режимов здесь отсутствует, его функцию выполняют кнопки. Для съемки имеется 15 сюжетных программ, которых с лихвой хватит начинающему фотографу, а также режим фокусировки с приоритетом лица и возможность осветления темных участков изображения. Дополнительный плюс — наличие оптической системы стабилизации изображения. Расплатой за 8-Мпикс матрицу при небольшом размере становятся шумы, которые начинают проявляться уже при чувствительности 100 ISO.

Встроенная вспышка слабовата, впрочем, портреты, снятые с близкого расстояния, выглядят довольно неплохо. Радует возможность ручной установки баланса белого, что не часто можно встретить у камер такого класса. Емкость аккумулятора, увы, ниже среднего.

Pentax Optio A40

Этой моделью компания Pentax продолжает линейку любительских компактных цифровых камер. Аппарат имеет прочный и элегантный металлический корпус. Хотя меню не отличается интуитивностью, в целом управление достаточно продуманное. Система оптической стабилизации изображения совмещена с электронной, что нередко спасает при съемке. Объектив порадовал хорошей резкостью и минимальными геометрическими искажениями. Производитель оснастил эту модель 12-Мпикс матрицей. Конечно, высокое разрешение — это большой плюс, однако при довольно скромных размерах матрицы шумы становятся заметны уже при малых значениях светочувствительности. Сюжетные режимы реализованы на достаточно высоком уровне, а для опытных пользователей предусмотрены ручные настройки, правда, режим приоритета диафрагмы отсутствует. Не забыты живая гистограмма и возможность индикации композиционной сетки. Среди специфичных функций отметим режим распознавания лица при портретной съемке и так называемый «поясной портрет» с автоматическим кадрированием (при этом полученное изображение обрезается до 3 Мпикс). Присутствуют и возможности обработки снимков, как говорится, не отходя от кассы, с функциями наложения различных эффектов, рамок и т.д.

Не забыт и режим видеосъемки, причем аппарат справляется с ней на удивление неплохо. Запись ведется в формате DivX (mpeg-4) в привычном разрешении 640×480 (30 кадр/с), но работает при этом только электронная стабилизация.

Автоматика камеры справляется с большинством ситуаций при хорошей освещенности, а при пониженной автофокус долго «блуждает» и часто ошибается. Емкость аккумулятора относительно невысока, его хватает приблизительно на 150 кадров.

Kodak EasyShare Z1285

Компания Kodak продолжает выпускать на российский рынок новые модели цифровых фотокамер любительского класса. Гонка мегапикселов не обошла стороной и эту камеру, здесь используется 12-Мпикс сенсор, позволяющий получать изображения с максимальным разрешением 4000×3000 точек. Второй особенностью аппарата является возможность видеосъемки в режиме высокой четкости с разрешением 1280×720 точек (30 кадр/с), Конечно, до бытовых видеокамер качество недотягивает, но по меркам цифровых фотоаппаратов вполне сносное. На карту памяти объемом 1 Гбайт вмещается примерно 14 мин видео, а после каждого нового включения аппарата придется выставлять разрешение в меню. Аппарат страдает легкой заторможенностью — подготовка к работе занимает около 4,5 с, зато задержка между кадрами минимальна — около 1,5 с. Эргономика устройства в целом неплохая, оно удобно лежит в руке, а рельефный выступ не позволяет ему выскользнуть. Вот кольцо переключения режимов съемки стоило бы сделать пообъемней, да и материал корпуса заменить на чуть более шершавый. ЖК-экран аппарата на фоне других устройств смотрится невзрачно, и разрешение его по современным меркам довольно низкое. Стабилизация изображения здесь имеется только электронная.

Список возможных режимов съемки весьма обширен. Самое примечательное в нем то, что для опытных любителей предусмотрена целиком ручная съемка с возможностью изменения диафрагмы, выдержки и т.д. Для полного счастья не хватает только ручной установки баланса белого.

Качество снимков в целом приличное, хотя периодически случаются ошибки баланса белого. Зато, несмотря на 12-Мпикс матрицу, шумит аппарат заметно слабее собратьев, имеющих столько же эффективных пикселов, — все благодаря механизмам шумоподавления.

Samsung NV20

Этот аппарат привлекает внимание прежде всего необычным дизайном, разработчики компании Samsung постарались сделать его элегантным. Устройство имеет алюминиевый корпус, компактные размеры и незначительную массу. Если передняя панель выполнена вполне привычно и ожидаемо, то сзади любого пользователя ждет сюрприз: вдоль ЖК-экрана, который используется в качестве видоискателя, снизу и справа идут ряды кнопок, причем которая из них за какую функцию отвечает, непонятно. Но стоит включить аппарат, как ситуация проясняется — пиктограммки со значениями выводятся непосредственно на дисплей. Управление устройством, скажем так, очень непривычное, но вполне логичное, так что с освоением проблем возникнуть не должно. Шумы при съемке заметны уже начиная с нижнего значения светочувствительности, хотя и не очень сильно. Стабилизатор изображения здесь, как и у аппарата от Kodak, электронный. Цветопередача довольно естественная, хотя на снимках иногда чувствуется уход баланса белого в легкую синеву, в основном при искусственном свете. А при недостаточном освещении автофокус частенько теряется, не зная, за что зацепиться.

* * *

Среди рассмотренных аппаратов мы хотели бы выделить модель Panasonic Lumix DMC-FZ18, которой заслуженно присуждается знак «Выбор редакции». А вполне оправданным выбором при доступной цене может стать Canon PowerShot SX100 IS — ему мы присудили звание «Лучшая покупка».

Редакция выражает благодарность представительствам компаний Canon (www.canon.ru), Panasonic (www.panasonic.ru), Nikon (www.nikon.ru), а также компаниям Pentar (www.pentar.ru) и «Сокур и Партнеры» (www.msapr.ru) за предоставленное для тестирования оборудование.


Таблица. Цифровые фотокамеры начального уровня