«… кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога и… Понеслась…» В XIX в. великий Гоголь писал о птице-тройке. Что же изменилось в наши дни? Да ничего, только кони стали железными.

Любой владелец автомобиля говорит о своем сокровище, как о живом существе: бегает, ест, любит. И даже мощность моторов измеряется в лошадиных силах, пусть и управляют этими «лошадками» не уздечкой со стременами, а рулем да рычагом коробки передач.

А еще нынче никого не удивишь виртуальными автомобильными гонками. И здесь крайне важны органы управления — то, чем безраздельно владеет водитель. Остальное от него почти не зависит: пользовательский интерфейс, графика, сюжет, ландшафт… Конечно, в любой гонке можно выбирать из нескольких предложенных спорткаров, но только опытный игрок способен заметить разницу.

Все-таки именно блок рулевого и педального управления  — единственный механический компонент, создающий впечатление виртуальной гонки, и от его эргономики, реалистичности, от тактильных ощущений и даже от внешнего вида зависит, насколько порадует какая-либо игра или трасса. Поэтому очень важно держать в руках такой руль, какой нравится. И от этого выбора зависит и удовольствие от игры, и результат.

А чтобы немного облегчить навигацию по морю новинок для виртуальных автомобилистов, предлагаем вашему вниманию несколько последних моделей игровых манипуляторов.

Thrustmaster Ferrari GT Experience

В центре этого рулевого колеса красуется шильдик Ferrari, а на коробке наряду с многочисленными логотипами сияет голограмма «Ferrari Official Product». Появление здесь монстра автомобилестроения не случайно, так как дизайн данного манипулятора порожден конструкторскими решениями автомобильных рулей раллийныx Ferrari и GT. Как и настоящие болиды, Ferrari GT Experience оснащен двумя подрулевыми лепестками для последовательного переключения передач.

Данный манипулятор совместим с консолями PlayStation 2 и 3. К компьютеру через USB-разъем подключается устройство, которое ПК быстро определил. Установка ПО и настройка параметров, отвечающих за реалистичность, сложностей не вызвали.

Рулевой комплект состоит из рулевого колеса с десятком программируемых кнопок и 8-позиционным джойстиком (переключателем видов). Колесо крепится к столешнице с помощью массивной центральной струбцины и панели с двумя педалями. Комплект изготовлен из черного матового пластика, под ладонями расположены вставки из резины с мелким рифлением, чтобы руки не скользили. Пластиковая поверхность, имитирующая пол автомобиля, также рифленая, но если подошва жесткая, то она может немного проскальзывать. Все комплектующие добротны, но большого впечатления изделие не производит. Как достоинство следует отметить наличие на нижней стороне рулевого и педального блоков, а также на зажимных губках струбцины многочисленных резиновых подушечек, способствующих хорошему сцеплению с плоскостью стола и пола.

В комплект поставки входят руководство пользователя на русском языке и диск с драйверами, которые, собственно, и обеспечивают правдоподобность ощущений.

Рассматриваемое устройство вполне эргономично. Имеется механизм обратной связи, достоверна имитация вибрации, реалистично линейное сопротивление, предусмотрена отличная автоматическая центровка, безупречно возвращающая руль в исходное положение. Кроме того, легко вернуть руль в центр с помощью специальной кнопки. Ладони просто сливаются с рулевым колесом воедино, серебристые подрулевые лепестки попадают точно под пальцы, а все кнопки управления легко нажимать большими пальцами. Полноразмерные педали удобны, чувствительны к нажатию и даже похожи на настоящие (тормоз нажимается туже, чем газ). В целом автомобиль послушен рулю, хотя виртуальное вождение и требует определенных навыков.

Для опытных пользователей имеется два режима чувствительности: нормальный (по умолчанию) и высокий (по выбору игрока он легко настраивается одновременным нажатием трех кнопок). Данная опция сохраняется только на текущий сеанс игры, при повторном включении придется запускать ее заново.

Итак, достоинств у Ferrari GT Experience множество. Из недостатков следует отметить простенький пластик и некоторую искусственность всех реакций на действия игрока.

Thrustmaster Universal Challenge

Хотя все надписи, логотипы и голограммы Ferrari в данной модели присутствуют в том же объеме, но название бренда опущено. А по дизайну и по ощущениям оба изделия схожи.

Манипулятор поддерживает платформы PC, Sony PlayStation 2 и 3, GameCube и Nintendo Wii. Различия в установке и настройках описаны в прилагаемом руководстве пользователя, а драйверы есть на прилагаемом диске и сайте производителя.

Универсальность  — это, конечно, хорошо, а вот на вид Universal Challenge значительно проще, чем Ferrari GT Experience. И размеры его поменьше (20 см, а не 25, и это ой как заметно!), и пластик поскромнее, и нет резиновой вставки на рулевом колесе (значит, руки скользят и потеют), и крепление хилое, и педальки совсем игрушечные (интересно, на какой размер ноги они рассчитаны?), и подрулевые лепестки выглядят ненастоящими.

В результате, несмотря на отличную идею подобия спортивным рулям Ferrari, приятный дизайн, безупречный механизм автоцентровки, неплохое линейное сопротивление и многообразие несложных настроек, включая два уровня чувствительности, эргономичность этой модели, увы, оставляет желать лучшего. Скользкий, маленький, неудобный, шатающийся, этот руль вряд ли позволит вам насладиться любимой игрой, разве что вы совсем уж непритязательны. И даже невысокая цена ему мало что добавляет, ведь известно, что скупой платит дважды.

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Этот игровой манипулятор выглядит очень солидно и добротно: приятная на ощупь резиновая оплетка с более крупной перфорацией в местах хвата и мелкой текстурой по остальной окружности, внушительный педальный блок с двумя педалями, наличие коробки передач. Недаром к дизайну приложила руку компания MOMO  — один из ведущих разработчиков рулей и принадлежностей для гоночных автомобилей. Рулевое колесо имитирует спортивное трехспицевое с шестью болтами крепления. Сверху от центра находятся два зеленых светодиода, сигнализирующие о включении питания и подключении к компьютеру. Справа и слева расположены по три программируемые кнопки красного цвета, снизу красуется желтый логотип MOMO. Заключительный штрих оформления  — красное металлическое кольцо, обозначающее центральное положение.

Крепление рулевого блока, как и у большинства моделей рулей, рассчитано на плоскую нижнюю поверхность стола. В нашем же случае из-за ребра жесткости пришлось довольствоваться одной струбциной из трех.

Пластиковые педали газа и тормоза с перфорацией выглядят простовато, зато различные характеристики их возвращающих пружин придают ощущениям реалистичность. Педали довольно удобны, широкое рифленое основание не скользит и обеспечивает точное управление. А вот на гладком полу или паркете педальный блок неустойчив: слишком маленькие резиновые нашлепки не спасают. Зато на ковровом покрытии достаточно нажать на дне одну кнопку, и выдвижные шипы обеспечат конструкции прочность и неподвижность.

Коробку с секвентальным переключением передач легко закрепить как справа, так и слева от руля, также можно назначить переключение передач подрулевым лепесткам или выбрать в настройках автоматический режим, чтобы вовсе ею не пользоваться.

Комплектация MOMO Racing FF Wheel стандартная (компоненты набора, кабели, блок питания, инструкция и диск с ПО), но все запаковано так красиво и качественно, с использованием множества секций и картонных подставок, что вызывает уважение к производителю.

Эта модель предназначена только для ПК и подключается через стандартный USB-разъем. В списке предлагаемых при установке языковрусский отсутствует, но это не представляет проблемы, ведь в настройках нет специфических терминов. Прилагаемый диск содержит автоматически устанавливающиеся драйверы, систему справки, ссылки на сетевые ресурсы и несколько демоигр. Подключение нового устройства к ПК занимает считанные минуты. Программа Profiler с красочным анимированным интерфейсом позволяет распечатать выбранные профили, чтобы они всегда были перед глазами.

Для каждой игры существует множество вариантов настроек. Помимо подрулевых лепестков имеется шесть программируемых кнопок, а переключатель регистра удваивает их число.

Ощущения от рулевого колеса очень приятные. Эргономичность на высоком уровне. Ладони комфортно и четко ложатся на руль в местах хвата. Обратная связь по усилию контролируется электромоторами и программно регулируется от 0 до 150% (по умолчанию — 100%). На редкость правдоподобная вибрация от неровностей дороги. В целом MOMO Racing очень напомнил игровой манипулятор Logitech G25 («Мир ПК», №9/07, с. 50).

Угол поворота рулевого колеса составляет 240о, чего вполне достаточно для комфортной езды. К тому же эта модель очень «острая», т. е. при малейшем движении руля машина поворачивается на солидный угол.

Явных недостатков замечено не было. Правда, когда играешь долго, то руки потеют и начинают скользить: резина есть резина. Да и дизайн коробки передач и педального узла не слишком эффектный. Но такие плюсы, как умеренная цена, отличная проработка рулевого колеса, высокая точность управления и реалистичность впечатлений, перекрывают все минусы.

Logitech Formula Force EX

Насколько восхищает дизайн рулевого колеса этой модели при первом взгляде, настолько разочаровывает при более внимательном рассмотрении. Броская красная резина в местах хвата, в центре блестящий шильдик Logitech, окруженный шестью декоративными болтами, изящно вытянутые, сверкающие серебром программируемые кнопки… Но отсутствует коробка передач, подрулевые лепестки еле угадываются, а маленькие пластиковые педальки и выглядят несолидно, и на ощупь не то чтобы очень.

Впрочем, от стильной «баранки» просто глаз не отвести. Впечатляет также наличие десяти программируемых кнопок наряду с двумя подрулевыми и 8-позиционного джойстика. Отметим, что пронумерованы здесь только четыре черные кнопки, а порядковые номера шести серебристых клавиш придется запомнить.

Очень порадовало надежное крепление с помощью двух струбцин, пожалуй, более прочное и универсальное, чем у других участников обзора. Руль идеально крепится к столешнице любой конструкции.

Как и у предыдущей модели, у этой педали и блок питания подсоединяются к задней стороне рулевого блока. Там же берет начало USB-кабель, соединяющий игровой манипулятор и ПК. Расположение всех разъемов очень удобно, и это отличительная черта Formula Force EX.

После запуска программы установки ПК распознал новое устройство. Однако на картинке, предложенной программой Profiler, данная модель выглядела немного иначе, чем в реальности. Педали подключились с большим трудом, и то в игре, а при начальном тестировании так и не заработали. И механизм автоцентровки начал функционировать не сразу, а через некоторое время. Интерфейс ПО ничем не отличается от рассмотренного ранее, при тестировании MOMO Racing Wheel.

Все игровые продукты «подружились» с новым устройством с первого взгляда, но от катания остались неоднозначные ощущения. Педальный узел маловат, педали с перфорацией слишком миниатюрные, подставка под ноги также — нога на ней полностью не помещается и устает из-за довольно высокого подъема. Рифление платформы слишком мелкое, практически не ощущается, подошва иногда скользит. Почти гладкая, необрезиненная нижняя поверхность педального узла елозит и по голому полу, и по ковровому покрытию. Нажимаются обе педали слишком мягко, без сопротивления, неправдоподобно одинаково, хотя автомобиль чутко реагирует на нажатия различной силы — что хорошо, то хорошо.

При вращении руля наблюдается заметный люфт, и это мешает наслаждаться скоростью. Обратная связь при значении, установленном по умолчанию, слабовата, так что тем, кто любит езду «пожестче», придется настроить манипулятор под себя. Амплитуда поворота составляет всего 180°.

Подрулевые лепестки просто крошечные, находятся далеко от внешней окружности рулевого колеса, пластик скользкий. Конечно, по ним можно попасть средним пальцем, но удобным это не назовешь.

Genius Speed Wheel RV FF

Над этим игровым манипулятором дизайнеры потрудились на славу, и детище их получилось неординарным и привлекательным, радующим глаз нестандартными формами при сочетании черного и серебристого цветов. Массивная двухспицевая «баранка» с сердцевиной необычной формы имеет по бокам широкие вставки из мягкой, имитирующей кожу резины, и лишь узкие полосы сверху и снизу остаются пластиковыми. Слева, под большим пальцем, на специальном утолщении расположился 8-позиционный джой-стик, а симметрично справа — две пары программируемых кнопок. По паре кнопок имеется на каждой спице, и еще четыре расположились вдоль дуги по нижнему краю центральной части. С обратной стороны рулевого колеса (именно колеса, а не спиц, как это обычно бывает у большинства моделей), прямо под указательные пальцы попадают две кнопки, имитирующие подрулевые лепестки. Их удобная форма точно повторяет форму пальцев. Все кнопки отличаются четким, легким нажатием. В общем, эргономичность рулевого колеса на твердую пятерку.

Уникальная «фишка»  — в верхней части сердцевины находится дугообразный индикатор из нескольких светодиодов: центральный зеленый обозначает связь с компьютером, а по три справа и слева указывают на силу нажатия газа и тормоза соответственно.

В комплект поставки входят уже описанное рулевое колесо, крепящееся к столешнице с помощью массивной струбцины и четырех присосок, коробка передач типа АКПП, платформа с двумя педалями, блок питания, диск с ПО и инструкция пользователя на 21 языке, включая русский.

Установка прошла без приключений, никаких особенностей во взаимодействии ПК и манипулятора не отмечено.

Как известно, ощущения от игр с использованием игровых манипуляторов во многом зависят от надежности крепления. Если подставка рулевого колеса здесь устанавливается еще более-менее крепко, то для крепления коробки струбцина не предусмотрена, а присос-ки держат недостаточно хорошо. Зато педали неколебимы даже на гладком полу  — по этому показателю данный участник тестирования лидирует.

Обратная связь обеспечивается электромоторами, и хотя создаваемые этой моделью впечатления не на 100% правдоподобны, она заслуживает всяческих похвал. Конечно, сей фактор субъективен, но с этим рулем хочется кататься еще и еще. Управляемость автомобилем на самом высоком уровне, а благодаря уникальной, эргономически правильной форме «баранки» гонщик долго не чувствует никакой усталости.

Маленький минус, впрочем свой-ственный многим моделям: от трения оплетка быстро электризуется и начинает притягивать пылинки и мелкий мусор. Кому-то это вообще не помешает, а если матовый цвет и пыльный налет вам не по душе, придется держать под рукой влажную тряпочку.

Немного портит общее ощущение чересчур миниатюрная, простенькая и «пластиковая» на вид коробка передач с маленьким и скользким набалдашником. Пружинка под рычагом слабенькая, а после возврата в центральное положение рычаг какое-то время колеблется и постукивает  — совсем как игрушечный.

Педали с крупной перфорацией имеют замысловатую форму и мягкие, обтекаемые очертания; газ расширяется книзу, а тормоз кверху. Нажатие излишне легкое, и обе педали требуют одинакового усилия. В целом, несмотря на пластиковое исполнение, эргономичность педального узла хорошая.

По большому счету, все придирки высосаны из пальца, но ведь надо стараться смотреть на вещи с разных точек зрения. Вообще-то это устройство очень хорошее.

Genius Speed Wheel 3 MT

Данный представитель линейки Genius, как и  предыдущий участник обзора, из разряда тех, при виде которых невольно восклицаешь: «Круто!» Ведь от необычного «космического» дизайна этой модели с модными ярко-оранжевыми и изысканно-серебристыми деталями трудно оторвать взгляд.

Трехспицевое рулевое колесо с вытянутыми серебристыми кнопками (по две на каждой спице) имеет опять же серебристую сердцевину, но с оранжевой окантовкой. Оно расположено над серебристой декоративной решеткой. Оранжевая оплетка с мелким рифлением приятна на ощупь, но хотелось бы, чтобы она была чуть пошире, чем просто «под хват».

В верхней части рулевого колеса расположилась еще пара серебристых декоративно-функциональных элементов, попадающих под большие пальцы: слева — две программируемые кнопки, справа — выпуклый 8-позиционный джойстик. Подрулевые лепестки у этой модели выполнены в виде двух пар кнопок (под средний и безымянный пальцы), расположенных на тыльной стороне горизонтальных спиц.

Комплектность несколько иная, чем у предыдущей модели: коробка передач интегрирована в базу рулевого колеса, нет блока питания, отсутствует струбцина для крепления к столу. Процесс установки и настройки ничем не выделяется.

У модели столько дизайнерских наворотов, что ее эргономичность хорошей не назовешь. Никаких индикаторов, все прозрачные элементы просто декоративные. К тому же нельзя сказать, что колесо ложится в ладони идеально, подрулевые кнопки маленькие и не очень удобные, положения джойстика не фиксируются, поэтому легко ошибиться, особенно если не смотреть на пальцы. Присоски держат массивное «подножие» рулевого колеса и АКПП не слишком прочно — их всего четыре, а площадь основания достаточно велика.

Педальный узел удобный и отлично держится на любой поверхности. Он совершенно идентичен тому, что у предыдущей модели, за исключением цвета педалей.

А вот коробка передач здесь заслуживает похвалы. Управляющая ее ходом пружина оптимальной жесткости обеспечивает плавный, мягкий, но четкий ход рычага. Возврат в центральное положение медленный и бесшумный. Головка рычага имеет оригинальную и эргономичную форму в виде ракеты и отлично ложится в ладонь.

Обратная связь, обеспечиваемая пружиной, увы, не на высоте. Главный ее недостаток  — слишком жестко фиксируется среднее положение, что снижает правдоподобность ощущений. После возврата пружина продолжает колебаться, а руль покачивается из стороны в сторону. Эффект вибрации, установленный с помощью драйвера, срабатывает совершенно независимо от дорожного покрытия. По сравнению с описанной выше моделью этого же производителя обратная связь Speed Wheel 3 MT заслуживает лишь троечки. Можно, конечно, объяснить недостатки данного изделия более низкой ценой, но по соотношению цена/качество оно все же проигрывает конкурентам: разница в цене не компенсирует досадных мелочей.

Игровые манипуляторы с обратной связью

В общем, вывод таков: в большинстве случаев качество изделия прямо пропорционально его цене, так что стоит инвестировать свои средства с учетом этого. Почти все рассмотренные модели оставили благоприятное впечатление, а идеала, сами понимаете, не существует. Но «Выбор редакции» все же пал на изделие компании Logitech — MOMO Racing Force Feedback Wheel: игровые качества данной модели лучше, чем у конкурентов. А титул «Лучшая покупка» присвоен комплекту Genius Speed Wheel RV FF как самому интересному и недорогому устройству.

В заключение следует добавить, что, хотя оценка описанных устройств производилась всесторонне и объективно (на примере нескольких игровых продуктов, с привлечением профессиональных виртуальных гонщиков), все же приходится признать, что любое тестирование отражает лишь субъективное мнение, и значит, приведенное здесь — лишь одно из многих.

Желаем вам найти свой рулевой манипулятор и наслаждаться им как можно дольше!

Редакция выражает благодарность представительствам компаний «АЛИОН» (www.alion.ru ), «БЮРОКРАТ» (www.buro.ru), «Полилог» (www.polylog.ru ) за предоставленное для тестирования оборудование.


Thrustmaster Ferrari GT Experience

Дизайн данного манипулятора из обычного пластика напоминает решения рулей раллийныx Ferrari и GT. Устройство совместимо с ПК, а также с консолями PlayStation 2 и 3. Передачи переключаются только подрулевыми лепестками. Имеется два режима чувствительности. Обладает множеством достоинств.

Оценка: 85 баллов.
ЦЕНА: Предпродажный образец, данных нет.
Разработчик: Thrustmaster, www.thrustmaster.ru


Thrustmaster Universal Challenge

Этот игровой манипулятор поддерживает платформы PC, Sony PlayStation 2, GameCube и Nintendo Wii. Внешне похож на «старшего брата», Ferrari GT Experience, но гораздо проще, дешевле и меньше размером, отчего страдает его эргономичность. Такой переносной игровой аксессуар может стать подарком начинающему гонщику или хорошей игрушкой для подрастающего геймера.

Оценка: 75 баллов.
ЦЕНА: Предпродажный образец, данных нет.
Разработчик: Thrustmaster, www.thrustmaster.ru


Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Отличный игровой манипулятор с регулируемой обратной связью, оформленный знаменитой компанией MOMO, одним из ведущих производителей гоночных аксессуаров. Невысокая цена, отличная проработка рулевого колеса, высокая точность управления, богатая палитра настроек и реалистичность впечатлений позволяют не принимать всерьез мелкие недочеты.

Оценка: 90 баллов.
ЦЕНА: Около 3300 руб.
Разработчик: Logitech, www.logitech.ru


Logitech Formula Force EX

Яркое, стильное, элегантное рулевое колесо имитирует спортивные трехспицевые «баранки». Коробка передач не предусмотрена, но программируемых кнопок вполне достаточно для серьезных игр. Надежно крепится к любым столешницам. Возможна регулировка обратной связи.

Очень небольшой и скользкий педальный узел, заметный люфт при вращении руля, слишком маленькие, неэргономичные подрулевые лепестки.

Оценка: 75 баллов.
ЦЕНА: Около 2000 руб.
Разработчик: Logitech, www.logitech.ru


Genius Speed Wheel RV FF

Эта модель отличается хорошим соотношением цена/качество, имеет интересный внешний вид, очень эргономична, комфортна в работе. Оснащена уникальной системой индикации силы нажатия на педали. Имеет добротный и удобный педальный узел. Несмотря на определенные нарекания, вызываемые коробкой передач, устройство оставило весьма благоприятное впечатление.

Оценка: 85 баллов.
ЦЕНА: Около 1900 руб.
Разработчик: Genius, www.genius.ru


Genius Speed Wheel 3 MT

Яркий, броский, стильный дизайн с «космическими» тенденциями и модными оранжевыми элементами. Немного подкачали эргономичность и обратная связь, а также хилое крепление. Зато на высоте педальный узел и автоматическая коробка передач.

Оценка: 75 баллов.
ЦЕНА: Около 1900 руб.
Разработчик: Genius, www.genius.ru  

Купить номер с этой статьей в PDF
1869