Нет, речь не о тех, кто обзаводится ими, ни разу не сев за руль. Благосостояние большинства россиян не позволяет пока им покупать заветные «корочки» подобно семечкам на рынке. Речь о том, что даже легально существующие автошколы далеко не всегда дают необходимые знания и навыки.

Чтобы не было мучительно больно за напрасно потраченные деньги, обратитесь к диску «Автоправа». Непосвященного название диска может ввести в заблуждение: мол, еще один тренажер по ПДД, разумеется, с самими правилами плюс еще всяческие советы от «знатоков». Плавали, знаем. Однако фирма VIEM действительно создала классный диск для тех, кто еще только готовится стать «чайником». В нем вы найдете всю необходимую информацию о своих правах, начиная с того, чему вас должны учить в автошколе, и заканчивая тем, «как правильно получить водительское удостоверение» (этому посвящен специальный раздел «После победы»). Но пока победа не одержана, обратимся к началу –- разделу «Подготовка».

«Чаще всего будущий водитель выбирает автошколу поближе к своему дому или по рекомендациям друзей. К последним, конечно, стоит прислушаться, но выбрать все же надо самому, обращая внимание не на географическое положение, а на качество преподавания. Проверить это лучше самостоятельно». Можно обзвонить несколько автошкол и задать следующие вопросы: сроки и условия обучения, наличие лицензии и заключение договора, обучение теории и вождению, стоимость, наличие автодрома (есть ли у автошколы площадка с эстакадой?), и не забудьте спросить о дополнительных услугах. Впрочем, правильно заданные вопросы ровным счетом ничего не стоят, если не знать правильных ответов.

«Автоправа» содержат и их. «Выбирайте не ту автошколу, где поменьше занятий, а, наоборот, ту, где их больше. Чем больше продолжительность обучения, тем лучше (при прочих равных условиях) вас научат. Часто, сэкономив две-три недели за счет продолжительности обучения, кандидаты в водители тратят значительно больше времени (и денег) на многоразовые пересдачи экзаменов в ГИБДД».

«Зачастую, заплатив энную сумму за обучение, вам придется доплачивать еще за разного рода услуги, например, за сдачу внутреннего экзамена, за дополнительные занятия по вождению. В итоге сумма, которую вы оставите в школе, будет значительно больше той, из-за которой вы решили пройти здесь обучение». «Особо стоит оговорить расценки. Какой час вы будете учитывать — обычный или академический (45 мин)».

Словом, тонкостей много. Чтобы проверить, насколько хорошо вы все усвоили, в конце «Подготовки» (равно как и в других разделах) существует пункт «Проверка на дорогах». Если результаты теста вас обнадежили, можете переходить к выбору автошколы, а заодно и к другим разделам диска: «Теория», «Площадка», «Город». Здесь вы узнаете, как должны принимать те или иные экзамены (и, значит, о своих правах), а заодно и то, как «валят» на них. Но недаром говорят: «предупрежден, значит, вооружен». Дополнительных сил вам придадут «советы инструкторов», существующие в каждом из этих разделов.

Отдельного внимания заслуживает «Самопод-готовка», предназначенная для тех, кого испугала статья «Развод в автошколе» (кстати, очень ценный материал в «Подготовке»). Если вы решили готовиться к экзамену самостоятельно, обязательно проштудируйте «Самоподготовку». Не секрет, что к таким «выскочкам» у «гаишников» отношение особое.

«По статистике, кандидаты в водители, прошедшие подготовку самостоятельно, в 2 раза чаще направляются для повторной сдачи квалификационных экзаменов. Можно сказать, что молодые люди, учитывая малую стоимость взимаемой пошлины, а это 100 руб. за теоретический экзамен и столько же за практический, при неоднократной сдаче бесплатно используют государственный транспорт и вычислительную технику, осуществляя свою подготовку» — таково официальное мнение ГИБДД.

Разумеется, диск содержит и «Правила дорожного движения», и соответствующий тренажер (раздел «Практика»). Так что если вам по результатам тестирования сообщат, что экзамен успешно сдан, бегите в магазин… за диском «Школа контраварийной подготовки профессора Цыганкова».

Этот продукт (также разработанный VIEM) будет полезен всем независимо от того, где и как были получены права. Увы, но даже самая лучшая автошкола не в состоянии обучить навыкам безопасной езды, поскольку преподавание в них (заметьте, в лучших) ведется по методикам «времен Очакова и покоренья Крыма». Так считают и сами инструкторы (естественно, речь о тех, кто честен). Об этом же предупреждает и автор диска (и методики, послужившей основой продукта), заслуженный тренер России профессор Эрнест Цыганков.

Впрочем, практически каждый сидящий за рулем непременно считает себя «мастаком» (после первой аварии уж точно), а потому, «мастера», ответьте-ка на три вопроса, которые предлагаются в разделе «От автора»: «Сколько вы знаете приемов руления?», «Сколько вы знаете приемов торможения?», «Сколько вы знаете приемов дросселирования?» Для справки: приемов управления более 20, приемов торможения около 200, хотя на практике называют 5—8 (!), а приемов дросселирования… Впрочем, лучше сами познакомьтесь с диском.

Конечно, программа не даст тех навыков, которые можно получить в Центре высшего водительского мастерства, где, собственно, и преподает автор «Школы». Однако до Центра надо еще доехать. И тут рекомендации с диска окажутся весьма нелишними. Названия его разделов – «Приемы управления», «Летняя автодромная подготовка», «Зимняя экстремальная подготовка» –- говорят сами за себя.

Начать, пожалуй, стоит с последнего. Ведь именно на зимних дорогах нас поджидают «основные сюрпризы». Шутки шутками, но неспроста, наверное, каждое упражнение «зимнего» раздела снабжено видеоиллюстрацией. Ролики есть и в других разделах, но не в таком количестве.

Как бы то ни было, изучать придется все разделы. И когда вы усвоите все тексты, схемы, видеофрагменты, то можете двигаться в сторону ЦВВМ (или аналогичной «конторы», если она существует в вашем городе).

К сожалению, «бывалые» наплюют, скорее всего, на это дело. Для них такая цитата: «…экспериментальное обследование более 10 тысяч профессиональных водителей показало, что большинство из них (около 89%) имеют неудовлетворительные показатели в скорости руления. О чем говорит этот факт? О том, что при попадании в сложную дорожную ситуацию, например критический занос или вращение, эти водители имеют минимальные возможности избежать ДТП». Конец цитаты.

Выводы делайте сами, если вам не хочется, чтобы было мучительно больно.


Автоправа
Школа контраварийной подготовки профессора Цыганкова

Системные требования: Pentium II-600, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 4Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP.
Разработка: VIEM
Издание: «Новый Диск»