Смотреть и видеть… В объяснении разницы между этими, казалось бы, синонимами и состоит, пожалуй, основная задача диска «Азбука искусства. Как научиться понимать картину». Сколько раз мы глядели на хрестоматийные «Боярыню Морозову» или «Утро накануне стрелецкой казни», но после знакомства с диском понимаешь, что не увидели на них и половины.

Как обычно ходят в музей? Пробежали, посмотрели: все ли на месте? Как ревизоры-инвентаризаторы. Ведь многие люди не понимают, что смотреть на картины совсем не означает видеть их. Так же, как слушать, не значит действительно слышать. В русском языке есть глаголы смотреть и видеть. Различаются ли они по смыслу? Чтобы посмотреть, достаточно открыть глаза, увидеть же значит осмыслить. Ведь композиция картины (вертикали, горизонтали, диагонали) и даже сам формат полотна — все это составляющие авторского замысла, его (художника) отношения к изображаемому, его ощущений… Вроде бы очевидно, но…

Знакомству с композицией и ее деталями посвящен  первый этаж виртуального музея. (Весь учебник представляет собой трехэтажный музей.) Впрочем, определение «учебник» не совсем подходит к данному диску. Это скорее  беседы между Музой (с картины Я. Вермеера Делфтского «В мастерской художника»), Тимеем (С. Боттичелли «Портрет молодого человека с медалью») и Художником (Н. Пуссен «Автопортрет»).

Автор диска — Л. Смирнова, преподаватель кафедры культуры и искусства Военного института МО РФ, более четверти века проработавшая в школе учителем русского языка и литературы, а затем пять лет вузовским преподавателем культурологии и истории изобразительного искусства. Она считает, что «все наши проблемы связаны с тем, что в школе господ-ствует приоритет «знаниевой» парадигмы обучения («знание любой ценой»), а сейчас требуется креативное, т.е. творческое, мышление». На развитие последнего и ориентирован данный диск.

Если первый этаж знакомит с основами композиции, то второй посвящен художественным направлениям: барокко, классицизм, импрессионизм, фовизм… Каждый раздел содержит и дополнительную информацию: рассказ о жизни одного из художников, о судьбе той или иной картины. Порой это видеоролик, порой текст или беседа-лекция. Контрольные задания после каждой темы помогают проверить, насколько хорошо усвоен пройденный материал.

Третий этаж — своего  рода «подсобка». Здесь находятся «Экзамена-ционный кабинет», предназначение которого не нуждается в пояснениях, «Запасники» и «Комната отдыха», в сущности мало чем от «Запасников» отличающаяся, «Библиотека», в которой представлены список литературы, словарь терминов, томик с биографиями художников и даже «Книга Екклезиаста». Здесь же, на третьем этаже, спрятался факультативный зал (раздел), посвященный «Троице» А. Рублева.

К сожалению, «форма» проигрывает содержанию. Разве это дело, если нельзя заново «прокрутить» заинтересовавший вас фрагмент лекции: хочешь послушать еще раз — приходится повторять с начала. Да и то, что многие беседы как бы разбиты на части, не добавляет особых удобств.

А «полувозможность» управления звуком?.. Программно управляется лишь фоновая музыка. Следует отметить, что и просмотр видеофрагментов  осуществляется ничуть не лучше: «Пауза», «Стоп» — вот и все возможности. Эти недостатки вкупе с несколькими мелкими «блошками», коих, слава богу, не очень много, вызывают досаду. Конечно, лет двадцать назад  «Колымские рассказы» В. Шаламова, изданные на газетной бумаге, вызвали интерес, но мы-то не в двадцатом веке живем!

Впрочем, свое основное предназначение диск «Азбука искусства» выполняет: мы учимся не только смотреть, но и видеть. А потому можно закрыть глаза на недочеты! Не правда ли?


Азбука искусства. Как научиться понимать картину

Системные требования: Pentium-1000, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 16Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98 SE/Me/2000/XP.
Разработка: Л. Смирнова
Издание: «Новый Диск»

1929