Writer

Рис. 1. Навигатор — удобно, но работает плохо Согласитесь, уважаемые, значительно проще нажать какое-либо клавиатурное сочетание (что-то типа + в MS Word), чем прогуляться по системе меню…

Следом, почти равное по значимости, идет удобство управления структурой документа. Если кратко — оно никакое, CopyPast работает великолепно только в коротких слабо структурированных документах, а если в документе, скажем, страниц 20 логически разбитого на части текста, структура напрашивается сама собой. И вот здесь-то CopyPast работает отвратительно. В то же время присутствует навигатор — это такая полезная штукенция (рис. 1), вызываемая по . Я поначалу думал, что пунктики структуры можно просто перетаскивать, например, Writer из главы «Поехали!» перетащить/скопировать в главу «Приехали!», ан нет, не тут-то было, это оказалось невозможно… Введение дополнительного режима типа режима структуры в MS Word, на мой взгляд, было бы избыточно, а вот перетаскивание элементов структуры в навигаторе — в самый раз!

Вызывает нарекания поведение заголовков, в особенности унаследованных: допустим, создан стиль «ПЗЦентр», унаследованный от стиля «Заголовок», но в навигаторе вы его не дождетесь, а жаль! Возможно, здесь и далее отражено только мое личное мнение по поводу обсуждаемого офисного пакета и я просто не знаю некоторых тонкостей настройки стилей, но при разработке документов мне частенько бывают нужны стили, унаследованные напрямую от стиля «Заголовок», поскольку я использую нумерованные списки. Writer же применяет форматирование списком полностью ко всей структуре заголовков, т. е. если вы устанавливаете для «Заголовка 1» формат «нумерованный многоуровневый список» вы тем самым устанавливаете его и для всех его наследников вплоть до десятого уровня1. Иного способа обойти это поведение, кроме как наследование от стиля «Заголовок», я не нашел.

Странное поведение обнаружилось также при работе с некоторыми импортированными из другого формата документами (рис. 2).

Рис. 2. Заголовочные стили в документе, импортированном из MS Word, в навигаторе не отображаются

Нелогично управление списками в заголовочных стилях. Например, имеется некий текст, структурированный по уровням вложенности: глава, подглава, пункт и т. п., не суть важно. И требуется этот текст быстренько оформить в виде иерархического списка с нумерацией. И если сам механизм оформления списков работает безукоризненно, то вот в связке с заголовочными стилями этого не происходит, приходится «врукопашную» копировать форматы, поскольку обновление стиля по образцу стилевую разметку списками почему-то игнорирует (рис. 3).

Рис. 3. Обновление стиля по образцу игнорирует стилевую разметку списками

Рис. 4. Напоминания заявлены, однако должным образом не действуютНапоминания заявлены, однако должным образом не функционируют (объявлено до пяти, а фактически — одно), и где вообще значок напоминания? Хотя + работает корректно (рис. 4).

 Название объекта, вставляемое посредством меню, не подлежит последующему редактированию в форме вставки названия, вместо этого предлагается пустая форма (см. табл. 1 и рис. 5).  

Вставка названия таблицы в данном случае была произведена дважды, сначала снизу, потом сверху, и OpenOffice не волнует, что вторая таблица просто отсутствует. То есть фактически названия объектов «отвязаны» от самих объектов  — по-моему, это ужасно. Справедливости ради замечу, что рисунки при вставке названия все-таки помещаются во врезку — и то слава богу.  

Желательно, чтобы все программы OpenOffice отслеживали собственную историю, а не общую историю комплекса программ, а то получается, что лезешь в Writer в «Предыдущие документы», а там история и Calc, и Draw… (рис. 6)

Рис. 5. Пустая форма при повторном вызове названия таблицы

Таблица 1. Наличие приматов в обезьяньем питомнике

Рис. 6. OpenOffice отслеживает общую историю комплекса программ

Вот если бы сделать подменю для всех программ комплекса! Получилось бы что-то вроде:

Файл•Предыдущие документы• Writer/Calc/Draw/Impress

Для меня до сих пор остается загадкой, каким образом графические объекты в OpenOffice привязываются к элементам текста. За исключением привязки «как символ» все остальные варианты практически не прогнозируемы, серенький якорь в левом верхнем углу особой информации не несет, и частенько случается, что графический элемент «поплыл» относительно первоначальной точки вставки просто после элементарного закрытия и открытия документа.

Печально, что невозможно сгруппировать векторную и растровую графику, а хочется, поскольку раздельная привязка иногда приводит к непредсказуемому размещению элементов итоговой композиции. Попробуйте сами… У меня, во всяком случае, ничего не вышло. Нет, загнать обе картинки во врезку, а уже ее разместить в тексте тоже можно, однако группировка была бы предпочтительнее.

Я пишу об этом потому, что привязки графики и изображений в Writer работают не так, как хочется пользователю, а так, как хочется Writer, то бишь разработчику, т. е., на мой взгляд, произвольным образом. Собственно, и к «обтеканию» текстом это тоже относится. В частности, в данном случае мне не удалось настроить должным образом «обтекание» второй по тексту иллюстрации. А если сжать изображение, чтобы все-таки втолкнуть его на ограниченное пространство, будет потеряна информативность самой иллюстрации.

Забавная ситуация наблюдается с графическими объектами, отрисованными средствами OpenOffice, — это те самые эллипсы, которые вы, уважаемые, видели выше. Похоже, если судить по навигатору, эти объекты ни к какой категории не относятся вообще. Странно…

Автозамена работает великолепно, но только в том случае, если вы набираете текст в конце строки или до/после пробела. Если же текст набирается непосредственно до/после какой-либо буквы или символа, то все это уходит в никуда. Аналогичная ситуация и с автодополнением3.

Calc

Рис. 7. При попытке перетаскивания единичной ячейки Calc практически всегда предлагает выделение связанного диапазонаМеня просто бесит, что при попытке перетаскивания единичной ячейки Calc практически всегда предлагает выделение связанного диапазона (рис. 7). Ну не должно так быть! Если механизм выделения должным образом не работает — сделайте дополнительный маркер выделения ну хотя бы в правом нижнем углу выделенного диапазона/ячейки, чтобы с его помощью можно было комфортно заниматься перетаскиванием!

Всевозможные «тренчики-бубенчики» типа раскрашивания ярлыков листов (как в MS Excel), на мой взгляд, совершенно лишние. Да, собственно, в Calc их и нет. А вот чего не хватает, мне во всяком случае, так это многоуровневого (или многорядного, если угодно) расположения этих самых ярлыков. Ведь документы Calc, которые мне приходится иногда готовить, чаще всего состоят не из одного десятка листов (см. рис. 8 — это лишь малая часть всего документа)4 .

Рис. 8. В Calc не хватает многоуровневого расположения ярлыков листов

Распихивать же документы по разным файлам неразумно, в море однотипной информации запутаться будет еще легче, да и листы к несчастью, взаимосвязаны различными зависимостями. Так что в моем случае вот эти маленькие «кнопульки» навигации не помощники.

Навигатор, однако, кое-как выручает, но беда в том, что нет возможности разместить свой комментарий к листу. Было бы просто замечательно, если бы при наведении мыши на наименование листа в навигаторе всплывала подсказка с собственноручным комментарием, объясняющим, что же это за лист такой. К слову сказать, мне кажется, что двойной щелчок в окнах «Навигатора» и «Стилиста» также избыточен, достаточно было бы однократного (или я слишком нетерпелив?).

Рис. 9. Отсутствует возможность разместить комментарий к листу

Хочу больше, БОЛЬШЕ хочу!

В упомянутом уже мной желаемом дополнительном режиме «Разметка», мне кажется, неплохо было бы задействовать концепцию слоев, например слои «Таблицы», «Текст», «Изображения» (растровые), «Рисунки» (векторные OpenOffice), «Стили», позволяющие, скажем, одним махом временно отключить все стили и увидеть «голый» текст…

К чему я клоню? Да прежде всего к текущему неудобству редактирования векторной графики, вставленной поверх растровой. Иллюстрации? Попробуйте одним щелчком выделить на предыдущем рисунке картинку «Хочу тут комментарий». У меня это получается только захватом в рамку, не иначе! Даже если поместить растровую подложку на задний план, все равно щелчок на желтом прямоугольнике выделяет растр! Странно это все.

Использование режима «Разметка» позволило бы при необходимости просто отключать ненужный в данное время слой, обеспечивая комфорт редактирования оставшихся5.

Другая причина более глобальна. Представьте себе, например, такую ситуацию: нужно просмотреть или даже распечатать по отдельности таблицы, рисунки, текст…

А если шеф орет: «Быстрее!!»? Или, как обычно, это нужно «вчера». А у вас отчет на полторы сотни страниц, в котором таблиц штук сорок да рисунков и диаграмм штук столько же… Представили ситуацию?

Нет, эту работу можно выполнить и штатными средствами — например, в некоторых из стилей сделав текст невидимым, скопировать остатки в другой документ, рассортировать… Но! Это придется делать с помощью собственных натруженных рук и мозгов, а ведь работа-то по сути тупая, для коей и придуман компьютер.

* * *

В своем опусе я коснулся только лишь двух программ комплекса и на большее не посягал, поскольку это основные мои инструменты (наряду с GIMP, CorelDraw, AutoCAD и прочими…). Так что я прежде всего заинтересован именно в инструментах первой необходимости.

Однако меня лично радует, что при всех замеченных недочетах OpenOffice зачастую предлагает гораздо более развитый и логичный инструментарий, чем иные офисные пакеты. Ну а что касается недостатков, то для того они и существуют, чтобы быть устраненными!

И уж тем более я никоим образом не пытался уязвить разработчиков. Наоборот, с некоторых пор другие инструменты мне кажутся просто куцыми.

С автором можно связаться по электронной почте: lexx1902@rambler.ru.


Хочу импорт структуры. Это когда в пустой документ из другого документа вставляешь всю структуру с заголовками, что чрезвычайно удобно, например, при разработке пояснительных записок к проектам.


Хочу трансформацию стилей. Это когда всему тексту, имеющему, например, стиль «Базовый», при трансформации стиля назначается стиль «Мой супер-пупер», безо всякого занудного копирования форматов. Такая функция у «Стилиста» была бы крайне полезна, особенно при вставке текста из других документов2.


Хочу дополнительный режим разметки, в котором можно было бы визуально назначать привязки вставленных в документ объектов.


Хочу править вставленную графику, коли она есть, увязывать ее положение относительно текста и т.п., поскольку правка графики посредством меню не слишком удобна и наглядна. Получить доступ ко всем свойствам объекта проще через одну, максимум две панели, а не через множество окон меню.


1 Такое поведение наблюдается не всегда. Иногда Writer просто невозможно заставить преобразовать

заголовки, приведя их к нужному стилю, и приходится копировать форматы вручную.

2Что-то подобное можно сделать вручную: если изменить таблицу стилей, с которой связана веб-страница, то изменится и сама веб-страница. Однако хочется-то автоматически…

3К слову сказать, на мой взгляд, инструментарий автозамены OpenOffice в настоящее время является самым отточенным и удобным среди всех мне известных офисных пакетов, а уж про автодополнение и говорить нечего.

4 Думаю, многие сталкивались с подобной проблемой: мне частенько приходится тащить различные прайсы из Интернета, и некоторые из них оформлены гораздо «круче» моих документов…

5 Кстати, все эти элементы управления замечательно можно приспособить непосредственно к «Навигатору», расположив кнопки управления видимостью, печатаемостью, редактируемостью слоя, скажем, справа от изображения категории объектов. В самом же «Навигаторе» можно (и даже нужно) добавить переключатель режимов, каковой присутствует на панели «Инструменты» и позволяет переключиться из режима печати в режим веб-страницы.