MSI NX8800Ultra-T2D768E 768 Mb (GeForce 8800Ultra) 

Самыми производительными видеоускорителями сейчас по праву считаются графические платы, по-
строенные на базе кристалла GeForce 8800Ultra (см. статью «Ultra против XT: шах и мат?», «Мир ПК», №6/07). По сравнению с прежним флагманом NVIDIA GeForce 8800GTX у новинок c суффиксом Ultra частоты функционирования ядра подросли с 575 МГц до 612, а у видеопамяти GDDR3 — с 1800 МГц до 2160.

Изменился и внешний вид бескомпромиссного решения: плата 8800Ultra стала заметно массивнее и тяжелее, нежели эталонные образцы 8800GTX. А вот на торцевой площадке адаптера расположение видеоразъемов и внешний вид вентиляционной решетки не пересматривались.

Что же касается решения MSI NX8800Ultra-T2D768E, то оно отличается от инженерного образца NVIDIA необходимыми наборами переходников и документации в упаковочной коробке. Кроме того, в комплект MSI входит DVD-версия игры Company of Heroes, поддерживающая работу с моделями шейдеров четвертого поколения после установки «заплатки» Company of Heroes 1.7.

FOXCONN FV-N88XMAD2-ONOC 768 Mb (GeForce 8800GTX)

После анонса первого графического решения GeForce 8800GTX, совместимого с API Direct 3D 10, в течение
полугода подавляющее большинство партнеров компании NVIDIA выпускали со своими наклейками аналоги эталонных образцов 8800GTX, но с появлением на рынке ускорителей GeForce 8800Ultra и Radeon HD 2900 XT ситуация изменилась. Теперь все ведущие производители видеоплат имеют в линейках своих продуктов «ускоренные» варианты GeForce 8800GTX, и наиболее отличающимся адаптером в этой категории можно считать плату FOXCONN FV-N88XMAD2-ONOC.

В ней частоты работы ядра G80 были увеличены с 575 МГц до 621, а видеопамяти — с 1800 МГц до 2000. Однако на первый взгляд модель FV-N88XMAD2-ONOC отличается от знакомой нам платы FOXCONN GeForce 8800GTX (см. статью «NVIDIA G80: Новый уровень производительности», «Мир ПК», №2/07) лишь двумя маленькими этикетками: на самой плате и на упаковке.

BFG GeForce 8800GTX 768 Mb (GeForce 8800GTX)

Судя по дизайну и характеристикам, плата BFG GeForce 8800GTX представляет собой полный аналог инженерного образца NVIDIA GeForce 8800GTX, и остается только удивляться пассивности менеджеров BFG, поленившихся «перепрошить» частоты оставшихся ускорителей GTX и заготовить соответствующее количество наклеек с волшебным словом Overclocking.

Впрочем, нельзя забывать, что в комплекте поставки решения BFG GeForce 8800GTX скрывается приятный сюрприз для любителей игр — тематическая футболка «Не спал всю ночь», а значит, первые платы серии GeForce 8800GTX от фирмы BFG и сейчас могут быть вполне привлекательными. Кстати, компания BFG уже давно наладила выпуск «разогнанных» моделей GeForce 8800GTX с суффиксами «OC» и «OC2», так что при желании несложно найти в продаже «ускоренные» экземпляры.

ASUS EN8800GTS/HTDP 640 Mb (GeForce 8800GTS)

Видеоадаптер ASUS EN8800GTS/HTDP построен на базе кристалла G80, в котором отключены два набора унифицированных процессоров из восьми и не используется один 64-разрядный контроллер доступа к памяти из шести. В результате модель EN8800GTS, соответствующая эталонному образцу NVIDIA GeForce 8800GTS, имеет более скромные технические характеристики, но радует потребителей доступной ценой.

Примечательно, что в комплект поставки решения ASUS EN8800
GTS/HTDP входят популярный тестовый пакет 3DMark 06 и две захватывающие DirectX-игры: GTI Racing и Ghost Recon Advanced Warfighter.

MSI NX8800GTS-T2D320E OC 320 Mb (GeForce 8800GTS)

По сравнению с инженерной задумкой GeForce 8800GTS решение MSI NX8800GTS работает на повышенных частотах ядра -– 575 МГц вместо 500, шейдерных блоков — 1350 МГц вместо 1200 и памяти — 1680 МГц вместо 1600. В этой модели установлена 320-Мбайт видеопамять GDDR3, а в упаковочной коробке лежит актуальная игра Company of Heroes.

Кстати, адаптеры MSI NX8800GTS и ASUS EN8800GTS/HTDP, построенные на базе одного и того же ГП GeForce 8800GTS, имеют значительную разницу в цене, а вот в плане производительности завышенные частоты MSI во многих играх выглядят предпочтительнее удвоенного объема видеоОЗУ на плате ASUS.

ECS N8800GTS-320MX 320 Mb (GeForce 8800GTS)

Видеоадаптер ECS представляет собой копию инженерного образца NVIDIA GeForce 8800GTS с 320-Мбайт видеопамятью и по другим техническим показателям повторяет характеристики 640-Мбайт решения ASUS GeForce 8800GTS.

В нашем обзоре высокопроизводительных плат ускоритель ECS N8800GTS-320MX имел самый доступный ценник в магазине. Причина тому — не только уменьшенный размер видеоОЗУ, но и скромная комплектация решения: только самые необходимые переходники и служебные программы на диске.

ASUS EAH2900XT/G/HTVD 512 Mb (Radeon HD 2900 XT)

Видеоплата ASUS EAH2900XT/G/HTVD построена на базе ГП Radeon HD 2900 XT, в основе которого лежит кристалл под кодовым названием R600. Эта разработка использует
320 потоковых процессоров, способных просчитывать как пиксельные, так и вершинные шейдеры. Но в отличие от альтернативного ГП NVIDIA G80 частота работы вычислительных блоков R600 соответствует главной частоте ядра, а в основе архитектуры вычислительного модуля Radeon лежат 64 блока, каждый из которых имеет по одному «псевдовекторному» скалярному процессору и одному набору скалярных АЛУ, состоящему из четырех компонентов.

Отметим, что продажи ускорителей Radeon HD 2900 XT начались в середине второго квартала и сначала цены на эту новинку не просто кусались, а были прямо-таки не-адекватными — не менее 600 долл. Но спустя три месяца ситуация нормализовалась, и сейчас розничные цены на платы Radeon HD 2900 XT не превосходят рекомендованные более чем на 100 долл. И если выбирать между решениями ASUS EN8800GTS/HTDP и ASUS EAH2900XT/G/HTVD, то лучшим вариантом представляется последний, тем более что в соответствующей комплектации лежит очень популярная игра S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.

Gigabyte Radeon HD 2900 XT 512 Mb (Radeon HD 2900 XT)

Как и в случае с ГП GeForce 8800GTX, в первые месяцы производства ускорителей R600 все модели Radeon HD 2900 XT будут иметь одинаковый дизайн и равные технические характеристики. Так что не удивляйтесь: в платах ASUS EAH2900XT/G/HTVD, Gigabyte Radeon HD 2900 XT, Palit Radeon HD 2900 XT и MSI RX2900XT-VT2D515E-HD частота работы ядра достигает 742 МГц, а частота функционирования видеопамяти GDDR3 — 1650. Разумеется, и ширина шины обмена данными с видеоОЗУ у всех перечисленных адаптеров составляет 512 бит (восемь 64-разрядных микроконтроллеров), и объем установленной видеопамяти во всех случаях равен 512 Мбайт.

Что же касается комплектации Gigabyte Radeon HD 2900 XT, то помимо переходников и драйверов в упаковке лежит талон на будущее скачивание игры Half-Life 2: Episode Two. Однако, памятуя о длительных задержках и неудобствах с аналогичными схемами поставок игры Half-Life 2 для счастливых обладателей видеоплат ATI Radeon 9800XT, эта карточка имеет, на наш взгляд, прямо-таки издевательский оттенок.

Palit Radeon HD 2900 XT 512 Mb (Radeon HD 2900 XT)

Ускоритель Palit Radeon HD 2900 XT построен на базе инженерного образца AMD—ATI Radeon HD 2900 XT, причем фирменная наклейка Palit лепилась прямо поверх эталонной. Конечно, на производительности данный факт никак не скажется, но создается впечатление «кустарного» процесса изготовления видеоплат под маркой Palit.

А за наклейками скрывается типовая система охлаждения Radeon HD 2900 XT из медного радиатора с двумя тепловыми трубками. Вся эта конструкция эффективно справляется со своими задачами и работает с приемлемым уровнем шума даже в горячие моменты игровых баталий.

MSI RX2900XT-VT2D515E-HD 512 Mb (Radeon HD 2900 XT)

Графический ускоритель MSI RX2900XT-VT2D515E-HD изготавливается по 80-нм технологии и разделяет ИТ-философию унифицированной архитектуры ядра (Unified Shader Architecture), когда одни и те же вычислительные модули кристалла умеют просчитывать и пиксельные, и вершинные шейдеры.

Результаты тестов интересны тем, что для работы с графической подсистемой MSI использовалась бета-версия (8.361) видеодрайвера Catalyst 7.5. По таблицам испытаний видно, что с выходом драйверов Catalyst 7.6 производительность аналогичных ускорителей (ASUS, Gigabyte, Palit) на базе ГП Radeon HD 2900 XT заметно выросла. Видеоадаптер MSI комплектуется набором из трех игр, которые еще не выпущены, но в скором будущем пользователи смогут их загрузить на свои ПК через платформу сетевой загрузки Steam компании Valve. А теперь представьте себе, сколько уйдет времени и денег на загрузку установочных файлов, скажем, хотя бы одной игры Half-Life 2: Episode Two по модемному соединению в каком-либо регионе России.

Для работы компьютера с платой Radeon HD 2900 XT инженеры AMD рекомендуют использовать блок питания с мощностью 550 Вт
(750 Вт — для системы CrossFire) и больше. Питание самой платы Radeon осуществляется с помощью двух разъемов с шестью (2×3) и с восьмью (2×4) контактами, не считая силовых линий PCI Express x16.


Что показали тесты
Таблица. Сравнительные характеристики видеоадаптеров

Сейчас абсолютными лидерами по производительности, а заодно и по цене являются графические ускорители GeForce 8800Ultra. Именно эти адаптеры позволят своим владельцам ощутить максимум комфорта не только в современных играх, но и в игровых проектах будущего. Однако пользователям с самыми большими запросами нельзя забывать и о видеоакселераторах GeForce 8800GTX — покупательский интерес к этим premium-платам кажется более осмысленным, особенно если приобретать «ускоренные» версии графических процессоров NVIDIA GeForce 8800GTX.

Менее производительными, но более доступными по цене оказались решения Radeon HD 2900 XT и GeForce 8800GTS 640 Mb. Причем в режимах с отключенными анизотропной фильтрацией и полноэкранным сглаживанием выигрышным представляется первый вариант, а при AA:04 и AF:16 соперничество идет с переменным успехом.

Самыми выгодными платами по сочетанию цена/производительность оказались «разогнанные» видеоплаты GeForce 8800GTS 320 Mb, например модель NX8800GTS-T2D320E при разрешении 1280×1024 продемонстрировала уровень производительности ускорителей Radeon HD 2900 XT, которые дороже более чем на 100 долл.

Остается добавить, что сделанные выводы справедливы и для привычных игр в ОС Windows XP, и для проектов Direct 3D 10 в ОС Windows Vista 64. Но в последнем случае остались неприятные воспоминания от работы плат Radeon в DX10–игре Lost Planet: Extreme Condition. Надеемся, замеченные артефакты исчезнут с появлением соответ-ствующих программных обновлений.

Полный вариант статьи см. на «Мир ПК–диске».

Редакция выражает благодарность компаниям Microsoft (www.microsoft.com ), Acronis (www.acronis.ru ) и Philips (www.philips.ru ) за помощь в проведении тестирования.


Как мы тестировали 

Самые производительные видеоплаты PCI Express для сравнительного тестирования мы отбирали в популярных московских магазинах www.pro.sunrise.ru , www.ultracomp.ru  и www.forum3.ru  в начале третьего квартала 2007 г.

Все испытания проводились под управлением операционных систем Windows XP Professional SP2 (build 2600 + официальные обновления и «заплатки») и Windows Vista Ultimate 64-bit. Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 158.22 и Catalyst 7.6 32-bit в ОС Windows XP Pro, а также драйверы ForceWare 158.45 и Catalyst 7.6 64-bit в ОС Windows Vista 64.

В качестве измерительного инструментария в ОС Windows XP Pro применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.5 (www.smartfps.com ) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB. А в ОС Windows Vista 64 запускались Direct 3D 10 – версии игровых приложений Company of Heroes, Call of Juarez, Lost Planet: Extreme Condition.

Все запуски тестовых сценариев выполнялись с применением монитора Philips Brilliance 202P7 и при графических разрешениях 1280×1024, 1600×1200 и 2048×1536 точек с 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах качества отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare и ATI Catalyst (при отключенных Temporal AA, Adaptive AA и High Quality AF).

Сложности эталонного «замедления»

В отличие от графических кристаллов AMD R600, работающих на определенной частоте, в ГП NVIDIA G80 есть два частотных показателя: основная частота работы ядра и частота функционирования шейдерных блоков. Причем оба упомянутых параметра влияют на производительность ускорителя и активно используются в утилитах для «разгона» видеоплат.

Важно заметить, что неофициальные программы-акселераторы не умеют управлять основной частотой кристалла G80 отдельно от частоты работы шейдерных компонентов. При изменении множителя опорной частоты ядра меняются сразу две частотные характеристики, и это обстоятельство нельзя забывать, увлекаясь сравнительным «оверклокингом».

Так, при понижении частоты работы ядра платы FOXCONN FV-N88XMAD2-ONOC с 621 МГц до эталонного показателя 575 автоматически уменьшается и частота шейдерных блоков до 1242 МГц вместо эталонных 1350. И поэтому по сравнению с инженерным аналогом BFG GeForce 8800GTX «замедленная» плата FOXCONN немного проигрывает в игровых тестах.

Однако на рынке есть варианты «разогнанных» видеоплат, которые имеют сразу два завышенных упомянутых частотных показателя, и тогда в процессе поиска эталонных частот проблем не возникает. Например, плата BFG NVIDIA GeForce 8800 GTX OC имеет частоту ядра 600 МГц (против эталонных 575) и шейдерную частоту 1400 МГц (против эталонных 1350).

DirectX10-тесты в ОС Windows Vista

В момент появления первых видеоплат с поддержкой API Direct 3D 10 можно было подумать, что спустя год на рынке будут продаваться необходимая ОС Windows Vista и соответствующие DX10-игры, но вот то, что прежние флагманы компаний NVIDIA и ATI в один миг окажутся безнадежно устаревшими, мы и не предполагали.

И вот в нашем тестовом наборе появились три игровых приложения — Company of Heroes, Call of Juarez, Lost Planet: Extreme Condition, код которых невозможно исполнить на ПК с видеоплатами серий GeForce 7x00 и Radeon 1x00. Однако все перечисленные игры имеют свои DX9-версии алгоритмов, и любой желающий сможет своими глазами оценить качество игровых картинок.

Что же касается производительности современных видеоускорителей в упомянутых играх, то для случаев с поддержкой Direct 3D 10 она оказалась довольно низкой, и даже в экранном режиме 1280×1024 нам не удалось достичь комфортабельных показателей кадр/с. Хорошо еще, что есть на свете технологии NVIDIA SLI и ATI CrossFire, но так ли уж они популярны у пользователей?

Кроме того, в процессе DirectX10-испытаний мы сделали еще одно интересное наблюдение, в котором не нужно вникать в таблицу результатов, а достаточно просто посмотреть на два снимка экрана из новейшей игры Lost Planet: Extreme Condition. Первый «скриншот» — это то, как игра была задумана разработчиками и как она обрисовывается на платах GeForce. А второй снимок – это то, как тот же самый программный код отрабатывается на платах Radeon 2900XT, и квадратики здесь — это не что иное, как пушистые снежинки по версии ускорителей AMD.

Будем надеяться, разработчики игры и специалисты компании newAMD раньше нас заметили указанные артефакты и с выходом очередных «заплаток» и новых версий драйверов Catalyst недостатки визуализации исчезнут. Иначе кому нужны такие инновации?

Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.5 при АА:00 и AF:00, кадр/с

Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.5 при АА:00 и AF:00, кадр/с (2)

Результаты выполнения игровых приложений Direct 3D при АА:00 и разрешении 1280х1024, кадр/с

1516