Позитивный имидж лидирующего производителя дискретной графики в пользовательском сознании во многом формируется пропагандой превосходства Hi-End-продуктов над конкурентными аналогами. А если в портфолио компании есть действительно «убойный» акселератор, который по праву следует называть самым производительным в мире, то можно смело строить наполеоновские планы по завоеванию всего видеорынка.
И в этой статье мы как раз протестируем новейшие ускорители класса Hi-End, способные существенно повлиять на имидж компаний-производителей NVIDIA и AMD. Знакомьтесь, графическая плата GeForce 8800Ultra, представленная потребителям 2 мая, против 3D-акселератора Radeon HD 2900 XT, появившегося в магазинах 14 мая.

MSI NX8800Ultra T2D768E 768 Mb (GeForce 8800Ultra)

Видеоплата MSI NX8800Ultra T2D768E представляет собой аналог инженерного образца NVIDIA GeForce 8800Ultra, в основе которого лежит графический кристалл G80 ревизии A3 c улучшенными по сравнению с процессором GeForce 8800GTX электротехническими характеристиками.
В результате оптимизации транзисторной части кристалла G80 частоты функционирования ядра подросли с 575 МГц до 612, а энергопотребление уменьшилось. Кроме того, инженеры NVIDIA установили на Ultra-акселератор более быструю видеопамять GDDR3 (время выборки 0,8 нс вместо 1,0 нс) и довели ее частотные показатели от 1800 МГц до 2160. Разумеется, частотные рекорды ядра G80 и памяти GDDR3 потребовали доработки охладителя NVIDIA — он стал не только массивнее, но и эффективнее.
В основе системы охлаждения платы GeForce лежит радиаторная рама с медной вставкой посередине. К основанию вставки подводится капиллярная трубка, на которую буквально нанизано множество алюминиевых пластин. И вся эта конструкция заключена в довольно большой кожух, выходящий за периметр текстолита, где с краю установлен вентилятор, забирающий воздух изнутри компьютера и транспортирующий его через воздуховод наружу.
Кстати, несмотря на внешнюю новизну модели MSI, у нас сложилось устойчивое убеждение, что видеоплата GeForce 8800Ultra — это специальная версия ускорителя GeForce 8800GTX. И вероятнее всего, плата Ultra создана для выкачивания денег из карманов бескомпромиссных энтузиастов, иначе как объяснить ценовую разницу в 200 долл. между акселераторами со схожим потенциалом производительности?

MSI RX2900XT-VT2D515E-HD 512 Mb (Radeon HD 2900 XT)

Видеоплата MSI RX2900XT-VT2D515E-HD построена на базе новейшего решения AMD—ATI Radeon HD 2900 XT, в основе которого лежит кристалл под кодовым названием R600 (технология производства 80 нм). И эта новинка использует в своей работе 320 потоковых процессоров, способных просчитывать как пиксельные, так и вершинные шейдеры.
Напомним, что в кристалле GeForce 8800Ultra расположено всего лишь 128 универсальных процессоров, но все они идентичны (скалярные АЛУ) и каждый из них в состоянии делать полный перечень вычислительных операций самостоятельно. Более того, потоковые процессоры G80 работают на частоте, почти в 2,5 раза превышающей частотные характеристики основного ядра, а для производительности это очень важно.
Так что в случае с ГП R600 необходимо отметить для читателей две отличительные особенности: во-первых, частота работы вычислительных блоков соответствует главной частоте ядра, а во-вторых, в основе архитектуры вычислительного модуля R600 лежат 64 блока, каждый из которых содержит пять независимых модулей обработки и модуль ветвлений, — итого 320 шейдерных процессоров, обеспечивающих обработку до пяти простых инструкций типа «умножить-сложить» за такт. Кроме того, один из вычислителей может работать с более сложными командами вроде определения тригонометрических функций. При максимальной загрузке любой из 64 блоков способен выполнять пять простых операций над скалярами (всего 320 операций за такт), в то время как у NVIDIA — только 128. Но каждый процессор последней может быстро производить сложные скалярные операции, а AMD приходится прибегать к разным обходным приемам. Таким образом, у R600 больше блоков, но они менее гибкие. Да, конечно, потенциал у микропроцессора R600 есть, но будет ли он полностью раскрыт независимыми разработчиками игр — большой вопрос, ответ на который мы вряд ли узнаем в этом году.
Частота работы ядра R600 достигает 742 МГц, а частота функционирования видеопамяти GDDR3 — 1650. По пути отметим, что контроллер управления памятью AMD R600 поддерживает работу как с GDDR3, так и с GDDR4, а ширина шины обмена данными с видеоОЗУ теперь составляет 512 бит (восемь 64-битовых микроконтроллеров), что, в свою очередь, позволит довести максимальный объем памяти будущих ускорителей Radeon серии 2900 до 1 Гбайт. Но пока на борту платы Radeon HD 2900 XT установлено лишь 512-Мбайт видеоОЗУ GDDR3, и отчасти именно это обстоятельство делает высокопроизводительный акселератор AMD более привлекательным по цене, нежели конкурентные решения.
А вот экономить на системе охлаждения специалисты AMD не стали — под красным кожухом Radeon HD 2900 XT скрывается массивный радиатор из меди с двумя тепловыми трубками. И благодаря этому охладитель ATI Radeon эффективно справляется со своими задачами и работает с приемлемым уровнем шума даже в горячие моменты игровых баталий. Хотя вся конструкция радиатора ATI весит ощутимо больше альтернативного решения NVIDIA при сравнимой эффективности теплоотвода.
Кстати, для подведения достаточного количества электроэнергии к 3D-ускорителю Radeon HD 2900 XT в хвостовой части текстолита установлены два дополнительных разъема питания, один из которых представляет собой уже привычную шестиконтактную колодку, а вот второй — восьмиконтактную. Правда, столь необычный разъем совместим с шестиконтактным, но тем не менее следует ожидать скорого появления блоков питания с наклейками Radeon HD 2900 XT Ready, ведь новомодное соединение по восьми линиям дает возможность активировать функцию «разгона» в драйверах Catalyst.
Помимо свежеиспеченного формата дополнительного разъема электропитания неискушенного пользователя может удивить переходник DVI—HDMI и специальный кабель HDMI в комплекте платы MSI RX2900XT-VT2D515E-HD. Но не сомневайтесь, платы серии Radeon 2900 поддерживают интерфейс HDMI и встроенный 5.1-канальный звук, и именно через обыкновенные порты DVI и непривычные переходники по интерфейсному кабелю HDMI будет передаваться кодированный аудиосигнал.
Вот вроде бы и все ключевые инновации самого высокопроизводительного решения ATI. Остается добавить, что новая плата ATI Radeon HD 2900 XT, впрочем как и  хорошо знакомые ускорители серии GeForce 8800, поддерживает работу с библиотекой функций API DirectX 10, и это важно. Ведь уже в июне появится первая игра для DirectX 10 и ОС Windows Vista — Lost Planet, а дальше количество ультрамодных приложений будет расти лавинообразно: Crysis, Age of Conan, Alan Wake, Unreal Tournament 3, FPS Creator X10, Company of Heroes, Flight Simulator X, Hellgate: London, World in Conflict, Warhound, BioShock, Chrome 2, Guild Wars 2 и т.д.

Что показали тесты

Тщательно анализируя результаты многочисленных испытаний в играх Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB, можно констатировать очевидную вещь: впервые за последние четыре года во всех тестовых приложениях ультрасовременное решение NVIDIA на голову выше самого производительного акселератора ATI. Причем оба флагмана представлены совсем недавно (и практически одновременно), а значит, сделанные наблюдения еще долго будут оставаться актуальными.
Так, если в DirectX-играх превосходство GeForce достигает 30%, то в ряде OpenGL-игр мы видим двукратное преимущество NVIDIA GeForce 8800Ultra над AMD—ATI Radeon HD 2900 XT. Более того, очень популярная игра Call of Juarez оказалась вообще не по зубам высокопроизводительному решению AMD даже в разрешении 1280Ё1024 точки, не говоря уже о режимах 1600Ё1200 и 2048Ё1536, где приложение Call of Juarez превращается в откровенное слайд-шоу с частотой обновления 21,8 кадр/с, и это в режимах с отключенным полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
Но есть один нюанс, о котором нельзя забывать: рекомендованная цена 3D-ускорителя Radeon HD 2900 XT соответствует розничной стоимости «урезанного» акселератора GeForce 8800GTS 640 Mb и в производительности между этими видеоплатами также наблюдается паритет. В одной половине игровых тестов вперед вырывается MSI RX2900XT-VT2D515E-HD, в другой — BFG GeForce 8800GTS 640 Mb.
Таким образом, современное противостояние компаний NVIDIA и ATI напоминает нам ничейную партию в шахматы между взрослым и ребенком, когда более опытный игрок еще перед началом поединка должен убрать с доски своего ферзя, и только в этом случае решение AMD Radeon HD 2900 XT выглядит уместным за чемпионской доской. Но если играть по-честному, то компания AMD—ATI рискует получить тем же ферзем детский мат в четыре хода.

Редакция выражает благодарность компаниям MSI (www.microstar.ru), Philips (www.philips.ru), «1С» (www.1c.ru) и «Аплоадер» (www.uploader.ru) за помощь в проведении тестирования.


Как мы тестировали

Тестирование проводилось под управлением английской версии операционной системы Windows XP Professional SP2 (build 2600 + официальные обновления и «заплатки»). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 158.22 и Catalyst 8.361.
В качестве измерительного инструментария применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.5 (www.smartfps.com) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.
Все запуски тестовых сценариев выполнялись с использованием монитора Philips Brilliance 202P7 в графических разрешениях 1280Ё1024, 1600Ё1200 и 2048Ё1536 точек с глубиной цвета 32 бита. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах качества отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенным четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare и ATI Catalyst (при отключенных Temporal AA, Adaptive AA и High Quality AF).
Аппаратная конфигурация тестового стенда в корпусе Compucase LX-7X31BS была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата Intel D975XBX, двухканальное ОЗУ на базе модулей Samsung PC2-6400 (2Ё512 Мбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-18), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Thermaltake Pure Power-680APD. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии «Меркурий 200.02» (классы точности 1 и 2).


Звериный оскал капитализма

Возможно, кто-то удивится, но компании NVIDIA и AMD не ставят перед собой благотворительных целей и в первую очередь стремятся зарабатывать в сфере производства ИT-продуктов, ведь частным инвесторам всегда хочется «вложить поменьше и при этом заработать побольше». А в этом разрезе противостояния NVIDIA и AMD довольно интересно изучать соответствующие финансовые показатели котировок их акций — http://finance.yahoo.com/q?s=nvda и http://finance.yahoo.com/q?s=amd.
Здесь идет «игра» на деньги (которые особенно необходимы в процессе новых разработок), и рыночная стоимость компаний складывается из произведения количества акций на их стоимость. Так, компания NVIDIA оценивается почти в 12 млрд. долл., а оценка компании newAMD недотягивает до 7.
Разумеется, акции растут в цене у тех компаний, в которые верит рынок, и тут довольно интересным представляется пик котировок AMD в период с 22 по 24 апреля. Ведь именно в это время команда AMD—ATI представляла европейским журналистам новые графические решения серии HD 2X00 и, как можно видеть на диаграмме (где график показывает не абсолютные значения, а процент изменения стоимости акций), тем самым положила конец устойчивому росту капитализации AMD на некоторое время.

Согласитесь, получаются довольно интересные экономические «бенчмарки». Поэтому в наших будущих тестах мы постараемся регулярно к ним возвращаться.

Как тестировать в игре S.T.A.L.K.E.R.

Игровой проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl является весьма тяжелым испытанием для видеоплат, ведь игра построена с использованием алгоритма deferred shading и в своей работе поддерживает «честное» динамическое освещение (от солнца) всей сцены.
Конечно, если включить режим static lights, то в процессе игры пользователь получит большее число кадров в секунду, но активация функции full dynamic light в высоких разрешениях способна исчерпать вычислительный потенциал даже у таких плат, как GeForce 8800Ultra и Radeon HD 2900 XT. Кроме того, максимальное разрешение текстур в игре S.T.A.L.K.E.R. потребует от 3D-ускорителя наличия 512 Мбайт видеопамяти или более.
А между тем возможность корректного сравнения графических плат в проекте S.T.A.L.K.E.R. появилась лишь после выхода официальной «заплатки» версии 1.0002. И вот алгоритм самостоятельных тестов в обновленной игре:

  1. Запускаем приложение и выставляем в меню максимальные настройки качества картинки, не забыв отключить анизотропную фильтрацию и полноэкранное сглаживание (ими удобно управлять через настройки видеодрайверов).
  2. В процессе игры доходим до сценарной локации, где и будем записывать так называемую тестовую «демку».
  3. Делаем сохранение в игре, допустим, под именем pcw_test.
  4. Вызываем режим командной строки клавишей «~», в консольной панели набираем команду demo_record pcw_test и начинаем облет территории с помощью движений мыши, удерживая при этом нажатой либо правую, либо левую ее кнопку. А по пути перемещений камеры в узловых точках следует нажимать клавишу «пробел» для записи ключевых кадров. Все, для завершения процесса жмем .
  5. Теперь, когда потребуется выполнить тестирование ПК, достаточно будет загрузить в игре сохранение pcw_test и в консоли набрать команду проигрывания «демки» — demo_play pcw_test.
  6. По окончании тестового облета в той же консоли фиксируем средний показатель AvgFPS в кадрах в секунду.

По пути дадим несколько советов по обеспечению корректности в сравнительных испытаниях. Во-первых, запускайте exe-файл игры S.T.A.L.K.E.R. с ключами «XR_3DA.exe -nointro -nosound». Во-вторых, сделайте два-три прогона «демки», прежде чем записать результат. И в-третьих, сохраните файлы user.ltx, pcw_test.sav и pcw_test.xrdemo из каталога C:Documents and SettingsAll UsersDocumentsSTALKER-SHOC в отдельной папке, чтобы перед началом очередного теста переписать их обратно.
Правда, не так уж и сложно? Мы сами не удержались и дополнительно протестировали видеоплаты GeForce 8800Ultra и Radeon HD 2900 XT, и эти тесты вы сможете повторить самостоятельно, если загрузите наши «демку» и сохранение по ссылке http://www2.uploader.ru/stalker_test.zip.
А результаты получаются удивительными. Оказывается, S.T.A.L.K.E.R. — это единственное игровое приложение, в котором 3D-ускоритель Radeon HD 2900 XT берет верх над платой NVIDIA GeForce 8800Ultra, по крайней мере, при использовании тех драйверов и тех настроек, которые описываются во врезке «Как мы тестировали».


Полный вариант статьи см. на «Мир ПК-диске».