Компания SoftKey, интернет-супермаркет программного обеспечения, в условиях, когда легализация программных продуктов стала серьезным фактором роста бизнеса, ознакомила ИТ-общественность с результатами опроса своих клиентов. В ходе опроса было проведено исследование социально-демографического портрета покупателя лицензионного программного обеспечения (ЛПО) и его отношения к использованию ЛПО дома и на работе. Ф. Мучник, генеральный директор SoftKey, рассказал, что опрос охватывал 22 тыс. покупателей интернет-супермаркета и проводился в течение апреля и мая 2007 г. в режиме онлайн на сайте www.softkey.ru.

Чтобы выявить тенденции, организаторами анкетирования были выбраны вопросы по использованию ЛПО дома и на работе. Градации ответов допускались по пятимерной шкале: все мое ПО лицензионное; почти все; имеется как ЛПО, так и нелицензионное; почти все ПО у меня нелицензионное; затрудняюсь ответить. Ответы респондентов сравнивались с данными за 2005 г. Например, суммарный ответ на основной вопрос — по использованию ЛПО на домашнем ПК — по первым двум градациям в 2005 г. дал 54 %, а годом позже — 62 %, на корпоративном ПК — 47 и 58 % соответственно. Что касается использования полностью нелицензионного ПО, то за год количество нарушителей, т. е. работающих на НПО, сократилось и дома и на работе в 2 раза и составило 1 и 3 %.

Из других характеристик респондентов отмечен рост на 1 % числа покупателей-женщин, составивших 14 %. Доля покупателей из регионов достигла 46 % от общего их количества и превысила число покупателей из Москвы.

Интересно, что по данной обратной связи в SoftKey получили сведения о сфере деятельности организаций, к которым относятся покупатели. Так, теперь превалируют организации из сферы информационных технологий, торговли и производства. Среди приславших анкеты стало больше руководителей (директоров и начальников отделов), т. е. тех, кто реально отвечает за приобретение продуктов ПО, — теперь их около 32 %. Были и другие вопросы, важные для ведения бизнеса в интернет-магазине, — например, о частоте покупок ЛПО или отношении к ним в должностном разрезе и др.

Пожалуй, общий интерес представляют ответы респондентов на вопросы о составе ПО, используемого на домашнем и корпоративном ПК, а также о том, какими веб-сервисами пользуются покупатели ЛПО. Так, на домашнем ПК самыми популярными программами остаются антивирусные продукты — они есть у 93 % респондентов, игры — у 65 %, электронные переводчики и графические редакторы — у 58 %. На корпоративном ПК антивирусы установлены у 87 % клиентов, офисные средства — у 85 %, ПО, поддерживающее доступ в локальные сети или Интернет, — у 68 %, бухгалтерскими программами оснащено 66 % рабочих мест, программное обеспечение безопасности имеется у 52 % клиентов, а 38 % используют графические редакторы и дизайнерские программы.

Наиболее востребованными веб-сервисами у клиентов интернет-магазина компании SoftKey остаются поисковый, почтовый и посещение сайтов электронной торговли и новостных. Растет также популярность платежных сервисов и каталогов товаров. Диапазон клиентских интересов простирается от 98 % пользователей поисковиков до 46 % прибегающих к услугам платежных систем.

Интересный анализ возрастного разреза в портрете клиента интернет-магазина представила на пресс-конференции Т. Цветкова, руководитель отдела маркетинга компании SoftKey.

561