Ее версия 2.1 — самая успешная среди шахматных программ и наделена рейтингом более 3000 пунктов, что на 150—200 пунктов выше, чем у ближайших преследователей — известных Shredder и Fritz. Как удалось выяснить у Сергея Абрамова, мастера по шахматам и генерального директора компании ChessAssistant, главный разработчик Rybka Васик Райлих (Vasik Railijch) с супругой предложили удачный сплав уникальной шахматной концепции, связанной с выбором хода, и алгоритмически-программной реализации. Это позволило данному продукту стать весьма популярным инструментом для профессиональной шахматной элиты при подготовке к соревнованиям и анализе сыгранных партий.

Лично на меня большое впечатление произвела документация, сопровождающая компакт-диск с программой: представьте себе 76 страниц текста, описывающего не только возможности программы, но и пошаговые действия пользователя с ней.

Итак, попытаемся в рамках «Шахматной странички» дать представление о продукте Rybka 2.2, включающем игровую и аналитическую программу, а также дебютную энциклопедию 2006, в составе которой около 500 тыс. оценок, 8 тыс. текстовых комментариев и база более чем из 1 млн. сыгранных на 1 июля 2006 г. шахматных партий.

Начнем с рассмотрения возможности использования игровых программ, встроенных в дебютную энциклопедию. На компакт-диске помимо Rybka 2.2, поддерживающей доступ ко всем возможностям дебютной энциклопедии, имеются и другие игровые программы: Ruffian, недавно появившаяся программа от Перола Вальфридсона (Perola Valfridsson), — сильнейшая из свободно распространяемых; DELPHI 4.5 — программа, созданная итальянцем Фабио Кавачи (Fabio Cavachi), в которой реализованы быстрые методы перебора, полезная при игре в блиц; последняя версия программы CRAFTY, разработанная Робертом Хайттом (Robert Haytt) и наиболее популярная из свободно распространяемых игровых шахматных программ; «Дракон» — она слабее других упомянутых программ, но у нее иной алгоритм поиска хода, позволяющий отыскивать более успешные ходы, хотя и пропускающий простые.

После подключения программы к дебютной энциклопедии ее можно настроить, что производится для всех игровых программ в секциях «Общие настройки анализа» и «Настройки игры». В число общих входят «Подсказки стрелками», «Показывать оценки» и «Чувствительность», значение которой определяет время, затрачиваемое дебютной энциклопедией на работу с собственным интерфейсом в ущерб времени работы игровой программы. Что касается игровых настроек, то они позволяют показывать результат анализа (со стороны программы при выборе хода, за обе стороны, непрерывное обдумывание и др.), предусматривают звуковое сопровождение сделанного хода, вставку комментариев после игры и многое другое.

Дебютная энциклопедия кроме того, что предоставляет возможность подключения эндшпильных таблиц Налимова, позволяет настраивать более специфические параметры игровых программ, изменяющие стиль их игры. Например, допускается менять силу игры, заходя в соответ-ствующее новое окно, в котором и можно изменять настройки.

Кроме использования Rybka для анализа партий, о чем пойдет разговор на следующей «Шахматной страничке», можно играть против программы. Для игры с начальной позиции следует выбрать в главном меню команду «Анализ•Играть против программы•Играть с начальной позиции» или щелкнуть мышью по специальной пиктограмме в панели инструментов (см. с. 32 документации на продукт), или нажать на клавишу . Для игры с текущей позиции — выбрать команду «Анализ• Играть против программы•Играть с текущей позиции» или нажать клавиши +. Во всех указанных случаях откроется «окно запуска», в котором выбирается программа, устанавливается контроль времени и другие параметры.

На панели инструментов программы присутствуют следующие пиктограммы: «Начать новую партию», «Контроль времени», «Компьютер» (или клавиша быстрого вызова ) для расчета  варианта в текущей позиции, «Прекратить игру», «Параметры игры» (с шестью опциями в ниспадающем меню), «Пауза•Возобновить» (часы будут остановлены независимо от очереди хода), «Два игрока» (после нажатия на эту пиктограмму игра будет продолжена в режиме «Игрок — Игрок»), «Автоигра» (программа начнет играть за обе стороны) и «Комментировать партию» (в текст партии будет вставлен комментарий).


Полный вариант статьи см. на «Мир ПК-диске».