Продолжается бурное развитие функциональных возможностей различных систем, использующих Интернет и его коммуникативные возможности. В связи с этим обратим внимание читателей «Мира ПК» на ИМХОклуб (www.imhoclub.ru), первый в России масштабный рекомендательный сервис, в котором экспертиза произведений (литературы, драматургии, кинематографа и др.) осуществляется самими пользователями услуги. Название клуба представляет собой аббревиатуру устойчивого оборота на английском языке «In My Humble Opinion» («по моему скромному мнению»). ИМХОклуб выдает высокоточные персональные рекомендации для тех, перед кем стоит проблема выбора: что читать, смотреть, слушать и куда пойти при условии необходимости экономии времени, денег и нервной энергии. Такой рекомендательный сервис, основанный на технологии «коллаборативной фильтрации», способен дать пользователю подсказку, исходя из его предпочтений. Отсюда девиз ИМХОклуба: «Читай то, что понравится».

В основе сервиса лежит известный метод коллаборативной фильтрации, позволяющей в результате совместной работы не только формировать группу единомышленников, но и количественно оценивать их мнение по поводу того или иного произведения. Его реализация осуществлена с помощью программного движка ИМХОклуба, который подбирает из числа членов клуба персональный круг рекомендателей, вкусовых единомышленников или вкусовых соседей и организует обмен читательским опытом. Вкусовые предпочтения, о которых человек сообщил системе, выставив оценки произведениям, работают как фильтры при отборе рекомендателей.

Создатели ИМХОклуба полагают, что предложенный ими сервис — своего рода анти-рейтинг, потому что получаемые рекомендации носят индивидуальный характер.

Генерация рекомендаций производится путем создания пользовательского профиля на основе оценок (по 10-балльной шкале) определенного количества произведений, отражающего индивидуальные предпочтения, и служит тем самым фильтром для подбора людей с близкими вкусами. Далее путем сравнения потребительских профилей среди членов ИМХОклуба формируется круг рекомендателей. Разумеется, рекомендации зависят от той работы, которую проделает пользователь по формированию профиля. Абонент клуба в любой момент может посмотреть, кто выступает его рекомендателями и ознакомиться с их профилями.

Какие возможности предоставляет рекомендательный сервис на сайте ИМХОклуба?

Получать списки произведений, которые с высокой вероятностью ему должны понравиться. По данной книге пользователю выдается прогноз вероятности того, что она его заинтересует. Имеется возможность завязывания знакомств, как в онлайн-, так и в офлайн-режиме, с пользователями, близкими по интересам; общения всеми принятыми в Сети способами (писать рецензии, оценивать произведения, участвовать в форумах, вести ленту друзей). Допускается ведение учета прочитанных книг и анализ собственной читательской активности. Можно искать литературу и тотчас же с ней знакомиться в онлайн-библиотеке. И даже пользоваться дополнительными навигационными сервисами: отслеживать новости книжного мира, знакомиться с рецензиями на новинки, а также с кругом чтения известных людей.

Создатели сервиса А. Долгин, профессор ГУ-ВШЭ, учредитель и управляющий проектом, и А. Акопянц, стратегический директор, видят конкурентные преимущества ИМХОклуба в более высокой точности рекомендаций, формируемых с помощью алгоритмов собственной разработки; в мультикультурности сервиса, т.е. если компании NetFlix, Last.FM и «Амазон» работают лишь с одним видом контента — кино, музыка или книги, то ИМХОклуб позволяет генерировать кросскультурные рекомендации — например, основываясь на сходстве литературных вкусов, рекомендовать фильмы.

Важно, что экспертная система ИМХОклуба независима от продавцов товаров изначально, так как не опирается ни на чьи средства, а его учредители не являются производителями рекомендуемых произведений. Также коллаборативная фильтрация позволяет опираться на социальные сети нового поколения, в которых автоматически подбираются круги потенциальных единомышленников. В силу того что этих людей объединяет совместный культурный опыт, им легче находить темы для общения. Специфика подобных сетевых благ состоит в том, что оказываемые друг другу качественные услуги имеют более высокую потребительскую ценность из-за возможности расширения социальной сети и повышения активности ее участников.

Наконец, рекомендательный сервис может оказывать влияние на ситуацию в культуре в целом. Как отмечают создатели ИМХОклуба, в культуре сегодня весьма ощутима тенденция ухудшающего отбора. По ряду причин рыночные механизмы не обеспечивают должного уровня культурных товаров и услуг, из-за чего все более снижается массовый вкус. Потребитель далеко не всегда способен отличить высокое качество от низкого, поэтому производитель сплошь и рядом его недообеспечивает. В отсутствие эффективной навигации в мире товаров ее подменяет реклама, что ведет к производству товаров среднего качества, т.е. того, какое выгодно производителю, а не потребителю.

Рекомендательная навигация может сыграть роль тормозящего фактора в развитии негативных тенденций в культуре. В частности, рекомендательный сервис способен влиять на возрождение рынка произведений, ориентированных на специфические вкусовые группы, достаточно представительные, чтобы заинтересовать бизнес, но до которых сложно добраться с помощью традиционной рекламы, поскольку они слишком рассеяны.

Разработчики проекта ИМХОклуба отмечают, что его возможности превышают 2 млн. обслуживаемых пользователей. На сегодня в его БД уже насчитывается более 100 тыс. произведений, 40 тыс. авторов, представляющих актуальный ассортимент в области художественной и нон-фикшн-литературы. За период бета-тестирования у сервиса появилось около 9 тыс. зарегистрированных пользователей и было накоплено более полумиллиона оценок, что уже позволяет генерировать качественные рекомендации. Среднее отклонение прогнозной и реальной оценок пользователя не превышает 1,5 балла по 10-балльной шкале, точные рекомендации составляют более 70%.