Прошедшая в конце апреля в Москве в РГГУ международная конференция «Веб 2.0: социальные сервисы для науки, образования, бизнеса и искусства», по признанию организаторов, была призвана рассмотреть следующие задачи.

  • Провести своеобразный смотр российских создателей социальных сервисов и их пользователей в средах научной, педагогической и деловой.
  • Представить, как меняется наука, образование и управление под воздействием социальных сервисов.
  • Обсудить влияние информационных технологий на отношения между людьми в ближайшем будущем и направления их развития. Рассмотреть связь российских разработок с основными технологическими возможностями оказания социальных веб-услуг и понять, почему социальные сервисы пока не находят должного распространения.
  • Обсудить возможности тиражирования образовательных проектов Веб 2.0 на российские регионы, в частности «Летописи.ру», и собрать в Рунете существующие местные Wiki-проекты.

Конференция была организована компаниями Intel, «ТрансТелеКом», Издательский дом «Открытые системы», Polymedia и ПНК «Прожект Хармони, Инк.» и включала мультимедиашоу «Коммуникационный социум от Платона до наших дней», выставку компьютерных технологий для реализации сервисов Веб 2.0, а также выступления «Оркестра Лэптопов» Термен-центра Московской консерватории, дефиле модных коллекций «Социальный Интернет» и традиционные приветствия участников, но основная работа проходила на секционных заседаниях.

Так, обстоятельный разговор, посвященный «Википедии» и энциклопедическим ресурсам Интернета, вызвал не только множество вопросов, связанных с этим сетевым феноменом, но и критических замечаний по поводу концепции подобной энциклопедии, и прежде всего анархических принципов организации этого ресурса. Ведущие на секции терпеливо разъясняли правила, которым подчиняется проект «Википедия». На сайте www.ru.wikipedia.org с ними можно познакомиться подробно. Признаюсь, лично у меня в этом проекте вызывает опасение то обстоятельство, что, несмотря на высокую технологическую скорость, смысловое качество материалов на данном ресурсе будет формироваться медленно, хотя бы в силу намерения сохранять все мало-мальски подходящие суждения по поводу темы создаваемой статьи. В частности, неясно, по крайней мере для меня, зачем писать статью в «Википедии» по поводу собственных векторов, вместо того чтобы организовать банальную отсылку на любую сетевую библиотеку, где имеются книги по линейной алгебре. Кроме того, уйдя с данного заседания, я продолжаю сомневаться в том, что такой ресурс следует называть энциклопедией, потому что проект «Википедия» пока далек от энциклопедических традиций. Вместе с тем очевидно, что технологически продвинутые сетевые пользователи связывают с созданием подобных ресурсов серьезные надежды, поэтому остается ждать, как к этому отнесутся другие пользователи сервисов.

Еще две секции на конференции посвятили свою работу месту социальных сервисов в школе и вузе. На первой из них было рассказано о совместном проекте «Летописи.ру» компаний Intel и «ТрансТелеКом», в процессе реализации которого бесплатные службы в Интернете нового поколения помогают педагогам обрести практический опыт работы в компьютерных средах, предназначенных для коллективного творчества. В рамках проекта учителя и школьники в течение года сообща создали и отредактировали более 20 тыс. статей.

Еще одним заметным событием этой секции стало участие Е.Д. Патаракина, представившего на ней второе издание своей книги «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю». Вместе с издательством «Интуит.ру», подготовившим это учебно-методическое пособие, автор сделал весьма важный шаг в просвещении широкого круга читателей в школах, рассказав на принятом теперь технологическом уровне о социальных сервисах и об использовании их в педагогической практике. Полагаю, что труд Е.Д. Патаракина будет полезным для читателей и вне стен школы, потому что его можно рекомендовать для введения в круг проблем, связанных с социальными сервисами, в частности с их потребительским и творческим применением. Опыт его использования в проекте «Летопись.ру» подтверждает подобное мнение.

Интернет в высшей школе на секции рассматривался шире, чем средство для дистанционного обучения или получения рефератов. Развитие этого направления, по мнению участников, оказывает значительное влияние на перестройку учебного процесса во многих его ипостасях, начиная от подготовительных этапов, связанных с оперативным получением лекционных материалов, и кончая развитой системой тестирования усвоения получаемых знаний, которая в серьезной мере потеснит различные контрольные работы и зачеты и, возможно, повлияет на систему экзаменов.

Помимо упомянутых секций на конференции прошли заседания на темы: «Веб 2.0: развитие и экономика», «Социальные поисковые системы и сервисы сетевых закладок», «Социальная жизнь виртуальной личности (блоги, социальные фото, видеосервисы и др.)», а также круглый стол филологов, социологов и психологов на последнюю тему, «Геоинформационные социальные сервисы», «Социальные сервисы на службе науке. Гуманитарное измерение сетевых коммуникаций».

Был подведен итог финального конкурса студенческих работ (проектов Веб 2.0) «Наедине со всеми», который С. Кувшинов, директор центра Института новых образовательных технологий РГГУ, охарактеризовал как весьма полезный, потому что применение веб-инструментов в качестве средства учебного процесса делает контакты в Сети более осмысленными и творческими.

Завершила конференцию дискуссия «Веб 2.0 — быть или не быть?», проведенная Андреем Себрантом из компании «Яндекс» и Алексеем Беляевым из Ассоциации «Интернет и бизнес», участники которой не только обсудили понимание этого интернет-феномена, но и высказались о перспективности развития социальных сервисов в России.

618