Перспективы развития сети «Cинтерры»
«Даже в Москве, где высока конкуренция между операторами и есть альтернативные варианты подключения, потребность в услугах беспроводного доступа по технологии WiMAX очень высока», — уверен Ильин. Действительно, новые абоненты подключаются к сети «Синтерры» весьма активно. На 1 декабря 2006 г. — к сети «Синтерры» подключилось более 1100 абонентов, при этом средний ежемесячный доход от абонента составил 170 долл.
Это объясняется привлекательной ценовой политикой компании и тем, что оборудование предоставляется в составе услуги, т.е. инвестиции клиентов при переходе на WiMAX сохранятся.
Компания «Синтерра» от начала эксплуатации сети с апреля по сентябрь 2006 г. получила доход, равный 850 тыс. долл.
У нее есть трехлетний бизнес-план, и руководство считает, что он будет перевыполнен, однако работать нужно продолжать с теми же темпами. «У нас есть определенный выигрыш по времени, — полагает Ильин, — поскольку конкуренты, по моим данным, начнут разворачивать свои сети только со второго квартала этого года». Важно отметить, что с точки зрения окупаемости инвестиций развертывание сетей WiMAX относится к долгосрочным проектам, ведь даже в Москве он может продолжаться несколько лет. А в регионах, где платежеспособность населения ниже, чем в столице, срок окупаемости подобного проекта будет еще более длительным. В свое время «Синтерра» потратила 3 млн. долл., чтобы установить базовые станции на расстоянии не более 3 км друг от друга в целях обеспечения устойчивой связи и обширной зоны покрытия. Однако Ильин считает, что сейчас стоимость «входного билета» на рынок WiMAX в Москве для тех, кто захочет построить собственную сеть на базе этой технологии, будет  существенно больше.
Ожидается, что к концу текущего года будет принят стандарт мобильного варианта WiMAX, и тогда встроенные чипсеты для этого вида связи появятся в ноутбуках. Это умное устройство само выберет ту технологию, по какой ему будет выгоднее работать, с учетом того, в зоне каких сетей человек находится, и осуществит соединение.
Если говорить о новых услугах для клиентов, то, по мнению руководства «Синтерры», наиболее интересно телевидение. Со временем компания планирует предложить услугу IP TV. «Все это у нас технологически проработано, — отмечает Александр, — и уже есть несколько десятков подписанных договоров с держателями контента. Это, на мой взгляд, более перспективно, чем контент, выдаваемый сотовым оператором на экран телефона».

Будущее: Wi-Fi, WiMAX и 3G-технологии. Борьба или сотрудничество?
Александр Ильин был весьма сдержан в оценке перспективности технологии Wi-Fi. «Эта технология хороша только для маленьких помещений, так как дальность такой связи невелика, — полагает он. — Чтобы покрыть большую площадь, потребуется очень много базовых станций». Однако он считает довольно перспективной интеграцию сетей и технологий Wi-Fi и WiMAX. Его сдержанность в отношении Wi-Fi разделяет крупный региональный оператор «Агентство деловой связи». Это второй после «Волга-Телеком» оператор по объему предоставления телекоммуникационных услуг в Нижнем Новгороде. Андрей Меньков, коммерческий директор этой компании, не рассматривает Wi-Fi как средство эффективного получения денег с пользовательского рынка. Впрочем, эта компания реализовала в торговом центре «Аврора» проект на базе Wi-Fi, но доступ в Интернет там бесплатный, да и рассматривается он скорее как средство повышения имиджа, а не получения дохода («Мир ПК», №6/06, c. 78). А вот по WiMAX «Агентство деловой связи» проводило совместно с компанией Intel ряд экспериментов. Так, летом 2006 г. в Арзамасе был установлен узел WiMAX, а абонентское устройство перемещалось на «газели» по удаленным поселкам. В поселке в фельдшерском пункте медсестра делала больному УЗИ, видеоизображение передавалось по WiMAX в Арзамас и далее по Сети в больницу им. Семашко в Нижнем Новгороде. Там врачи, посмотрев УЗИ, ставили диагноз и назначали курс лечения. Таким образом «телемедицина», о которой уже довольно давно все говорили, получила практическое воплощение благодаря технологии WiMAX. Причем удаление абонентского устройства от базовой станции в этом эксперименте было до 20 км.
«Но в городе, — считает Андрей Меньков, —  WiMAX менее интересен. Сетевая инфраструктура у нас развита настолько, что здесь предпочтительнее подключение по ADSL. Ведь проводная технология, по нашим расчетам, оказывается пока дешевле WiMAX». Кроме того, необходимо разрешение на использование частотного диапазона. Андрей отметил, что лицензию на частоты 3,5 ГГц его компания получала около двух лет.
«Агентство деловой связи» рассматривает WiMAX как средство организации «последней мили» для абонента.
«Но в целом, — заключает Андрей Меньков, — WiMAX — пока больше имиджевая вещь».
Все это верно, хотя имидж и доход, конечно, связаны, особенно во временной перспективе. Правда, лично у меня другие, более оптимистичные взгляды на данное решение. Мой ноутбук оборудован встроенным Wi-Fi, и уже в двух местах — на Ленинградском вокзале и в читальном зале ПСТГУ, где я учусь, — он обнаруживал беспроводные сети и предлагал подключиться к ним. Здесь я солидарен с мнением Сергея Портнова, представителя WiMAX-форума в России, убежденного, что у каждой технологии беспроводного доступа своя ниша («Мир ПК», №11/06, c. 92). Так что мой прогноз — сотрудничество.
Как показывает практика, активно развиваются и Wi-Fi, и WiMAX, и 3G-технологии. Причем многие крупные операторы собираются получать частоты и играть на будущих рынках и 3G, и WiMAX, чтобы уже сейчас иметь задел на оба эти направления и в случае преобладания любого из них оказаться на коне.
По оценке Ильина, Pre-WiMAX превратится в WiMAX не ранее конца 2007 г. Правда, производители оборудования уверяют, что начнут его поставки уже в первом квартале этого года, однако потребуется еще определенное время на установку оборудования и развертывание сетей для предоставления услуг. По мере наполнения рынка оборудованием WiMAX пойдут вниз цены на базовые станции и абонентские комплекты, а сами устройства будут становиться все легче и компактнее. А значит, WiMAX со временем станет доступнее и нам, домашним пользователям.

* * *

Пропеллер у моей машины, конечно же, так и не появился, поэтому в пробках стою по-прежнему — у автомобильного трафика улучшений, увы, нет. А вот у сетевого прогресс налицо: у меня теперь есть этакий своеобразный пропеллер-ускоритель. Я взял на тестирование беспроводной модем Pre-WiMAX серии RSU-2510-FV компании NextNet. При случае расскажу о нем подробнее. Хотя я и живу в области, в Москву на работу и учебу приходится ездить постоянно. Но теперь есть чем заняться, когда застреваю в пробках: то почту рабочую просмотрю, то «мусорные» письма сотру. Сейчас пробьюсь к заправке, спокойно допишу последние строки и отправлю материал в редакцию. Спасибо «пропеллеру» от Pre-WiMAX.

ОБ АВТОРЕ
Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail: mikeg@pcworld.ru.


Окончание. Начало см. в №1/07, c. 86.

Критерий — не более десяти минут

Илья Лукьянов — директор по развитию информационных систем компании «Сейлс»Наше требование таково: любая проблема, поступившая в ИТ-отдел, в течение 10 мин должна быть диагностирована и локализована, а также должны быть определены срок ее устранения и необходимые для этого меры. Наша фирма имеет собственную сеть из 15 оптовых и 11 розничных магазинов в Москве, дочернее предприятие «Орион» в С.-Петербурге. Она работает с двумя сотнями партнеров в России и за рубежом. А серьезный бизнес требует и современных мощных информационных технологий. В компании сейчас трудятся около 500 человек, из них восемь — в моем отделе, а всего в единой компьютерной сети более 200 рабочих мест. В настоящее время мы объединяем в единое информационное пространство московский офис и дочернее предприятие в С.-Петербурге, чтобы управлять всей структурой централизованно.
Компания динамично развивается, руководство поставило задачу выйти на розничный рынок.
Чтобы обеспечить устойчивую работу и хорошую динамику развития нашего бизнеса, необходимы его мощное информационно-технологические обеспечение и прежде всего надежные каналы связи. Сейчас наша сеть включает 25 отдельных торговых павильонов, расположенных рядом со станциями метрополитена, а в декабре  открыты еще два более крупных, с торговой площадью около 400 м2.
Естественно, нам требовалось обеспечить оперативный обмен информацией во всех этих магазинах и связь с центральным офисом, и потому мы искали единого поставщика услуг, способного это сделать.
Я познакомился с руководством компании «Синтерра» несколько месяцев назад и проанализировал решение, которое они предлагают. Теперь их менеджер ведет наш проект. Сначала мы в течение месяца тестировали оборудование Pre-WiMAX в двух наших торговых павильонах у станций метро «Кузьминки» и «Филевский парк». Нас привлекло то, что компания не только предлагает безлимитный доступ в Интернет, но и предоставляет услугу телефонной связи. Быстро получить телефонный номер в Москве довольно сложно и дорого. Проанализировав результаты тестирования, в сентябре 2006 г. я принял решение о переходе на единого оператора — «Синтерру».
    Сейчас мы работаем с 11 провайдерами, что весьма непросто. Одна часть из них — крупные операторы, другая — средние, третья занимается домашними сетями. Самой большой проблемой в Москве было для нас подключение к Сети нового павильона. Если кто-то и готов предложить свои услуги по подключению, то зачастую этот провайдер является единственным в данном районе. А наши магазины находятся в разных концах Москвы. Вот и получается, что в каждом районе такой оператор — мини-монополист, диктующий свои условия, например: работаем по предоплате, а если закончились деньги на счету, то отключаем, и нам безразлично, что вы юридическое лицо и т.п. К тому же и разброс цен на услуги разных провайдеров весьма значительный: от сотен до десятков тысяч долларов за подключение.
Компании-операторы большого масштаба работают с точки зрения технического обслуживания, на мой взгляд, неадекватно: отключение без предупреждения, ремонт в течение суток, а то и двух. Для нас это недопустимо, наши требования — 2 ч. Причем мы должны быть предупреждены заранее, чтобы перейти на резервные каналы по мобильному SkyLink.
Мы готовы платить дополнительные деньги, но качество услуг всегда должно оставаться на высоком уровне. «Синтерра» заинтересовала нас тем, что обращение с техническими претензиями напрямую к их руководству сразу дало эффект. Один раз отправляешь претензию — и подобных проблем больше не возникает. Значит, такой поставщик ответственен и с ним можно работать. Поэтому мы и выбрали «Синтерру». Что это нам уже дает или даст в перспективе?
Во-первых, мы серьезно сократим и упростим документооборот. 11 провайдеров — это постоянные проблемы со счетами, с бухгалтерскими документами, очень много мелкой бюрократии, которая отрицательно сказывается на результатах нашей работы. У нас есть собственная система ежеминутного мониторинга интернет-трафика по всем этим провайдерам, и если канал связи «упал», она автоматически через 3 мин выдает администратору световой сигнал и голосом сообщает, что возникли проблемы с таким-то каналом. Администратор ждет еще 7 мин, а потом звонит оператору. И зачастую последний впервые узнает о неисправности канала не от собственных технических специалистов, а от нас. В «Синтерре» же относятся с пониманием к тому, что у нас установлены столь жесткие временные критерии. Правда, мы и не скрываем, что с нами действительно сложно работать, поскольку у нас высокие требования к поставщикам.
Во-вторых, для нас жизненно необходимо подключение телефонов в каждом торговом оптовом и розничном павильоне. «Синтерра» смогла предоставить нам эту услугу, причем качество самой телефонной связи вполне приемлемо.
В-третьих, их оборудование удобно и просто инсталлировать. Установка внешнего оборудования занимает около 2 ч, внутреннего — не более 1 ч. Если уровень сигнала не менее трех делений (максимально — пять делений), то нас это устраивает. Причем по нашему требованию специалист «Синтерры» устанавливает оборудование только в присутствии нашего сервисного инженера.
В-четвертых, нам требуется именно безлимитный канал — мы организовали и расширяем внутренний форум, чтобы сотрудникам было легко общаться. Так проще вовлекать их во внутренние проекты, например, недавно среди работников «Сейлс» прошел конкурс на создание логотипа для нашей розничной торговой сети. К тому же по этим каналам идет обновление базы — до 0,5 Гбайт данных от каждой торговой точки. Таким образом, безлимитный канал для нас удобен и выгоден.
Мы закладываем эти каналы с перспективой на свое дальнейшее развитие и собираемся серьезно развивать интернет-магазин, торгующий нашей продукцией. И поэтому нам просто необходима стабильная и высокоскоростная связь. А «Синтерра» хороша тем, что использует новейшие технологии, у нее перекрываются зоны покрытия от базовых станций, да и сама она активно развивается и стремится на рынок так же, как и мы. И потому считаем, что наш совместный проект не только сейчас, но и в перспективе будет успешным.
Конечно, всегда важно сначала подсчитать затраты. Если сложить совокупный расход по всем провайдерам и сравнить с расходами при переходе на «Синтерру» с подключением всех наших торговых точек, то последние окупаются за пять месяцев. Сейчас «Синтерре» предложено подключить 25 магазинов и четыре торговых павильона. Идет активная проверка всех точек на возможность их подключения. Дело в том, что пока зона покрытия «Синтерры» меньше, чем площадь Москвы. У нас есть торговые места, пока еще не входящие в эту зону. Но мы бы хотели, чтобы за подключение всех точек отвечала именно «Синтерра», ведь удобно получать весь пакет услуг из одних рук. А в тех пунктах, где у этой компании пока нет покрытия, мы рекомендуем ей работать через провайдеров-субподрядчиков. Подключение одной точки стоит 800 долл. плюс ежемесячная абонентская плата за использование оборудования «Синтерры».
Чтобы проверить, насколько легко инсталлировать оборудование, я вместе с менеджером нашей компании попробовал подключить одну внутреннюю точку в торговом павильоне у станции метро «Филевский парк». Справились успешно: 10 мин ушло на подключение самого устройства, еще 10 мин потребовалось менеджеру на согласование с технической службой и столько же мне, чтобы в качестве системного администратора настроить соединения на компьютере.

Илья Лукьянов


Схема соединения
Цены на услуги, долл.
 ПодключениеСтоимость оборудованияЕжемесячные платежи
Synterra WiMAX250 0 (входит в стоимость подключения)115 (без ограничения трафика)
Точка.РУ400от 50 150 (включает 5 Гбайт)
Примечания. Цены на услуги приведены на основании данных из Интернета по состоянию на 22 ноября 2006 г.
Цифры по организации VPN по ADSL были взяты с http://vpn.tochka.ru/tariffs. В случае «Синтерры» приведены стандартные цены для корпоративных пользователей.
1068