Компания Ubisoft Entertainment выпустила пятую часть уникальной серии Heroes of Might and Magic, разработка которой легла на плечи отечественной фирмы Nival Interactive.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с продуктом, — рекомендуемые системные требования совершенно не характерны и завышены для стратегической пошаговой игры.

Второе впечатление — также негативное — оставил просмотр вводного ролика еще до начала действа: герои разговаривают, не открывая рта. Казалось бы, уже давно канули в Лету те игры, где в процессе диалога можно было лицезреть лишь неподвижный портрет персонажа. Так нет, выяснилось, что сей пережиток EGA-графики вполне вольготно чувствует себя и в творениях современных игроделов.

Под влиянием моды перешли мы в третье измерение, но как это повлияло на удобство управления игрой? Приходится признать, что отрицательно. Если раньше на двумерной карте любой объект был виден или не виден в зависимости от замысла разработчика, то сейчас появилось много мелких объектов, прячущихся в складках рельефа. И вот что интересно: с места расположения героя эти предметы должны попадать в поле зрения, а с позиции камеры — нет. Поэтому и приходится либо после каждого шажка крутить камеру, осматривая окрестности, либо постоянно возвращаться за незамеченными сундуками и ресурсами.

Касательно «крутить камеру» также есть несколько серьезных замечаний. Разумеется, такая возможность существует как в походном, так и в боевом режиме, но почему-то способ управления камерой в них различен. Кроме того, некоторые клавиши, например , изменяют свое назначение в зависимости от того, что используется, мышь или клавиатура. Подобная эклектика в способах управления камерой несколько озадачивает. Можно, конечно, предположить, что походный и боевой режим делали разные группы программистов, но ведь пользовательский интерфейс — прерогатива дизайнера, и трудно даже представить, что обязанность определять назначение двух-трех десятков клавиш была возложена на нескольких людей, не взаимодействующих друг с другом.

Ладно, функция «Крутить камеру», очевидно, лишь дань трехмерной моде. Но помимо нее есть еще одно, безусловно, полезное качество — приближать и удалять камеру. Первое целесообразно лишь тогда, когда возникает желание полюбоваться персонажами, сделанными, следует признать, довольно эффектно, правда, только если смотреть издалека, вблизи же проявляется их отчетливая угловатость. Другое дело — удалять, чтобы охватить взглядом как можно больший участок карты. И здесь ждет еще одно разочарование: максимально возможное удаление выглядит не слишком удачным даже при наиболее распространенном сейчас разрешении экрана 1280х1024 точки. Хочется отодвинуть камеру еще дальше, а нельзя, настройки «движка» не позволяют. Почему это происходит, становится понятным тогда, когда ориентацию направления взгляда изменяешь с почти отвесной на пологую, в результате чего значительно увеличивается площадь, попадающая в зону видимости. Скорость перерисовки экрана резко снижается, вплоть до одного в секунду, причем даже при использовании довольно мощной видеоплаты типа GeForce 6600 GT?. Очевидно, при удалении камеры получился бы такой же эффект, и потому разработчики решили не оптимизировать «движок», а ограничить удобство пользования (а это единственное преимущество трехмерных «движков» перед двумерными). Кроме того, не удается и взглянуть на ландшафт сверху под прямым углом.

Как и положено, на экране присутствует общий вид (карта), который, впрочем, можно убрать. На карте обведен трапецией фрагмент, попадающий в поле зрения камеры. К сожалению, позиционирование трапеции очень неточное, из-за чего зачастую объекты на местности трудно соотнести с их местоположением на карте. Ставший уже традиционным подход, при котором карта вращается вместе с камерой, здесь почему-то не применен, так что нередко сложно даже понять, какому углу трапеции на карте соответствует какой-либо из углов экрана.

На экране помимо карты присутствуют главное меню и персонажи/города. Их, как и карту, легко убрать с экрана, а вот основное меню такой функции лишено, из-за чего нередко возникают неудобства в боевом режиме, где меню упорно заслоняет часть боевых порядков. Конечно, могло бы помочь перемещение меню в другую часть экрана, например из нижнего правого угла в верхний правый угол, но, к сожалению, этого не предусмотрено. В то же время ограничения в свободе перемещения камеры, которые в боевом режиме гораздо строже, чем в походном, не позволяют установить камеру так, чтобы жестко привязанные к ней элементы управления не загораживали ничего существенного.

Правила игры в пятой части, естественно, также претерпели некоторые изменения. В худшую сторону они изменились или в лучшую, дело вкуса. Не секрет, что на сложных уровнях для победы требуется просчитывать свои ходы чуть ли не с калькулятором, а для этого нередко не хватает знания тонкостей правил ведения игры. Вообще-то система помощи имеется, но она, увы, недостаточно полная. В частности, даются подробные описания различных существ, обладающих уникальными свойствами, однако зачастую приводятся лишь названия этих качеств, и непонятно, как они проявляются и как ими можно воспользоваться. Возникает и множество других вопросов, например, почему у существа, вроде бы способного к колдовству, запас маны всегда на нуле? Нет и многих важных подсказок, в частности по функциям клавиатуры и мыши — их приходится искать в руководстве, а оно поставляется в печатном виде только вместе с «подарочной» (в терминологии торговых организаций) версией. Пользователям же остальных приходится довольствоваться черно-белым «сканом» в формате PDF. И здесь разработчики честно предупреждают, что при попытках переключения задач (например, с игры на Acrobat Reader) нажатием комбинации + «игра может упасть». Помимо неполноты документации игре свойственна и внутренняя противоречивость. Даже системные требования, указанные в текстовом и PDF-файлах, лежащих в одной папке, почему-то различны.

Увы, надо признать, что чем мощнее становится игровая индустрия и чем больше средств вкладывается в создание игр, тем примитивнее они становятся. Конечно, не в плане графики, а в плане стратегической составляющей. В общем-то это объяснимо — по мере того как компьютер превращается в предмет обычной бытовой техники, средний уровень знаний его пользователей неуклонно приближается к среднему уровню знаний всего населения. Вот и стратегическая игра Heroes of Might and Magic постепенно превращается в какое-то подобие квеста. Теперь ведущую роль играет уже не умение планировать и просчитывать свои действия, а в лучшем случае догадливость, иначе говоря, способность найти ключ к той или иной головоломке, или, в худшем, — банальный перебор вариантов. И конечно, потребовался «прокачанный» герой с мощной армией. Кстати, героям вернули способность принимать участие в схватке, и, следует признать, наносимый ими урон вполне сопоставим с ущербом, причиненным целым отрядом наиболее сильных существ расы. Правда, ответного удара герой уже не получает и погибнуть в пылу схватки также не может.

Отдельная задача, возникающая при разработке практически каждой игры, — сохранение игрового баланса. В пятой части «Героев» к этому подошли не слишком тонко: любой герой на каждом уровне имеет предел накопления опыта, выше которого получаемые очки не влияют на приобретение навыков, о чем игроку регулярно сообщается. Это, как и любое явно искусственное ограничение, вызывает определенную досаду. Сначала складывается впечатление, что разработчики дали игроку слишком мало свободы — набор сценариев невелик. Кроме того, почти невозможно сделать выбор, какую из сторон принять. Скорее всего, это так они проявили своеобразную заботу об играющем. Если неразумный пользователь вдруг соблазнится внешним видом той или иной расы и будет неизменно выбирать ее в качестве своей, то он даже не узнает о том, насколько велико их разнообразие.

В новой версии расы стали более индивидуальны, у каждой из них есть хотя бы одна уникальная способность. Аналогично и герои, являющиеся представителями той или иной расы, обладают уникальным набором свойств и умений. К тому же и города стали значительно различаться набором построек. Это, надо отметить, большой плюс по сравнению с теми продуктами, в которых расы характеризовались лишь внешним видом. Кстати, на сайте разработчика появилось полезное дополнение к документации — колесо умений, наглядно показывающее взаимосвязь навыков для героев каждой из рас.

Вообще сайт, посвященный игре, содержит довольно много интересной информации, которую полезно почитать. Так что настоятельно советуем посетить http://www.nival.ru/homm5_ru/game. Там же в специализированном форуме можно почерпнуть немало сведений и об «усовершенствовании» игры. А подразобравшись в конфигурационных файлах (текстовый формат xml), легко самому как изменять многие параметры интерфейса (например, добавить кнопку загрузки сохраненной игры в режиме сражения), так и добавлять новые персонажи (или изменять свойства существующих). Подобное вмешательство предусмотрено «движком» игры, однако иногда оно оказывает негативное воздействие, в частности, нарушает баланс игры и запрещает ее сетевую составляющую. Последнее, впрочем, вполне объяснимо: «усовершенствование» дает существенные преимущества одним участникам перед другими, что все-таки несправедливо. Тем не менее пользователи уже разработали немало усовершенствований, не влияющих на баланс игры и делающих сам процесс более комфортным. Например, они создали подробную систему справок и подсказок.

Подытоживая, следует отметить, что данный продукт имеет недостатки, характерные для игр такого класса, и основными из них являются ресурсоемкость и слабость документации. В то же время Heroes of Might and Magic — это не просто игра, это целый мир пошаговых стратегий в жанре фэнтези с развитым ролевым элементом, который из-за сложности реализации встречается чрезвычайно редко.


№А над игрой действительно работал очень большой коллектив. Сначала я пытался посчитать, сколько же человек упоминается в титрах, но когда их количество перевалило за четвертую сотню, мое терпение кончилось.

?Объем оперативной, видеопамяти, а также мощность центрального процессора, как было установлено, на это не оказывают заметного влияния. В то же время с платой GeForce FX 5600 один кадр может перерисовываться и несколько секунд.


Heroes of Might and Magic 5

Системные требования: Pentium 4/Athlon-1500, 512-Мбайт ОЗУ, 3D-видеоускоритель GeForce4 Ti4200/Radeon 8500 или лучше, 32Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь, наличие 2 Гбайт свободного дискового пространства. Программа работает в среде Windows 2000/NT/XP.

Разработка и издание: Nival Interactive

626