посвящен всеобщему подключению российских школ к Интернету, поэтому едва ли не основной темой конференции стали связанные с этим проблемы технологического, методического, кадрового, а также системного уровней. Порой вопрос стоял так: Интернет пришел в школу или, наоборот, школа в него пришла? Тем не менее обмен мнениями между педагогами и «проводниками интернетизации школ» шел активно и, главное, весьма продуктивно. И здесь педагоги становились не только слушателями, но и постановщиками задач. Об этом свидетельствуют и темы пленарных докладов, и выбор проблем, предложенных на «круглых столах».

Так, наряду с рассмотрением роли приоритетного национального проекта «Образование» в решении задач информатизации образования и проблем подключения к Сети образовательных учреждений в рамках проекта, представленного Федеральным агентством по образованию РФ, состоялось выступление представителя компании РТКОММ, посвященное техническим и организационным вопросам, связанным с присоединением к Сети. Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) сделал два доклада: о перспективах развития образования после вхождения школ в Интернет и о вкладе проекта «Информатизация системы образования» в развитие российской школы. Вопросам информационных ресурсов для национального образовательного сообщества было посвящено сообщение представителя ГНИИ ИТТ «Информика».

На обсуждение на «круглых столах» были вынесены актуальные проблемы влияния ИТ на образовательные процессы. Вот некоторые из них.

Международный институт открытого образования обратил внимание участников конференции на регламент работы школы в ИТ-насыщенной среде. В частности, обсуждалось: почему действующая нормативно-правовая база образовательных учреждений препятствует их информатизации; какие изменения в ней необходимы и что для этого делается в рамках проекта «Информатизация систем образования» (ИСО), каковы основные положения новых регламентов работы.

НФПК посвятил свой «круглый стол» различным аспектам подключения школ к Интернету и обучения школьников через Сеть сейчас и в будущем. Обсуждаемые темы были связаны с формированием нормативной базы для общеобразовательной подготовки школьников с использованием Интернета и с возможностью зачесть результаты обучения в аттестате, с методикой организации их обучения основным общеобразовательным предметам, а также с проблемами дополнительной подготовки и методической поддержки сетевых учителей и педагогов-кураторов интернет-обучения школьников и особенностями разработки цифровых ресурсов для такой формы обучения.

На других заседаниях «круглых столов» рассматривались урегулирование авторских и имущественных прав при разработке учебных материалов нового поколения, терминология, связанная с основными понятиями информатики и ИТ, а также проблемы организации поиска образовательной информации в Сети. Например, обсуждался проект лицензионного соглашения на передачу исполнителями ГНИИ «Информика» разработанных по контрактам с НФПК цифровых образовательных ресурсов. Были представлены результаты проектов по созданию предметных учебных курсов, подготовленных коллективами интернет-школы «Просвещение.ru» и МЭСИ, которые внедряются в нескольких регионах России. Проблема обучения учителей эффективному поиску в Интернете была рассмотрена на примере поисковой машины Webalta, созданной одноименной компанией. Новые технологии в деятельности заочных школ, разработанные Педагогическим обществом России, ПИ РАО, программой ЮНЕСКО «Информация для всех», были предложены вниманию участников ИТО.

Обсуждение темы «От информационной инфраструктуры образовательного учреждения к единому информационному пространству управления муниципальной (региональной) системой образования» организовали Институт открытого образования РАО и компания «АВЕРС», причем акцент был сделан на системном подходе к проблеме.

В течение четырех дней на конференции заседали восемь секций, на которых были заслушаны выступления участников по следующим направлениям: цели, содержание и методика преподавания информатики и ИТ; место информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, в открытом образовании и в управлении им, в обучении людей со специальными потребностями, в контроле и оценке результатов обучения; технологии разработки, экспертизы, оценки программных средств и регистрации интеллектуальной собственности, а также интеллектуальные технологии в образовании.

Прошедшая параллельно с конференцией выставка собрала около 60 фирм, издательств, организаций и проектов, среди которых «1С», «АВЕРС», «Физикон», «К-Системс», ИД «Питер», «Бином», «Майкрософт Рус».

569