Уже несколько месяцев, как появился на свет Adobe Photoshop CS2 (9) — самый популярный среди фотолюбителей и профессионалов графический редактор. Оправдал ли он надежды своих многочисленных поклонников?

Начнем с наиболее важных нововведений.

Новый инструмент Image Warping («Деформация изображения») призван упростить сложные процессы модификации рисунков. Благодаря его чудесным свойствам мы можем изменить форму картинки совершенно произвольным образом и даже наклеить этикетку на какой-либо объект (рис. 1). Подобного рода действия уже давно выполняет фильтр Squizz компании Human Software, но надо отдать должное разработчикам Adobe — их детище намного удобнее.

Для вызова инструмента надо выполнить маркировку изменяемого объекта, затем щелкнуть правой кнопкой мыши в окне редактирования и выбрать из выпадающего меню команду Free Transform («Свободная трансформация»). Обратите внимание на полосу настройки — там появилась новая кнопка со значком искривленной плоскости (рис. 1). Эта кнопка позволяет переключиться между режимами свободной трансформации и деформации. Задайте режим деформации. Вокруг объекта появится сетка. Передвигая линии сетки или ее точки либо используя управляющие линии Безье, мы деформируем выделенный объект (рис. 1, слева).

Рис. 1. Инструмент Image Warping имитирует наложение текстуры на объект

Неменьший интерес вызывают волшебные свойства инструмента Spot Healing Brush («Кисть, излечивающая от пятен»). И если раньше для удаления разного рода мелких дефектов изображения вроде небольших царапин или пятен надо было применять Healing Brush («Исцеляющая кисть»), то с новым инструментом эта процедура стала намного проще. Идея очень хороша: проводим кистью по царапине, а Photoshop самостоятельно анализирует соседние пикселы и закрашивает царапину цветом, по возможности совпадающим с окраской соседних точек изображения. К сожалению, заложенный в Photoshop алгоритм действует не столь эффективно, как хотелось бы, — грубый мазок по царапине вызовет скорее всего неприятное размытие. Поэтому, чтобы достигнуть желаемого результата, приходится выбирать кисть, близкую по размеру к величине дефекта, и закрашивать его не одним, а несколькими штрихами.

Намного эффективнее действует фильтр Retoucher компании Akvis. Там мы маркируем дефектную область, а затем фильтр автоматически ее исправляет, действуя с поразительной четкостью. Инструмент Spot Healing Brush будет особенно полезен в тех случаях, когда областей, требующих исправления, немного.

На палитре инструментов появился инструмент Red Eye Tool («Красный глаз»). Наконец-то и Adobe обратилась к этой проблеме! Посмотрим, насколько эффективно выполняется процедура коррекции красных глаз, спутника множества фотографий. В целом инструмент с задачей справляется. Однако стоит при съемке кому-нибудь моргнуть, прикрыв часть зрачка веком, как Red Eye Tool заменяет красные области круглыми темными бляшками. Возникает законный вопрос: зачем нужен такой фильтр? Ведь в Интернете имеется уже несколько сотен приложений и ряд фильтров от сторонних разработчиков по коррекции этого эффекта, и подобные программные средства действуют начиная еще с четвертой версии Photoshop. К тому же многие фильтры и сейчас работают намного лучше предлагаемого нам варианта.

Улучшилось действие команды группировки слоев (+G). Если раньше слои просто связывались друг с другом, то теперь они объединяются в одну папку на палитре Layers.

Рис. 2. «Интеллектуальные» слои

Вообще, тема слоев — краеугольный камень Adobe Photoshop, и в новой версии, что вполне закономерно, она получила свое продолжение. Весьма впечатляет способность преобразовывать слой, несколько слоев или фон в «интеллектуальный» слой Smart Objects («Умные объекты»). Для этого надо выбрать один или несколько слоев, затем щелкнуть правой кнопкой в полосе слоя на палитре слоев и выбрать из меню Group into new smart object («Сгруппировать в новый «умный» объект»). О том, что слой уже стал «интеллектуальным», говорит появление специального значка (рис. 2). Какие мы получаем преимущества? Мы можем увеличивать или уменьшать «умные» объекты без потери качества изображения! Раньше это было применимо только к векторным рисункам. Кроме того, векторные картинки из Illustrator и InDesign сейчас можно копировать в Photoshop через буфер обмена, и все они располагаются в «интеллектуальных» слоях Photoshop.

Обратите также внимание на присутствие вертикальной полосы справа от слоя на палитре Layers (рис. 2). Эта полоса появляется сразу после того, как мы применяем тот или иной эффект слоя. Щелчок на ней правой кнопкой мыши вызывает вспомогательное меню, из которого можно выбрать любой эффект слоя, изменить направление глобального освещения (Global Light), усилить влияние всех задействованных эффектов сразу (Scale Effects) и т.п. В нижней части палитры к имевшимся кнопкам быстрого доступа добавилась Link Layers («Связывание слоев»).

Нажатие правой кнопки мыши в окне редактирования вызывает вспомогательное меню, из которого можно выбрать фон либо последний слой, подвергавшийся редактированию, или сразу все слои. Неплохо, но, на мой взгляд, было бы лучше, если бы для выбора объекта не приходилось предварительно указывать слой, на котором он расположен. Щелкнул на объекте в окне редактирования — и можешь с ним работать. Впрочем, легко рассуждать, но реализовать все это не так-то просто: разработчикам приходится решать множество своих проблем. Так что любое новшество, пусть даже и не претендующее на гениальность, надо только приветствовать.

Нельзя пройти и мимо немного изменившегося внешнего вида Adobe Photoshop. Закладки палитр получили более изящные формы. Появилась возможность определения собственного цветового оформления пунктов меню и палитр через специальный менеджер Keyboard Shortcuts and Menus, вызываемый командой Edit?Menus или нажатием «горячих» клавиш +++ M. Может, это и не слишком важно для пользователей, но вдруг кому-то такое свойство придется по вкусу?

В списке новых способностей Photoshop — фильтр Vanishing Point («Исчезающая точка»), который фактически представляет собой инструмент Clone Stamp («Клонирующий штамп»), дополненный прекрасной способностью автоматической трансформации клонируемого изображения. Вызывается он через меню Filter?Vanishing Point («Фильтр?Исчезающая точка») либо нажатием «горячих» клавиш + +V. Замечу, что перед вызовом фильтра желательно увеличить размеры холста.

А теперь заглянем в главное окно фильтра Vanishing Point (рис. 3).

Рис. 3. Инструмент клонирования с одновременной трансформацией

Выберем инструмент Create Plane Tool («Создание плоскости трансформации»). Щелкнем на рисунке и, перемещая курсор, отметим квадратную область. Инструментом Edit Plane Tool («Редактирование плоскости трансформации») перетаскиваем точки или линии плоскости трансформации, искажая ее и указывая Photoshop, каким образом потребуется изменять клонируемое изображение (рис. 4). Скажем, если плоскость растянуть в нижней части и сузить в верхней, то клон будет увеличиваться при движении кисти вниз и сжиматься при движении вверх. Далее работаем так же, как с инструментом Clone Stamp Tool («Клонирующий штамп»): прижимаем клавишу и маркируем начало клонируемой области. Переносим курсор и начинаем клонирование изображения. Обратите внимание, что в месте расположения курсора видна кисть, показывающая клонируемый кусок в трансформированном виде, что очень наглядно (рис. 4, мазок).

Вновь выбираем Edit Plane Tool и изменяем форму плоскости трансформации (рис. 4, новая форма). Помимо этого задаем в поле Heal («Исцеление») режим смешивания Luminance («Яркость»). Применим клонирование к верхнему углу рисунка. Теперь можно полюбоваться на созданную колонию черепашек (рис. 4).

Рис. 4. Инструмент Create Plane Tool участвует в создании колонии черепашек

Есть и другие новшества. Так, в семействе фильтров Blur («Размытие») — пополнение. Фильтр Box Blur («Квадратное размытие»), размывающий соседние цветовые поля, подходит для размытия фонов. Фильтр Shape Blur («Фигурное размытие») выполняет размытие в зависимости от выбранного из библиотеки символа. Фильтр Surface Blur («Размытие поверхности») отлично размывает рисунок и одновременно сохраняет контуры объектов.

Появился целый ряд корректирующих фильтров. Noise?Reduce Noise («Шум?Снижение шума») избавляет фотографии от шумов. Для устранения пленочного «зерна» не годится, но для шума дешевых «цифромыльниц» вполне подойдет. Инструмент неплохой, но до Neat Image или Noize Ninja ему далеко. Фильтр Sharpen?Smart Sharp («Резкость?Интеллектуальное обострение») предназначен для тех снимков, которым не помешает добавочная резкость. Фильтр Distort ? Lens correction («Деформации?Коррекция линз») устраняет бочкообразные искажения и позволяет исправить перспективу. В целом все эти средства действуют нормально, странно только, что они не включены в общую систему Filter?Filter Gallery («Фильтры?Галерея фильтров»). Если бы это было сделано, то ценность новинок возросла бы на порядок.

Кроме этого Adobe пошла навстречу многочисленным просьбам своей клиентуры из когорты профессионалов видео, добавив в Photoshop возможность недеструктивного редактирования и поддержку работы с 32-разрядными HDR-изображениями. Упомяну, в частности, новый параметр вывода FireWire-просмотра на телеэкран, а также анимацию окна — Photoshop Windows?Animation («Окна?Анимация»).

Еще пара новшеств: по команде View?Show?Smart Guides («Просмотр?Показать?Умные направляющие линии») включаются особые линии привязки, позволяющие с большей наглядностью перемещать текст; круглый курсор кисти дополнился мишенью точности.

У нового Adobe Photoshop немного «причесали» интерфейс — палитры и закладки обрели более изящные формы. Всем известный File Browser («Навигатор файлов») уступил свое место Adobe Bridge («Мост Adobe»). В отличие от предшественника Adobe Bridge может просматривать не только растровые файлы, но и изображения Illustrator и InDesign. Щелчок на значке файла автоматически вызывает соответствующую программу для его редактирования и загружает выбранный рисунок. Таким образом, новый навигатор действует как связующий мост между разными программами, входящими в пакет Creative Suite 2 (Adobe Photoshop CS2, Adobe Illustrator CS2, Adobe InDesign CS2).

Расширены способы навигации, имевшие место в File Browser. Появилась секция Favorites («Избранное»), в которую можно записывать самые важные папки и файлы. Это позволит быстро находить и вызывать нужные объекты без утомительного поиска в многочисленных лавинообразно разрастающихся каталогах жесткого диска. При маркировке файлов теперь появляются не флажки, а цветные полосы, что более эффектно и наглядно. Кроме того, в секции избранных программ находится особая папка Stock Photos, открывающая доступ к расположенному в Интернете специальному сервису. Здесь огромная библиотека фотографий, которыми можно полюбоваться, а понравившиеся — приобрести.

Из нового навигатора можно вызывать для просмотра Проводник Windows (Explorer Windows). Вероятно, кому-то это тоже придется по вкусу, но я предпочел бы возможность указать, допустим, великолепный файловый навигатор ACDSee, который и сейчас намного превосходит Adobe Bridge как по удобству работы, так и по скорости.

Есть и другие непонятные моменты. Например, полоса состояния почему-то перекочевала в палитру Info («Информационная»), что привело к потере наглядности и удобства. Появилась возможность перенастраивать цветовое оформление меню и палитр — зачем, тоже неясно.

В целом очередная версия Photoshop оставляет хорошее впечатление. Новые возможности пригодятся профессионалам (дизайнерам, цветокорректорам, коллажистам) да и всем обладателям достаточно мощных компьютеров (как минимум Pentium III) с оперативной памятью объемом не менее 500 Мбайт.

Если же вам нужна всего лишь коррекция фотографий вроде устранения эффекта красных глаз или избавления от шума, то Photoshop 9 вам, в общем-то, ни к чему. Все эти действия можно выполнить и более эффективными средствами, прибегнув к помощи специальных программ или фильтров.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Гевенян — автор книги «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты» (изд-во «БХВ-Петербург»), 2004 г.

732