Пролог. Вновь «заштормило» на любимой Рокаде. Все неймется велианцам! Прошло немногим более года с той поры, как они получили от Галактической Федерации хороший пинок и с треском вылетели с Рокады. Но вот опять «на границе тучи ходят хмуро», опять на полных оборотах закрутилась военная машина. Я не успел даже снять погоны офицера ВВС Федерации и вернуться к своей гражданской профессии (см. № 7/01), как оказался в военной летной школе, правда, уже не в качестве курсанта. Теперь я, майор Джейсон Скотт, обязан по требованиям военного времени всего за несколько учебных вылетов из новобранцев-кадетов, полных «чайников», слепить боевых пилотов. Да помогут им мои наставления, да смилостивится над ними рок и убережет их от смерти в первом же бою.

На днях служба дальнего обнаружения подготовила всем нам большой сюрприз: прозевала вражеские штурмовики во время учебных полетов. Едва-едва удалось без потерь пригнать кадетов в «стойло». Начальник школы был наповал сражен моими виртуозными способностями овчара: «овцы» остались целы, а «волчьи шкуры» украсили школьный музей боевой славы. После этого «подвига» он не стал больше мурыжить мой рапорт о переводе в действующие войска.

Ура! Я зачислен в состав 5-й авиагруппы на базу «Зулу» — последний укрепленный пункт федералов, способный сопротивляться.

После выхода игры «Шторм» прошло полтора года (см. опять же № 7/01). Cовершенно очевидно, что заложенного в ней потенциала хватает не на один выпуск — продолжение просто обязано было последовать. И вот этот день настал: игра «Шторм. Солдаты неба» вновь поднимает боевые эскадрильи над далекой планетой Рокада.

С чего начать? Или, точнее, как грамотно продолжить знакомство с полюбившейся игрой? Прежде всего, следует списать свежее исправление. В первых числах января 2003 г. оно появилось за номером 1.06.22. Увы, это уже третье по счету со дня выхода игры и, похоже, не последнее.

Большая игра требует тонкой настройки, поэтому следующий шаг — запуск утилиты «Настройка», которая поможет выставить графику и звук на предельные возможности аппаратной части вашего ПК.

Теперь вы готовы стартовать. Хотя нет. Совсем нелишним будет заглянуть в Краткое руководство и вспомнить теорию. А вот после этого, пожалуй, можно скомандовать: «На взлет!». Чтобы программа могла отличать вас от других игроков, работающих с нею на этом же компьютере, зарегистрируйте личный позывной и ... полный вперед.

После длительного перерыва стоит уделить время тому, чтобы вспомнить подзабытые навыки управления хитрым хозяйством ЛА (летательный аппарат). Для этого нужно отыграть тройку «Тренировочных миссий». Кстати, теперь вы — майор, и в бою, как правило, командуете звеном, поэтому в тренировочных полетах много внимания уделяется отработке и закреплению навыков руководства ведомыми экипажами.

После тренинга начинается суровая, опасная работа. Что вы предпочитаете — сетевой или сольный вариант? В сети вас ждут смертельные поединки с асами, всегда готовыми помериться с вами умением вести воздушный бой. Сольный вариант — это несколько десятков миссий, различающихся по боевым задачам (сопровождение; прикрытие различных юнитов — танковых колонн, транспортов, крейсеров, авианосцев, боевых роботов; патрулирование; свободная охота; выход на цель по наведению и пр.), по используемым в заданиях ЛА (истребитель, перехватчик, штурмовик) и по их численному составу (соло, звено или войсковая группа), по вооружению (пушки, ракеты, торпеды), по географии боевых действий и т. д.

Все сюрпризы, которые преподносит «Шторм», перечислять и описывать бессмысленно — их нужно видеть. Вот один из «славных» эпизодов боевого пути 5-й авиагруппы. «Троян» в главном компьютере базы «Зулу» вывернул наизнанку систему ЯСС (я свой самолет), и все пушки базы начали нещадно палить по своим потрепанным в бою, заходящим на посадку ЛА, вернувшимся с заданий. И лишь снайперская атака главного героя на антенну наведения собственной базы исправила положение и свела к минимуму потери в людях и технике.

Стоит только загрузить очередную миссию, как сразу оказываешься в плену перипетий военной судьбы отличного парня с далекой планеты Рокада. Во время боя забываешь, что голосовая связь односторонняя, и начинаешь «адекватно» отвечать руководителю полетов, который не выбирает выражений в своих щедрых наставлениях пилотам, кувыркающимся в поднебесье. Порой вместо того, чтобы ловить в прицел очередную вражескую цель, завороженно пялишься на окружающее природное великолепие Рокады, грандиозные перспективы ее городов и циклопические масштабы военных сооружений. Потрясающе! Так бы и остался в этом виртуальном мире, летая, созерцая и исследуя. Впрочем, так хочется посбивать «уродин» с планеты Велиан, которые захотели колонизировать родную Рокаду. А еще бывает здорово, когда Ромэн Касев, командир твоей 5-й авиагруппы, на разборе очередного полета опять скажет: «Тыл и канцелярия! Героев прошу не задерживать с наградами. А если выйдет заминка, снимите свои!» (Отнеситесь со всем вниманием к высказываниям отцов-командиров на послеполетных брифингах — они обязательно войдут в анналы военных мемуаров или станут поговорками.) Также хочется, чтобы в следующий полет тебя назначили на юркий, как мышь, и крепкий, как крутое пасхальное яйцо, ЛА BFF22-222 Tornado, а не на летающий «груз 200» AP1-124 Apocalypse.

Спускаясь с виртуальных небес на грешную землю, выскажем еще несколько пожеланий. Хочется, чтобы программа меньше сбоила и не зависала на половине миссии, богато стимулирующей адреналин, чтобы самый простой режим сложности действительно стал легким, а не заставлял упражняться с одной миссией в течение суток. У обыкновенного геймера не всегда есть настроение отыграть за героя, порой хочется просто выжить, сесть на базу, подзалатать дыры, пополнить боекомплект или даже спасовать, отказавшись от миссии (ну не лежит к ней душа!). Но игра, несмотря на обещанную нелинейность структуры компаний, жестко диктует: «Парень, либо грудь в крестах, либо голова в кустах, третьего не дано». Иначе приговор: миссия провалена, майор Скотт пропал без вести во время выполнения боевого задания, и все дела. Игра должна оставлять победителем даже слабого игрока. Если команда разработчиков не согласна с этим тезисом, то она рискует потерять благодарную аудиторию. А кому это нужно? Это же не боевой имитатор! Хотя ничто не мешает на старшем уровне сложности использовать игру и в подобных целях — по своим качествам она вполне тянет на летный тренажер, да и элементы современной военной тактики по ходу можно усвоить.

А теперь давайте опять воспарим к небесам. Что же для этого понадобится? Тем, кто не отыграл «Солдат неба», непременно следует продолжить, а остальным — надоедать командирам проекта «Шторм» просьбами продолжения игры. Пока же поклонники «Шторма» могут тешить себя приготовленным для них сюрпризом — редактором миссий. Отныне они в состоянии сами сочинить нечто свое на тему запавших в душу сражений за Рокаду.


Шторм. Солдаты неба

Системные требования: Pentium II-450, 64-Мбайт ОЗУ, 3D-ускоритель, поддерживающий DirectX 8.1, 8Х-дисковод CD-ROM, 950 Мбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 95/98/ME/2000/XP.
Разработка: «MADия»
Издание: BUKA Entertainment

600