Разговор "новых русских":
- Гляди, какой у меня
телевизор - из чистого золота!
- А как же такой телевизор
смотреть?
- Этот телевизор не для того, чтобы его смотреть, он для того, чтобы его показывать!

Характеристики новой системной платы AOpen AX4B-533 Tube вроде бы вполне стандартные: предназначена она для Pentium 4 с частотой 1,4—2,4 ГГц (Socket 478), собрана на базе Intel 845E, содержит дисковый UDMA 33/66/100, сетевой и шестиканальный (5.1) звуковой контроллеры, а также шесть разъемов USB 2.0. Однако спутать ее с любой другой платой невозможно: согласитесь, нечасто можно встретить компьютерное устройство (не считая мониторов), содержащее электронную лампу!

Для чего это нужно? По замыслу конструкторов — для высококачественного звуковоспроизведения.

Поскольку лампа требует высоковольтного питания, ее не так уж просто сопрячь с остальными узлами ПК, поэтому на плате пришлось установить импульсный преобразователь на 115 В. Вместе со вспомогательными цепями лампа занимает довольно много места — от половины гнезд PCI разработчики отказались, оставив только три. На лампе гордо красуется надпись «Made in Russia», что, впрочем, неудивительно — цена некоторых европейских аналогов редкого ныне электронного прибора достигает 200 долл. Лампа представляет собой сдвоенный триод, включенный по схеме катодного повторителя. Другими словами, ей отведена довольно скромная роль согласующего элемента, не берущего на себя функций усиления или преобразования сигнала.

У платы есть еще одна интересная особенность, также связанная со звуковоспроизведением: собранный на этой плате ПК может выполнять функции CD-плеера даже без операционной системы. Нужная программа зашита прямо в микросхему BIOS. При включении компьютера после процедуры POST на экране появляется изображение симпатичного проигрывателя. По умолчанию, если в это время в дисководе находится музыкальный диск, начинается его воспроизведение, если же нет, то загружается ОС. Управление плеером выполняется с клавиатуры.

Очевидно, AX4B-533 Tube позиционируется как основа для домашнего развлекательного центра с уклоном в сторону высококачественного звуковоспроизведения. Насколько это оправдано? Отбросим на минуту сомнение в целесообразности применения ламп в маломощных звуковых цепях вообще (см. врезку «Лампы против полупроводников») и рассмотрим конкретное техническое решение. Конструкторы не взяли на себя труд по разработке гибридной лампово-транзисторной схемы (да и все специалисты в этой области уже давно на пенсии) и собрали на лампе практически изолированный каскад, словно взятый из древнего учебника. Что ж, такое включение по крайней мере неспособно испортить сигнал. И на том спасибо, хотя с этой ролью прекрасно справился бы и полевой транзистор. Далее. Современный домашний кинотеатр должен обеспечивать шестиканальный звук по схеме 5.1, и плата эту функцию, естественно, поддерживает. Вот только одна лампа с двумя триодами никак не может быть использована во всех шести каналах. Так что меломанам придется смириться с тем, что в большей части звуковых каналов лампы отсутствуют как класс. Декодер Dolby Digital, микшер, аналого-цифровой и цифроаналоговый преобразователи, микрофонный усилитель, переключатели — все это собрано исключительно на транзисторах, притом в интегральном исполнении (а часть функций обработки цифрового сигнала эмулируется программно). Другими словами, использование лампы не привело к уменьшению в схеме количества транзисторов. Так что если транзисторы способны ухудшить звучание, то звуковой тракт AX4B-533 Tube этой участи не избежал.

Дабы не быть голословным, я измерил коэффициент нелинейных искажений в сквозном тракте с помощью программы SpectraLab. Он оказался равным 0,004%, что, безусловно, очень хорошо. Несколько настораживают только пики на некратных частотах 1,3 и 2,5 кГц. Скорее всего они связаны либо с несовершенством передискретизации, либо с нестабильностью опорной частоты ЦАП. Для сравнения была измерена та же характеристика у старенькой платы SB Live! Player. Результат — 0,005%, т. е. разница оказалась в пределах погрешности измерения.

Вывод: предложенное инженерами AOpen решение по качеству звукового тракта ничем не лучше и не хуже других систем с поддержкой звука 5.1. Что касается дополнительных возможностей (музыкальный синтезатор, обработка звука, акустические эффекты и 3D-звук), то здесь оно существенно уступает внешним звуковым платам с установленным на них цифровым сигнальным процессором. Конструкция, правда, позволяет подключить внешнюю звуковую плату и даже отключить питание лампы для экономии электроэнергии, но ради чего тогда платить лишние деньги и жертвовать тремя разъемами PCI?

Недавно в магазине мне попался на глаза компьютерный корпус с окошком из оргстекла, открывающим вид на «интерьер» ПК и даже снабженный лампой для подсветки внутренностей. Как мне кажется, для платы AX4B-533 Tube идеально подходит именно такой корпус.


Лампы против полупроводников

Электронная лампа (триод) была изобретена Л. де Форестом в 1906 г. и более полувека оставалась основным элементом всей радиоэлектронной аппаратуры, включая первые компьютеры. За это время было внедрено в практику множество усовершенствований (количество электродов могло достигать восьми!), позволяющих применять электронные лампы в самом широком диапазоне частот и мощностей. В 1948 г. У. Шокли, У. Браттейн и Дж. Бардин изобрели транзистор, что привело к революции в электронике. Прибор, по свойствам похожий на ламповый триод, имел в сотни раз меньшие размеры и потреблял в сотни или тысячи раз меньшую мощность, не требовал накала и мог работать при напряжениях всего в несколько вольт.

Первые транзисторы были маломощными и низкочастотными, поэтому начало их применения связано со звуковоспроизводящей аппаратурой. Естественно, полупроводниковые приборы-новички не могли состязаться по качественным характеристикам с прошедшими многолетнюю эволюцию лампами. Поэтому неудивительно, что первые звуковые устройства на транзисторах оказались не на высоте. Более того, был замечен эффект так называемого «транзисторного звучания»: из двух усилителей, имеющих одинаковый коэффициент гармонических (нелинейных) искажений, ламповый звучал существенно лучше транзисторного. Отсюда берет начало немало слухов и легенд о ламповой звуковой технике, в частности, нередко приводятся мнения известных гитаристов, предпочитающих ламповые усилители транзисторным.

Впрочем, феномен «транзисторного» звучания отнюдь не является выдумкой меломанов и имеет вполне определенное обоснование с точки зрения как физики, так и физиологии человеческого слуха. Нелинейные искажения — это бесконечный ряд частотных составляющих, возникающих в нелинейном тракте и отсутствующих во входном сигнале. Коэффициент нелинейных искажений — число, характеризующее суммарную мощность гармоник. Естественно, одно и то же число может быть получено при разных спектрах гармонических составляющих, однако ухо обладает неодинаковой чувствительностью к различным гармоникам. Данные биофизических исследований свидетельствуют о том, что, с одной стороны, высшие гармоники более заметны на слух, чем низшие, а с другой — нечетные гармоники неприятнее четных. Если звук с выраженными нечетными гармониками можно характеризовать как резкий, жесткий, то четные гармоники, напротив, придают звуку теплоту и мягкость. Поэтому для электромузыкальных инструментов, изначально бедных гармониками, привнесение дополнительных четных гармоник может привести к улучшению тембра звука, в то время как для звуковоспроизводящей аппаратуры любые искажения — зло.

В отличие от ламповых усилителей, для транзисторных характерны как раз большая доля высших гармоник и ярко выраженное преобладание нечетных гармоник над четными. Впрочем, последнее отчасти определяется более низким напряжением питания транзисторных схем. Именно эти эффекты и объясняют природу «транзисторного» звучания.

Но техника не стоит на месте. Совершенствовалась как элементная база (увеличение предельных частот и мощностей транзисторов, изобретение полевых транзисторов), так и схемотехника (например, замена резистора генератором тока из двух-трех транзисторов практически исключает недостатки, связанные с низковольтным питанием). Поэтому если ламповый усилитель с Кг=1% по-прежнему звучит лучше транзисторного с таким же коэффициентом, то транзисторному с Кг=0,01% он уже явно будет уступать.

Жидкие кристаллы были открыты в 1889 г., а промышленное применение дисплеев на их основе насчитывает уже более четверти века, тем не менее наилучшую цветопередачу до сих пор обеспечивают дисплеи именно на основе электронной лампы (кинескопа). Лампы до сих пор используются и в усилительных устройствах, когда мощность измеряется киловаттами, так что век ламповой техники еще не закончился. Однако в маломощной звуковой, а также в цифровой технике лампы не имеют каких-либо преимуществ перед транзисторами.


AOpen AX4B-533 Tube

Оценка: ***1/2
вполне добротная плата. При встроенных сетевом и звуковом шестиканальном контроллерах наличие лишь трех разъемов PCI вряд ли можно считать большим недостатком. Несколько завышена цена, зато можно похвастать перед друзьями «ламповым» звуком.
Цена: 200 долл.
AOpen

1181