В качестве основной темы была предложена следующая: «Интернет-услуги для политики, экономики, бизнеса и финансов». Несмотря на участие в заседаниях членов Интернет-академии, большинство выступлений напоминало обычное информирование и не отличалось глубиной. Однако некоторые вопросы были рассмотрены весьма обстоятельно.

Довольно долго докладчики и участники топтались возле камня преткновения, на котором было обозначено: «Число пользователей Рунета». При этом излагались результаты, полученные на основе различных методик оценки от компаний SpyLog и «Рамблер». Но, к сожалению, слушателям не удалось выяснить, как соотносятся эти методики, поэтому сравнение результатов проводилось на вербальном уровне, что трудно признать убедительным. К тому же анализ деятельности Рунета скорее тяготеет к социологическим моделям обследования Интернета, в то время как изначально это инженерная система, для которой в первую очередь важно определить ее реальные функциональные характеристики. Так что доклады Ф. Вирина и Л. Делицына, хотя и интересны, но все же нуждаются в аналитическом сопоставлении на основе рассмотрения исходных системных моделей Рунета.

Активно обсуждался также электронный бизнес, и конечно же, не обошлось без критики и озвучивания перспектив. Так, не единожды высказывалась мысль о том, что для успешного ведения электронного бизнеса требуется активное участие банков, а С. Жуков, гендиректор компании Faktura.ru, даже предложил инфраструктуру эффективного бизнеса, основанную на платежной системе, поддерживаемой банковской организацией, и рассказал о ряде проектов.

На секции «Комплексный подход к организации электронного бизнеса современного предприятия» доклад Д. Гулько, президента НИЦТ «Интертех», был посвящен технологиям электронных закупок для промышленных предприятий и государственных учреждений. В частности, эта компания для установления таких B2B-отношений предлагает использовать решения собственной разработки типа торговой площадки «Инмарсис». Она эксплуатируется в течение трех лет крупными нефтяными и газовыми компаниями России, главным образом для повышения эффективности материально-технического снабжения.

Следует отметить и выступления, посвященные проблемам организации Интернет-диалога общества и его законодательных институтов (фонд «Открытая Россия»), новой модели процесса обработки многоязычного потока информации на основе аренды приложений (ASP) (компания ПРОМТ) и перспективам извлечения доходов для Интернет-СМИ (информационное агентство «Финмаркет»).

На отдельной секции были обсуждены современные стратегии использования Интернет-технологий в финансовых операциях и торговом бизнесе России на примере платежных систем «Яндекс-Деньги», Faktura.ru, Rapida, Platino, e-Port и др. Не осталась без внимания и страховая деятельность, которую разработчики робко, но все же пытаются поместить в Интернет (проекты компании ISD C).

Особняком стоял доклад Т. Дейнекина об эффективности Интернет-рекламы. Выступающий не только предложил свою модель анализа, но и заверил собравшихся, что получил интересные результаты. Надо полагать, что при исследовании отдельных аспектов действительно можно прийти к полезным рекомендациям, однако при комплексном анализе необходима дополнительная работа, так как придется преодолевать серьезное препятствие, определяемое тем, что системное представление рекламы в Интернете сугубо связано лишь с отдельными характеристиками и процессами рекламного бизнеса.

В заключение состоялся прием новых членов в Интернет-академию и награждение дипломами «За вклад в развитие российского Интернета». Также до сведения журналистов была доведена информация о «Всероссийском открытом Интернет-конкурсе «Золотой сайт?2002».

С подробной информацией о конференции можно познакомиться на сайте www.iii.ru .

Г. Р.