Современные условия для развития бизнеса таковы, что постоянный доступ к информации является сегодня определяющим фактором коммерческого успеха. Естественно, сидя в собственном офисе перед экраном компьютера, получить необходимую информацию — не проблема. Другое дело, если вы в командировке или на отдыхе, а обстоятельства требуют неотложного вмешательства. Или вы хотите, даже находясь дома, всегда быть в курсе событий.

Во всех этих случаях речь по сути идет об одном и том же — о мобильном доступе к информационным ресурсам как вашей компании, так и Интернета. Мобильный доступ подразумевает, что информация доступна для сотрудника фирмы из любой точки земного шара в любой момент времени, а сам он имеет возможность всегда выйти на связь и передать сведения, важные для компании. Во многих сферах деятельности мобильный доступ — единственное условие эффективного развития.

Возьмем обычную современную компанию. Руководителю фирмы для принятия решений необходимо всегда быть в курсе всех внутрифирменных изменений. Именно от его своевременных распоряжений зависит успех дела. Да и любому мобильному представителю компании своевременная корпоративная информация позволит действовать компетентно и оперативно. Кроме того, немалая часть внутрифирменных операций требует множества диалогов между ее сотрудниками, для чего давно используются электронные дискуссии. Теперь же участие в них могут принимать не только стационарные, но и мобильные пользователи. Это значительно ускоряет процесс принятия решений, что столь важно в современном бизнесе. Иными словами, без мобильного доступа к информации в настоящий момент уже не обойтись.

Мобильный доступ — еще мечта или уже реальность?

Технические решения реализации мобильного доступа различны, и зависят они от условий местонахождения пользователя. Можно выделить два основных отличающихся в техническом плане варианта организации доступа. Первый — для находящихся в общественных местах, офисах или дома. В этом случае доступ может быть осуществлен с любого подключенного к Интернету компьютера или, при желании, мобильного телефона.

Этот сравнительно недорогой вариант мобильного доступа в значительной степени повышает результативность работы перемещающихся сотрудников.

Второй — «для тех, кто в движении» — предполагает обязательное наличие мобильного телефона. Эта самая высокая на сегодня ступень мобильности стала реальной в связи с появлением принципиально новых технологий передачи информации: SMS (передача коротких текстовых сообщений), WAP (доступ с мобильного телефона к ряду Интернет-сервисов), GPRS (высокоскоростной доступ в Интернет через мобильный телефон) и SyncML (синхронизация данных). В отличие от первого варианта, когда сотрудник по сути является действительно мобильным, только если рядом есть компьютер, подключенный к Интернету (правда, для большей части сотрудников фирмы этого вполне достаточно), во втором случае сотрудник остается мобильным и при отсутствии оного. Второй вариант мобильности обойдется компании значительно дороже, но такие расходы могут быть оправданы для тех сотрудников, которые «постоянно на колесах».

Число же удовлетворяющих требованиям мобильности сотовых телефонов растет чуть ли не в геометрической прогрессии. Практически все модели сотовых телефонов стандарта GSM, выпущенные в 2001 г., поддерживают WAP. А в конце 2001 г. на рынке (в том числе и на российском) появились GPRS — совместимые телефоны. По данным компании Forrester Research, к 2003 г. уже треть жителей Европы будет пользоваться доступом в Интернет посредством мобильных телефонов.

Очень кратко о мобильных сервисах

Современный мобильный офис позволяет, находясь дома, в командировке или в дороге, решать обычные задачи стандартного офиса. Однако еще совсем недавно возможности мобильных пользователей ограничивались получением некоторой оперативной информации (это новости, курсы валют, прогноз погоды, котировки, информация авиакомпаний, туристическая информация и т. п.).

Что же касается таких сервисов, как электронная почта, совместная работа над документами, планирование и организация деятельности и т. п., то пока очень мало компаний предлагают приложения, ориентированные на мобильных пользователей и использующие в полной мере новые технологии мобильного Интернета (WAP, GPRS, SMS/EMS/MMS, SyncML и пр.). Одна из причин такого положения дел заключается в том, что мобильные сервисы пока еще довольно дороги. Правда, очевидно, что стоимость мобильных услуг по мере развития технологий передачи данных будет снижаться. С другой стороны, весьма ограниченный выбор приложений для мобильных пользователей, видимо, связан с определенными сложностями и новизной разработки подобного программного обеспечения. Ведь приложения для мобильных пользователей — это не просто WML-страничка на маленьком экране. Существуют определенные требования к приложению, чтобы им действительно было удобно пользоваться. К числу самых важных из них стоит отнести:

  • минимальное количество нажатий на клавиши или на сенсорный экран для доступа к информации (каждый добавочный "клик" уменьшает число потенциальных пользователей системы), ведь маленький экран не располагает к просмотру больших информационных объемов;
  • возможность получать персонализированную информацию автономно или по расписанию;
  • возможность синхронизации персональных данных между стационарными и мобильными устройствами вне зависимости от конкретной операционной системы и оборудования.

Все это и привело к тому, что лишь в 2001 г. появились первые информационные менеджеры для мобильных пользователей.

Информационный менеджер для мобильного пользователя

Для стационарных пользователей компьютер в качестве информационного менеджера уже давно стал вполне привычным и обыденным. Иное дело — мобильные пользователи. Конечно, мобильный доступ к Web-серверам для владельцев устройств, поддерживающих протокол WAP, стал возможным несколько лет назад. Но на этом по сути весь мобильный сервис и заканчивался.

Программные продукты с более широкими возможностями в плане почтовых, организационных и коммуникационных сервисов стали доступны cовсем недавно. В первую очередь это серверные продукты семейства Microsoft.NET Enterprise Servers и Lotus Domino Everyplace. К примеру, в июне 2001 г. в продаже появился сервер мобильных приложений Microsoft Mobile Information 2001 Server, открывающий мобильным пользователям доступ к приложениям Microsoft.NET Enterprise, корпоративным данным и информационным ресурсам.

Mobile Internet Office

Однако указанные выше программные продукты ориентированы в первую очередь на крупные компании. Небольшим и средним организациям, желающим получить конкурентное преимущество за счет «мобилизации» своих сотрудников, могут оказаться не по плечу необходимые финансовые расходы. В этом случае можно остановить свой выбор на, прямо скажем, не таких знаменитых, но обладающих неменьшими возможностями программных продуктах. Например, на серии продуктов MIO — Mobile Internet Office (www.mobico.ru), кстати, разработанных в России и появившихся в продаже в мае 2001 г. Наряду со стандартным набором почтовых, организационных и коммуникативных сервисов для стационарных пользователей они дают оперативный доступ ко всем перечисленным сервисам и для мобильных пользователей. А стоят гораздо дешевле. Да и проверены более чем на 1 млн. российских пользователей (продукты MIO используются Интернет-порталом «Рамблер» для построения своих публичных сервисов: почта, чат, календарь и т. п., а о регистрации миллионного пользователя почты «Рамблер» было объявлено в новостях еще в сентябре 2001 г.).

MIO Mail Server обеспечивает корпоративных пользователей почтовой системой с возможностью доступа через Web, WAP и с клиентских программ по протоколам SMTP/POP/IMAP. В случае Web-доступа к почте можно воспользоваться любым браузером (Internet Explorer, Netscape Navigator, Opera и т. д.). В качестве же почтовых клиентов подойдет Outlook или Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat! и т. д. Пользователи получат Web- или WAP-доступ к персональному органайзеру на базе MIO Organizer Server (календарю, адресной книге, личному блокноту, хранилищу файлов и закладок на Web-ресурсы) с возможностью автоматической синхронизации информации с клиентскими программами на стационарных и карманных компьютерах. Благодаря группе коммуникативных сервисов MIO Community Server станет реальностью коллективная работа как стационарных, так и мобильных пользователей. Нельзя не отметить и тот факт, что MIO поддерживает все современные технологии мобильного Интернета: SMS/EMS/MMS, WAP, GPRS и SyncML. Все это обеспечивает широкие возможности для доступа сотрудников к корпоративной информационной системе с помощью ноутбука, карманного компьютера или мобильного телефона.

Ко времени написания статьи последней считалась версия 3.0 Mobile Internet Office.

А теперь о некоторых практических аспектах работы в среде Mobile Internet Office.

Работа с MIO через Web и WAP

В целом серию продуктов MIO можно назвать интегрированным информационным менеджером, тщательно спроектированным с учетом требований эффективной организации труда в современном офисе. Ориентирован он как на стационарных, так и на мобильных пользователей, поэтому предполагает в первую очередь работу через Web- и WAP-интерфейсы, хотя взаимодействует и с любыми почтовыми клиентами. Как правило, MIO, так же как, к примеру, и Microsoft Exchange Server, устанавливается на корпоративном сервере компании. Хотя возможно и создание собственного виртуального сервера на удаленной инсталляции MIO. В любом случае именно на сервере компании (назовем его условно www.firma.ru) и будет храниться вся информация. Для обеспечения безопасности сервера предусмотрены доступ по SSL-протоколу и использование известных и проверенных методов защиты данных.

Что же касается непосредственно Web-интерфейса, то он предоставляет максимально полный доступ ко всем возможностям Mobile Internet Office. Более того, ряд возможностей системы доступны пользователям только через Web-интерфейс (изменение персональных настроек, создание и редактирование почтовых фильтров, сортирующих почтовый трафик прямо на сервере, и т. п.).

Вход в систему (и в Web-, и в WAP-интерфейсе) осуществляется только после ввода имени и пароля. Немаловажное значение имеет выход из системы для Web-пользователей, особенно если пользователь вошел в систему с общедоступного компьютера (Интернет-кафе и т. п.). В этом случае корректный выход из системы через кнопку «Выход» совершенно необходим — он гарантирует завершение сеанса работы, так что другой пользователь этого же компьютера уже не сможет продолжить работу с системой.

Работа с MIO через Web-интерфейс

Работа через Web-интерфейс напоминает привычную работу в среде Рабочего стола менеджера персональной информации (например, MS Outlook). И хотя интерфейс другой, возможности менеджеров персональной информации MIO и того же MS Outlook весьма схожи. Это и события календаря (формирование списка личных встреч, задач и заметок), и набор папок для хранения почтовых сообщений, и адресная книга (рис. 1).

Рис. 1. Функциональные возможности Web-интерфейса

Правда, тут же возникает вопрос: зачем вообще нужна работа через Web-интерфейс? Не проще ли пойти по уже проторенному пути: установить выделенный сервер у себя в офисе, закупить подходящую почтовую серверную программу и умеющий работать с ней почтовый клиент. Тем более что все вышеназванное скорее всего уже давно установлено и работает. Этот привычный вариант, действительно, полностью себя оправдывает, если все сотрудники фирмы работают стационарно.

Однако если необходима оперативная связь с мобильными сотрудниками (доступ к корпоративной информации, почта, групповое взаимодействие и т. п.), стандартный подход ничего не дает. Мобильные пользователи при таком варианте организации связи оказываются полностью отрезанными от компании. Именно на таких сотрудников (имеющих доступ к любому подключенному к Интернету компьютеру) и рассчитан Web-интерфейс Mobile Internet Office, в то время как стационарные сотрудники на своих рабочих местах могут по-прежнему работать с привычным почтовым клиентом.

В то же время стоит отметить, что в целом функциональные возможности, предоставляемые через Web-интерфейс, гораздо шире, нежели в случае использования почтового клиента. К примеру, групповое планирование не ограничивается организацией собраний и событий, как, скажем, в MS Outlook.

В качестве иллюстрации возможностей Web-интерфейса рассмотрим вариант использования групп на примере некоторой компании, сотрудники которой работают одновременно над несколькими проектами и, естественно, взаимодействуют между собой. В этом случае на сервере компании www.firma.ru, реализованном на основе MIO, потребуется создать частные группы для сотрудников, объединенных работой внутри конкретного проекта. Вместе с тем общекорпоративное взаимодействие можно будет обеспечить благодаря наличию публичной группы уже для всех сотрудников компании.

Все это не только предоставляет всем сотрудникам фирмы возможности почтовой системы, но и гарантирует организацию полноценного группового взаимодействия. Рассмотрим несколько примеров, когда групповые инструменты просто необходимы:

  • использование групповых почтовых ящиков для обслуживания выделенных корпоративных адресов (info@firma.ru, marketing@firma.ru и т. п.), что обеспечивает доступ к переписке по этим адресам всем сотрудникам, отвечающим за данное направление деятельности компании;
  • использование общих почтовых ящиков частных групп членами этих групп для обмена информацией при работе над конкретными проектами;
  • доступ всех членов группы к общей адресной книге (например, доступ всех сотрудников компании к адресной книге фирмы или доступ руководства компании и сотрудников отдела продаж к базе данных коммерческих контактов фирмы);
  • возможность группового планирования благодаря синхронному отражению событий групповых ежедневников в личных календарях всех членов группы;
  • доступ всех членов группы к общим хранилищам документов (файлов для коллективного обсуждения); количество хранилищ не ограничено, а сами хранилища могут иметь сложную древообразную структуру; при добавлении или изменении документов хранилища соответствующие уведомления будут приходить каждому члену группы;
  • проведение off-line-конференций для решения вопросов, требующих коллективного обсуждения, как в отношении всех сотрудников компании, так и исключительно для членов отдельных групп;
  • организация on-line-общения между членами групп через чат для оперативного принятия решений;
  • возможность назначения задач другим сотрудникам внутри конкретной группы и контроль за их выполнением;
  • возможность создания групповых блокнотов с заметками по актуальным и выносящимся на обсуждение вопросам;
  • коллективное использование закладок на сайты, представляющие интерес как для компании в целом, так и для определенной категории сотрудников (членов отдельной группы).

Кроме того, у членов группы есть и дополнительные возможности: отправка приглашений в чат на ICQ, пейджеры и мобильные телефоны, перенаправление различных уведомлений (например, изменение статуса документа в хранилище или появление нового сообщения в off-line-конференции) на мобильный телефон.

Работа с MIO через WAP-интерфейс

Рис. 2. Пример доступа к почте через WAP-интерфейс
WAP-интерфейс, входящий в комплект стандартной поставки Mobile Internet Office, позволяет мобильным пользователям при помощи WAP-телефона получать доступ к корпоративным новостям, выполнять основные операции с почтой (чтение, удаление, создание и отправка писем), использовать ресурсы адресной книги, как персональной, так и всех групповых, а также просматривать данные ежедневника (рис. 2).

Стандартная поставка MIO включает в себя и достаточно гибкие средства создания и настройки пользовательских интерфейсов, что дает возможность реализовать и более разветвленные средства работы WAP-пользователей с различными приложениями МIО — почтой, менеджером персональной информации или групповыми приложениями.

Особенности работы с SMS

На конец 2001 г. количество ежедневно передаваемых на мобильные телефоны SMS-сообщений превысило отметку в 1 млрд. в день (по данным Ассоциации GSM), и спрос на подобные услуги продолжает расти. Доход, полученный в 2001 г. от услуг по передаче SMS-сообщений, по данным Ovum, можно оценить в 18,9 млрд. долл. Специалисты Strand Consult утверждают, что дальнейшее распространение SMS-cервиса приведет к более быстрому развитию мобильной связи второго (2G) и третьего (3G) поколений. Поэтому SMS-cервис и включен в число основных каналов взаимодействия MIO с мобильными пользователями.

Если ваша корпоративная система будет построена на основе MIO в комплекте с компонентом MIO Wireless Option, то сотрудники смогут настраивать извещения о получении новых писем (или даже копировать особенно важные сообщения) на свой сотовый телефон с поддержкой SMS.

Иными словами, как вся корреспонденция, так и только отобранные по ряду признаков письма (при помощи настраиваемых пользователем фильтров) могут перенаправляться на пейджеры или в виде SMS-сообщений на мобильные телефоны. При этом пользователь может просмотреть заголовки пришедших писем, какие-либо прочитать, а при необходимости и ответить на них, переслать на другой адрес или удалить из ящика. Причем все это можно сделать не только при помощи WAP-телефона, но и более доступным и дешевым способом — используя специальные «управляющие» SMS-сообщения. Возможны и другие варианты: при получении SMS-оповещения о получении очень важного сообщения по электронной почте воспользоваться переносным (к примеру, находясь в гостинице) или стационарным (находясь на рабочем месте или дома) компьютером.

Кроме расширения возможностей электронной почты, SMS позволяет пользователям MIO направлять уведомления «Календаря» на свой мобильный телефон. А поскольку события в «Календаре» пользователя могут быть не только персональными (т. е. создаваемыми и редактируемыми самим пользователем), но и групповыми (создаваемыми администратором группы), механизм SMS-уведомлений «Календаря» превращается в мощный инструмент планирования времени мобильного сотрудника.

Для того чтобы все это стало действительно возможным, мобильный пользователь в системе MIO должен вначале создать SMS- или пейджинговый канал оповещения («Настройки?Личные настройки»). Во-первых, это гарантирует получение уведомлений именно на его мобильный телефон, а во-вторых, защитит от SMS-спама. После создания SMS- или пейджингового канала оповещения нужно будет настроить автоматическую обработку входящих сообщений через фильтры («Настройки?Настройка фильтров?Копировать на сотовый телефон (SMS) или пейджер»). Естественно, указывать здесь можно лишь те сотовые телефоны (SMS) или пейджеры, которые были предварительно определены в списке SMS/пейджинговых каналов в персональных настройках пользователя.

Особенности работы с SyncML

Широкое распространение персональных компьютеров автоматически привело к появлению крайне актуальной и до последнего момента очень непросто решаемой проблемы синхронизации данных. Суть этой проблемы в том, что большинство пользователей хранят и редактируют персональную информацию, например записи в «Календаре-ежедневнике» или в «Адресной книге», в нескольких местах (персональный компьютер дома и на работе, ноутбук, карманный компьютер или электронный органайзер, сотовый телефон с встроенными календарем и адресной книгой и т. д.). И если раньше проблема синхронизации сделанных изменений сводилась к синхронизации данных, обрабатываемых одними и теми же программами, но установленными на разных компьютерах, то сегодня в связи с активным распространением мобильных устройств ситуация существенно усложнилась. Для хранения и обработки пользовательской персональной информации теперь применяются системы принципиально отличающихся друг от друга стандартов. И в этих условиях решение проблемы синхронизации информации становится насущной необходимостью.

Новый протокол SyncML, созданный на базе XML, стал сегодня основным стандартом синхронизации персональных данных между мобильными устройствами, персональными компьютерами и сетевыми приложениями вне зависимости от особенностей конкретной сети, операционной системы, сервера и оборудования. Инициатива по разработке нового стандарта синхронизации была поддержана более чем 500 компаниями, среди которых Nokia, Ericsson, IBM, Lotus, Matsushita, Motorola, Samsung, Palm, Psion и др. Первые SyncML-совместимые программные продукты и сервисы появились в 2001 г. (в их числе и MIO). А к концу 2001 г. вышли и первые SyncML-совместимые мобильные устройства (например, Nokia 9210 и Ericsson T39 или T68). Однако, по заявлениям представителей компании Nokia, уже к концу 2003 г. таких устройств в мире будут сотни миллионов, во всяком случае все новые модели Nokia и Ericsson (к которым, скорее всего, в ближайшем будущем присоединятся Motorola, Matsushita и Samsung) поддерживают SyncML.

Использование SyncML-совместимых устройств и ПО означает, что любые изменения, сделанные пользователем, к примеру, на сотовом телефоне или карманном компьютере, автоматически появляются на его стационарном компьютере или на удаленном приложении, размещенном на корпоративном сервере или в Интернете (рис.3).

Рис. 3. Данные на сотовом телефоне и стационарном компьютере идентичны

Программные продукты MIO обеспечивают полную синхронизацию с SyncML-совместимыми мобильными устройствами (например, с телефонами Nokia 9210 или Ericsson T39) напрямую, через WAP (без установки дополнительного ПО), а с клиентскими приложениями для ПК (например, MS Outlook или MS Outlook Express) — через специализированное клиентское приложение. В частности, специализированная программа MIO Sync Client используется для синхронизации «Календаря» и адресной книги MS Outlook c «Календарем» и адресной книгой корпоративных серверных приложений, созданных на базе продуктов MIO.

Проблема синхронизации при использовании нескольких компьютеров и мобильных устройств решается практически автоматически: все хранится в одном месте — на сервере, а потому все изменения видны с любого компьютера.

Microsoft Mobile Information Server

Корпорация Microsoft (www.microsoft.com) также продолжает вести активную работу по реализации идей своей основополагающей концепции .NET в плане создания серверных решений, которые обеспечили бы возможность получения информации в любое время, в любом месте и на любое устройство. Иными словами, над разработкой программных продуктов, ориентированных на мобильных пользователей. Некоторые мобильные возможности присутствовали уже в серверных продуктах MS Exchange (особенно в Exchange 2000 Server), но до настоящей мобильности им было далеко, пока основополагающая идея концепции .NET не нашла своего отражения в разработке специальной платформы и ряда приложений для мобильных пользователей.

На роль платформы с полным правом претендует сервер мобильных приложений Mobile Information Server (MIS), первая версия которого (Microsoft Mobile Information 2001 Server) появилась в продаже в июне 2001 г. На сегодня пользователям стала доступна и вторая версия продукта — Microsoft Mobile Information 2002 Server. Уже сейчас по данным Microsoft, сервер MIS широко используется рядом крупнейших бизнес-корпораций и телекоммуникационных компаний в Европе.

MIS обеспечивает мобильным пользователям защищенный доступ для широкого спектра мобильных устройств. Им становятся доступны почтовые ящики, календарь, контакты и планируемые задачи (т.е. персональная информация, хранящаяся в системе на основе MS Exchange 5.5 и Exchange 2000). Кроме того, Mobile Information Server позволяет обращаться с помощью беспроводной связи к корпоративным приложениям и другим ресурсам внутренних корпоративных сетей, например к Web-приложениям, работающим под управлением Windows 2000 Server. Безопасность доступа обеспечивается в результате изолирования сервером тех сегментов сети, к которым предоставляется доступ по мобильным устройствам.

Система Mobile Information Server включает два встроенных приложения — Outlook Mobile Access и Intranet Browse. Outlook Mobile Access — серверное приложение, обеспечивающее мобильным пользователям доступ к электронной почте, календарю, контактной информации и списку задач. С его помощью пользователи получают уведомления от Exchange 2000 Server и могут в реальном времени обмениваться информацией, а также просматривать, создавать и изменять информацию, полученную из корпоративной сети, построенной на платформе Exchange Server. А Intranet Browse обеспечивает доступ к WAP-приложениям, размещенным в интрасети. Кроме того, в едином блоке с указанными приложениями может использоваться клиентская программа для настройки правил оповещения — Microsoft Outlook Mobile Manager. А для синхронизации информации между мобильным устройством и настольным компьютером через кабельное либо беспроводное соединение потребуется приложение Microsoft ActiveSync. Два последних приложения не входят в систему Mobile Information Server, но распространяются бесплатно и могут быть загружены с Web-сервера Microsoft.

Mobile Information Server существует в виде двух выпусков: Mobile Information 2001 Server Enterprise Edition, который предназначен для корпоративных клиентов и поставщиков услуг доступа к приложениям (ASP) и Mobile Information 2001 Server Carrier Edition, ориентированного только на операторов мобильной связи и обеспечивающего организацию эффективного взаимодействия с Mobile Information Server Enterprise Edition, установленным в корпоративной сети конечного заказчика, с мобильными устройствами, подключенными к сети этого оператора.

Однако приложение ActiveSync рассчитано лишь на Windows-системы (CE-устройства по-прежнему нельзя присоединять к Mac-компьютерам), т. е. о синхронизации информации для действительно различных операционных систем и мобильных устройств разных производителей речь не идет. Иными словами, ActiveSync, а следовательно, и MIS в целом не поддерживают международный межплатформный стандарт синхронизации SyncML.

Возможности MIS при организации внутрикорпоративной деятельности

Учитывая ориентацию MIS на Exchange Server, нельзя не отметить автоматически вытекающие отсюда преимущества использования MIS при внутрикорпоративной работе. Полная интеграция с MS Outlook обеспечивает управление документами и файлами, личными контактами, событиями календаря, личными задачами и сообщениями, которые приходят по электронной почте и факсу, и т. д., как для стационарных, так и для мобильных пользователей.

Нельзя не назвать и возможность использования групповых папок на сервере Exchange, что позволяет создать эффективную среду для организации коллективной деятельности с учетом мобильных пользователей. Сегодня широко используются следующие возможности:

  • организация документооборота на предприятии, в том числе совместного использования документов общего назначения, сообщений, календарей, задач и контактов и совместной работы над документами;
  • формирование расписания встреч и совещаний с использованием календаря, обеспечение совместного доступа к личным расписаниям отдельных сотрудников группы;
  • публикация списков задач в рамках конкретного проекта;
  • проведение коллективных дискуссий в режиме реального времени;
  • хранение всей информации по проекту в одном месте, доступном любому пользователю при наличии у него соответствующих полномочий.

Иными словами, теперь каждый, кому необходимо хранилище для разделяемой информации, может легко создать групповую папку с информацией и указать круг лиц, имеющих право доступа к этой папке.

Не стоит забывать и о возможности достаточно простой организации резервирования всех документов, используемых в совместной работе.

Mobile Information Server поддерживает MS Exchange и полностью совместим с Windows 2000.

Кроме того, МIS поддерживает обмен сообщениями в форматах HTML, WAP/WML и HDML. При этом, естественно, возможна и отложенная доставка, а оповещения могут передаваться как по Интернет-протоколу SMTP, так и по протоколу мобильных сетей SMS.

Наконец, продуктом поддерживается служба каталогов ADSI/ LDAP. Этим обеспечивается централизованное управление пользователями сети. Поставщики услуг могут строить свои сети в виде легко управляемых иерархических структур, состоящих из сайтов, доменов и более мелких подразделений.

Два слова о синхронизации

Проблема синхронизации информации между мобильными устройствами и настольными компьютерами решается Microsoft через установку, как уже было выше сказано, дополнительного приложения Microsoft ActiveSync. Оно обеспечивает возможность синхронизации как файлов, так и электронной почты и персональных данных: контактов и календаря.

* * *

Рассмотренные решения демонстрируют различный подход в достижении единой цели: обеспечения мобильных пользователей защищенным доступом к информации.

Очевидны преимущества для работы во внутрикорпоративной сети в продуктах MIS. А широкое использование MS Exchange значительно облегчает переход на новую, мобильную ступень.

С точки зрения работы в Web- и WАР-интерфейсах более выигрышно выглядят продукты MIO. Это прежде всего касается простоты и гибкости встроенных средств создания нового пользовательского Web- или WAP-интерфейса, да и стандартный пользовательский Web-интерфейс MIO, бесплатно входящий в комплект поставки продукта, реализует гораздо больше функций — в этом смысле продукты Microsoft требуют весьма квалифицированной (а значит, дорогой) настройки. А учитывая встроенную в MIO поддержку не только стандартных международных протоколов взаимодействия между Центрами службы коротких сообщений (SMSC), но и весьма специфических внутрироссийских стандартов взаимодействия SMSC, можно утверждать, что в плане функционала SMS, во всяком случае для российских компаний, возможности MIO превосходят MIS. Кроме того, в состав MIO входят и бесплатные клиентские программки, позволяющие синхронизировать MS Outlook/Outlook Express по протоколу SyncML, а вот серверного компонента к MIS для прямой синхронизации с SyncML-устройствами пока ожидать не приходится.

ОБ АВТОРЕ

Светлана Шляхтина - преподаватель компьютерных технологий, автор серии книг для пользователей: е-mail: shl_s2@mail.ru


MIO

Коммуникационный сервер для стационарных и мобильных пользователей.

Системные требования: Pentium; ОЗУ от 32 Мбайт и не менее 40 Мбайт на жестком диске (необходимый объем ОЗУ и дискового пространства зависит от числа пользователей); ОС Intel Solaris, Sparc Solaris, Linux, FreeBSD, Windows 95/98/Mе/NT/ 2000/XP (по заявлениям компании, версия для Windows готовится к выпуску).

Цена: от 330 долл. (100 пользователей) до 14 000 долл. (неограниченное число пользователей); предоставляется 30-дневная пробная версия, которую можно получить на сайте производителя (www.mobico.ru).

«Мобико» (ЗАО «Мобильный Интернет»)


Microsoft Mobile Information Server

Сервер для мобильных пользователей.

Системные требования: Pentium II на 500 MГц; ОЗУ от 256 Мбайт (рекомендуется 512 Мбайт), и не менее 50 Мбайт на жестком диске (необходимый объем ОЗУ и дискового пространства зависит от числа пользователей); ОС Windows 2000 Server или Windows 2000 Advanced Server с установленным Service Pack 2 (SP2) и службой Microsoft Message Queue Services, а также службой AD и системой обмена сообщениями Exchange Server (Exchange 2000 с SP2 или Exchange Server 5.5 с SP4).

Установка Exchange Server и Mobile Information Server на одну систему не допускается.

Цена: определяется конкретной фирмой—представителем Microsoft, например, в SoftLine для Microsoft Mobile Information Server Enterprise Edition лицензия на одного пользователя стоит 19 долл. (минимальное количество — пять лицензий); на сайте производителя предоставляется 120-дневная пробная версия; Outlook Mobile Manager и Microsoft ActiveSync можно получить бесплатно на сайте производителя (www.microsoft.com)

Mobile Information Server лицензируется по принципу «на рабочее место». Отдельная лицензия нужна для каждого устройства, с которого происходит обращение к любому из сервисов изнутри корпоративной сети, из глобальной сети или извне сети.

Microsoft