Можно ли сегодня кого-нибудь удивить дисководом CD-RW? Действительно, что ни день, то появляются новые модели с невиданными ранее скоростями. Но ведь это уже стало настолько привычным, что впечатляет не более, чем выпуск очередного Pentium с частотой XYZ МГц. Здорово, конечно, но сердце как-то не радует... Вот и с CD-RW почти такая же картина. Почти, да не совсем. Оказывается, есть еще чему удивляться, надо лишь посмотреть в правильном направлении. В свое время наш журнал по разным причинам не стал рассказывать о замечательном дисководе Yamaha CRW3200. Упущенное следует наверстывать, и потому сейчас речь пойдет о его последователе — модели CRW-F1E DiscT@2.

Yamaha — одна из немногих фирм, которые могут похвастаться тем, что разрабатывают свои дисководы самостоятельно. Не стала исключением и модель CRW-F1. Этот аппарат удивляет своей «самостийностью» с самого первого взгляда. Дизайн строг до аскетизма — сплошные прямые углы без намека на округлость. Даже такой пустяк, как индикатор, и тот необычен — он ярко-синий, а при операциях записи меняет свой цвет на розовато-белый. Скоростная формула тоже не как у всех: мы привыкли к значениям вроде 40 или 48X, здесь же скорости чтения CD и записи CD-R — «нестандартные» 44X, а запись на соответствующие носители CD-RW изделие Yamaha может вести аж со скоростью 24X. Если по каким-либо причинам вам не нужна максимальная скорость чтения (например, хочется слегка снизить издаваемый накопителем шум, тем более что он действительно немаленький), то ее можно ограничить программными средствами до значений 10, 24 и 32X. При записи дисков CD-R в программе Nero имеется выбор из скоростей 1, 4, 8, 16 и 44X. Когда в качестве носителя используется CD-RW, то для обычных (медленных) дисков можно вести запись со скоростями 2 и 4X, для дисков CD-RW High Speed становится недоступным значение 2X, но добавляются 8, 10 и 12X, а если вам удастся приобрести диски CD-RW Ultra Speed (у меня на момент тестирования этого не получилось), то их вы сможете записывать со скоростями 10, 16 и 24X. Сухими цифрами нынче никого не удивишь, однако Yamaha постаралась и тут. Как известно, практически все современные накопители CD-RW используют метод зонной записи с постоянной линейной скоростью (Z-CLV). Суть его понятна из графиков на соседней странице.

Метод Z-CLV стал возможным благодаря появлению технологии защиты от ошибок опустошения буфера (BURN-Proof, JustLink и им подобные). Именно такая защита и вступает в действие в момент перехода с одной «ступеньки» Z-CLV на другую, так как при переключении на следующую скорость запись приостанавливается. Очевидно, что в этих местах на диске образуются точки связи. Конечно, большинству пользователей они ничем не грозят, но если вы предъявляете высокие требования к качеству записи CD, особенно звуковых, то тут есть о чем призадуматься. Что предлагает Yamaha? Разумеется, защита от ошибок опустошения буфера (объем которого, кстати, составляет 8 Мбайт) в дисководе CRW-F1 тоже есть — SafeBurn. Изюминка заключается в том, что защита эта используется только по своему прямому назначению, т. е. в экстренных ситуациях, запись же ведется с постоянной угловой скоростью (CAV). Как следствие — отсутствие точек связи и сопутствующих им абсолютно разных условий записи до и после связи, а в результате — высокое качество записи. Любители пакетной записи (InCD, DirectCD) при использовании высокоскоростных носителей CD-RW могут выбирать режим записи — CLV или CAV. Для разовых сбросов на диск больших объемов данных предпочтительнее установленный по умолчанию CLV, однако если вы обращаетесь к диску очень часто, то выгоднее может оказаться CAV, поскольку диск вращается с постоянной скоростью и накопителю не требуется ее динамически изменять в зависимости от места записи/считывания.

Говоря о качестве, нельзя пройти мимо еще одной уникальной особенности дисковода Yamaha — системы контроля качества записи Audio Master (не путать с одноименным инструментом программы CD Mate). Технология Audio Master впервые была реализована в модели Yamaha CRW3200, а в CRW-F1 получила дальнейшее развитие. Как видно из названия, она предназначена для записи звуковых компакт-дисков. Длительность звучания CD объемом 650 и 700 Мбайт (74 и 80 мин), записанных в режиме Audio Master, составляет 63 и 68 мин соответственно. «Вот те на! — воскликнет нетерпеливый читатель. — Мы в наших суровых российских условиях за каждую халявную секунду боремся, а тут не только лишнего не дают, а еще и отнимают зачем-то!» Халява — вещь, конечно, приятная, особенно когда не подозреваешь, что на самом деле ее просто не существует. Меломаны с тонким слухом (и высококлассной аппаратурой) прекрасно знают, что качество звучания у штампованных компакт-дисков, как правило, заметно выше, чем у их копий, записанных на CD-R, особенно с высокой скоростью. Виновник тому — явление под названием «джиттер» (jitter). Вкратце суть его сводится к следующему. Информация на CD записывается в виде отражающих и неотражающих участков (так называемых «лэндов» и столь любимых Иваном Тарановым «питов»). Поступающие от «лэндов» и «питов» цифровые данные расшифровываются CD-проигрывателем и преобразуются в звук. Беда в том, что по разным причинам (отклонение размера «питов», пульсация напряжения, качество CD-R и др.) сигналы от «питов» и «лэндов» приходят со сканирующего устройства CD-плеера со случайным временным разбросом, из-за чего и возникает дрожание сигнала, т. е. джиттер. Чем он выше, тем хуже локализуются источники звука в пространстве, обедняются басы, а сам звук теряет «прозрачность».

Полностью избавиться от джиттера крайне затруднительно, но уменьшить его можно. В режиме Audio Master записываемые дисководом «питы» и «лэнды» длиннее, чем при обычной записи. Абсолютные отклонения размеров «питов» не изменяются, а вот относительные уменьшаются, вследствие чего «джиттер» снижается на 30% (по данным Yamaha), что весьма близко к показателю штампованных CD.

Воспроизведение дисков, записанных в режиме Audio Master, происходит с линейной скоростью 1,4 м/с (вместо стандартной 1,2 м/с), и, вероятно, поэтому фирма честно предупреждает, что у подобных носителей возможны трудности с чтением на некоторых бытовых CD-рекордерах и пишущих CD-дисководах. С другой стороны, поскольку фотодетектор получает большее количество отраженной информации, сигнал получается более сильным, что благоприятно сказывается на проигрывании таких CD, например, в автомобильных системах. Остается добавить, что технологию Audio Master можно использовать при записи в режиме DAO со скоростями 1, 4 и 8X.

Разумеется, CRW-F1 поддерживает новый стандарт пакетной записи CD-MRW (CD Mount Rainier ReWriting), которому прочат большое будущее, так как он должен сделать работу с CD-RW столь же простой, как с обычной дискетой (аппаратное управление дефектами носителя, 2-Кбайт адресация при записи, фоновое форматирование, извлечение диска в любой момент). Возможно, у CD-MRW действительно впереди светлые дали (особенно при мощной поддержке Microsoft), но лично мне данный стандарт уверенности в завтрашнем дне не прибавляет. Судите сами: в среде Windows 2000 под управлением программы InCD запись набора файлов общим объемом 520 Мбайт на CD-RW High Speed (4—10X) с форматированием Mt. Rainier длилась около 20 мин (причем это время не зависело от того, какой использовался диск — чистый или уже отформатированный). Та же самая операция, но при обычном пакетном форматировании заняла чуть больше 6 мин. Для себя я сделал вывод, что Mt. Rainier действительно можно сравнить с флоппи-диском, особенно по удручающе низкой производительности.

Если ничто из вышесказанного вас все-таки не удивило, вся надежда на последний залп — DiscT@2. Если не искать в этой странной надписи тайный смысл, а просто прочитать ее по-английски, становится все понятно. С помощью функции DiscT@2 и вездесущей программы Nero Burning ROM вы можете придать своим CD-R уникальный вид, нанеся на них «татуировки». Единственное условие — диск должен быть «закрыт» и иметь незаполненную область. Допускается, конечно, делать татуировки и на пустых дисках, но это как-то уж совсем несерьезно, хотя если вы любите оригинальные подставки под чашки... Сама операция проста: вставляем CD-R, запускаем Nero и в меню Recorder выбираем пункт DiscT@2. Далее остается лишь добавить текст и/или изображения, скомпоновать их и нажать кнопку записи. «Татуировку» можно создать как для уже «закрытого» диска, так и при подготовке к записи нового. При всей кажущейся на первый взгляд бесполезности данной функции, ей тем не менее можно найти вполне достойное применение. Как правило, CD с данными записываются «под завязку», а вот на музыкальных компакт-дисках свободное место часто остается, чем я и воспользовался, нанеся на него список композиций и свой логотип — случайно или преднамеренно спутать такой диск с другим уже не удастся. Конечно, разглядеть «татуировку» на диске потруднее, чем на коже, но даже на фталоцианиновых CD под определенным углом она вполне различима.

Что касается тестов, то почти во всех наших контрольных задачах изделие фирмы Yamaha проявило себя очень достойно. С извлечением цифрового аудио (DAE) накопитель справляется быстро и идеально точно: в начале диска скорость DAE составляет 19X, в конце — 42X при 100%-ной аккуратности. Начальное смещение у CRW-F1 составляет +733 сэмпла при чтении и +6 при записи аудио-CD. Несколько выше обычных оказались результаты теста на определение времени поиска данных: среднее значение при случайном поиске составило 115 мс, при полном — 260 мс. Видимо, этим и объясняется то, что с чтением тестового CD дисковод справился чуть медленнее, чем ожидалось. Впрочем, на фоне богатых возможностей устройства этот недостаток кажется несущественным. Так что если вы серьезно относитесь к качеству своих записей и готовы за него заплатить, то дисковод Yamaha CRW-F1 станет для вас настоящим открытием, поскольку по ряду характеристик он просто не имеет себе конкурентов.


Yamaha CRW-F1

Оценка: *****

Дисковод CD-RW с богатым набором возможностей, среди которых уникальные высококачественная запись звука и нанесение рисунков на диски CD-R.

Цена: 160 долл.

Производитель: Yamaha Corporation

Дистрибутор: Alion

Запись CD в режиме Zone-CLV (слева) и CAV